Зонная система адамса: Зонная теория Ансела Адамса для выбора и корректировки экспозиции

Содержание

Зонная теория Ансела Адамса для выбора и корректировки экспозиции

Для того, чтобы получить желаемое изображение, фотограф выбирает нужную точку съемки и подходящую оптику, выстраивает композицию снимка и устанавливает правильные параметры экспозиции. Контроль экспозиции очень важен, поскольку именно благодаря решению этой задачи обеспечивается оптимальное сочетание света и тени на фотографии. И хотя в сложных световых условиях фотограф может задействовать различные виды экспозамеров (матричный, точечный, центрально-взвешенный), встроенная автоматика цифровой камеры не всегда способна качественно определить экспозицию. Ведь фотоаппарат просто фиксирует окружающую реальность в меру своих технических возможностей и он не способен понять замысел фотографа.

Поэтому чтобы все-таки получить снимок с желаемым сочетанием света и тени, имеет смысл обратиться к теориям и приемам определения экспозиции, хорошо известным уже в течение нескольких десятилетий. В данной статье речь, в частности, пойдет о зонной теории Ансела Адамса.

Ансел Адамс – известный американский фотограф, прославившийся благодаря своим потрясающим черно-белым фотографиям американского Запада. Он также уделял внимание изучению теории и практическим приемам фотографии, о чем говорит хотя бы тот факт, что именно Адамс основал первый в США факультет искусства фотографии. Теоретические основы, так называемой, зонной системы экспонометрии в действительности были заложены еще в конце XIX столетия, когда было изучено влияние экспонирования и проявки на светочувствительные фотоматериалы.

Но Ансел Адамс вместе с Фредом Арчером  первыми начали применять принципы  зонной системы экспонометрии на практике в 40-е годы прошлого века. Зонная теория Адамса призвана упростить выбор экспозиции для сложных условий освещения.

Зонная система предполагает экспозамер отдельных участков кадра. Экспозиция же корректируется на основе представления самого фотографа о том, какой именно элемент сцены подвергается замеру. При определении экспозиции основная задача фотографа состоит в том, чтобы отобразить на фотографии светлые участки светлыми, а темные – темными ровно так, как они представляются ему самому в процессе визуализации, то есть представления конечного результата съемки.

Согласно теории Адамса, любой объект, который освещается светом, можно разбить на несколько зон – от самого яркого до самого темного. Переход от одной зоны к другой соответствует одной ступени экспозиции (изменению ее в два раза), и тона на пленке будут воспроизводиться пропорционально (если один тон воспроизведен верно, значит другие будут располагаться в соответствующем порядке относительно друг друга).

Таким образом, каждый шаг от одной зоны ксоседней будет соответствовать увеличению количества падающего света вдвое.

Эти отдельные зоны или ступени можно условно описать так:

Зона 0 (-5 EV)Абсолютно черный тон, характеризующийся очень глубокими тенями. Это практически не освещенные участки, например, проемы в темные помещения, фотографируемые из ярко освещенного пространства.
Зона (-4 EV)Самые темные тона, близкие к  черному. Присутствует глубокая тень без заметных деталей, но не совсем черная. Допустимы искажения цвета на цветной фотографии.
Зона II (-3EV)Появление первых признаков деталей в тенях. Например, черный мех, детали черной одежды или деревьев. Допустимо искажение цвета на цветной фотографии.
Зона III (-2EV)Не совсем черный тон: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев. Это может быть темный хвойный лес или темная листва.
Зона IV (-1EV)Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день: нормальная листва; сильно загорелая  кожа, зеленая мокрая трава.
Зона (0 EV)Стандартный серый тон: тень в солнечный день при легкой дымке; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; зеленая трава в сухую погоду.
Зона VI (+1 EV)Светлая незагорелая кожа; чистое синее небо; строения из белого кирпича; газетный лист с текстом.
Зона VII (+2 EV)Светло-серые, серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона: последние признаки цвета («белесость») на цветной пленке;   машинописная страница на белой бумаге.
Зона VIII (+3 EV)Белый тон с деталями и фактурой. Снег с фактурой.
Зона IX (+4 EV)Белый тон с минимумом деталей или фактурой. Сияющий снег.
Зона (+5 EV)Совершенно белый тон без деталей, солнечные блики.

Прежде чем сделать кадр, фотограф должен определиться с тем, что именно он хочет сфотографировать и какой тон необходимо показать на снимке. Тут главное выбрать наиболее важный для воспроизведения тон. Остальные же тона в обе стороны от основного будут также правильно воспроизведены в пределах диапазона передаваемых фотографическим материалом яркостей.

Экспонометр, встроенный в фотокамеру, всегда калибруется таким образом, что считает фотографируемый объект средне-серым (18% серый), то есть соответствующим V зоне. Что это дает на практике? Это означает, что наша главная задача состоит в том, чтобы правильно выбрать этот средне-серый, который будет соответствовать яркости 18-процентного отраженного света.

Сделать это можно, например, по тыльной стороне ладони, если она имеет легкий загар, либо по специальной серой карте, которая имеет 18-процентную отражательную способность. При этом та величина экспозиции, которую мы получим при наведении экспонометра камеры на объект из V-й зоны (тыльную сторону ладони), и будет являться правильной экспозицией для данной сцены.

Кстати, это именно та экспозиция, которая задействуется всеми камерами в автоматическом режиме Р. В этом режиме встроенная автоматика фотоаппарата определяет среднюю яркость всей сцены как яркость средне-серого из V зоны.Если мы правильно установили экспозицию по средне-серому, то на светочувствительной пленке отобразятся все градации серого от средне-серого до черного и в другую сторону – от средне-серого до белого. То есть получиться по нескольку стопов яркости в каждую сторону.

Зонная система отлично зарекомендовала себя при работе с черно-белой листовой фотопленкой, цветной и черно-белой рулонной пленкой, а также с негативами и диапозитивами. Но применима ли она к современной цифровой фотографии? Тут существует одно важное отличие между матрицей цифрового фотоаппарата и пленкой. Матрица характеризуется определенной линейностью – чем больше фотонов света попадет на чувствительный сенсор, тем больше электрического заряда накопится в его ячейках. Однако такое накопление заряда не может происходить вечно, то есть рано или поздно возникает момент насыщения и пробоя.

Применительно к зонной теории Адамса это означает, что здесь существует ограничение в сторону увеличения  экспозиции. По мере роста освещенности матрица цифрового фотоаппарата постепенно входит в состояние насыщения, когда начинаются проблемы: сенсор будет способен осилить яркость только до VII – VIII  зоны, все же, что в данной сцене ярче этих зон, будет воспроизведено им на фотоизображении как абсолютно белое.

Получается, что относительно средне-серой точки, по которой мы выставляем экспозицию, отклонения  яркости сильно освещенных участков снимаемой сцены не могут достигать величины большей, чем в 2 – 2,5 стопа. Ярким свидетельством этого являются цифровые снимки с проваленным, полностью белым небом.

Поэтому чтобы все-таки правильно установить экспозицию при работе с цифровой техникой  нам нужно будет искусственно занизить экспозицию всего кадра – мы назначим средне-серым объектом тот, который в реальности принадлежит не V зоне, а соответствует зоне повыше. В результате, снимок у нас может получиться чуть темнее, чем нужно, но его впоследствии легко можно будет подправить в редакторе с помощью уровней и кривых. Зато мы застрахуем себя от появления на фотографиях совершенно невосстановимой засветки в ярко-освещенных деталях сцены.

Правда, уменьшением экспозиции не стоит слишком увлекаться, поскольку это повлечет за собой потерю информации о цветах и, ко всему прочему, мы лишимся отдельных деталей в тенях. Таким образом, цифровая фототехника требует определенной дополнительной корректировки экспозиции, если мы придерживаемся классической зонной теории Адамса.

Конечно, совсем не обязательно принимать в расчет зонную теорию Адамса каждый раз, когда Вы готовитесь нажать на кнопку спуска. В большинстве случаев встроенная автоматика камеры хорошо справляется со своей работой. Однако при съемке сложно освещенных объектов (например, белый цветок на темном фоне, освещаемый лучами заходящего солнца),  будет очень полезно вспомнить о принципах зонной теории и установке экспозиции по средне-серому. В таких ситуациях Вам дополнительно поможет экран с гистограммой сделанного пробного кадра.

 Источник: Фотокомок. ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Понимание и использование зональной системы

От переводчика: Эта третья статья в серии материалов разных авторов, посвященных вопросам экспозиции. Предыдущие две:

  1. «Основы теории экспозиции для начинающих»
  2. «Всегда идеальная экспозиция»

Зонная система — это метод, сформулированный Анселем Адамсом и Фредом Арчером еще в 1930-х годах.  Это попытка выработки стандартизированного способа работы, который бы гарантировал правильную экспозицию в любой ситуации, даже в самых сложных условиях освещения, таких как контровая подсветка, экстремальная разница между светлыми и темными участками кадра, и другие подобные условия, которые, скорее всего, собьют с толку автоматику камеры и дадут совершенно неверную экспозицию.

Сегодня мы изучим эту систему, и узнаем, как она может помочь вам в практической фотосъемке!

Режимы экспозамера фотокамеры созданы для того, чтобы обеспечить корректный замер в большинстве типичных ситуаций.

Но когда вы столкнетесь с нетипичной ситуацией, автоматика камеры легко может обмануться, представляя кадр светлее или темнее чем он есть на самом деле. В такой ситуации знание зонной системы поможет вам избежать неприятностей и снимать не только правильно, но и творчески каждый раз.

Несмотря на то, что зональная система изначально была рассчитана на черно-белые листовые пленки, она может быть успешно применена к черно-белой и цветной рулонной пленке, а также к цифровой фотосъемке.

Преимущества использования зональной системы

  • Съемка всегда с правильной экспозицией, даже в сложнейших светотеневых ситуациях.
  • Получение точной оценки тонального и динамического диапазона кадра до его съемки.
  • Знание о том, когда необходимо использование градиентного фильтра.
  • Точное определение размера эксповилки для последующего объединения снимков в hdr.
  • Определение ситуации, в которой необходимо использование заполняющей вспышки для получения правильной экспозиции.

Средний серый

Экспозамер камеры разработан для того, чтобы корректно определять параметры экспозиции в типичных усредненных условиях. Имеется в виду, что камера оценивает кадр и рассчитывает для него параметры экспозиции как для среднеотражающего (коэффициент отражения 18%), которому соответствует средний серый цвет (значение посередине между чисто черным и чисто белым). Когда кадр содержит слишком много светлого, камера все равно пытается сохранить его как средний серый, затемняет, и мы получаем недоэкспонированный кадр. С другой стороны, когда кадр содержит слишком много темного, камера, сохраняя его как средний серый, осветляет его, и мы получаем переэкспозицию.

Существуют и цвета, которые считаются средними, поскольку мы, люди, видим в цвете, а не в черно-белой гамме. В том смысле, что они отражают среднее количество света, такое же, как средний серый. Понимание концепции «среднего серого» имеет основополагающее значение для применения зональной системы.

Основные понятия зональной системы

В зональной системе кадр делится на 10 зон по тональной шкале (хотя есть варианты с 9 и 11 зонами). Каждому тональному диапазону соответствует своя зона. Каждая зона отличается от предыдущей или от следующей на один «стоп» (или ступень). Таким образом, каждое изменение зоны соответствует одному стопу разницы. Зоны обозначаются римскими цифрами, причем средний тон (с коэффициентом отражения 18%), считается зоной V (5).

Для цифровой фотосъемки применимы зоны с III по VII. Самая темная часть кадра попадает в зону III, в то время как самая светлая – в зону VII.  Все, что темнее, чем зона III будет представляться как чисто черный цвет без деталей (недоэкспонированный), а все что ярче, чем зона VII представится как чистый белый цвет без деталей (переэкспонированый).

Если вы направите фотоаппарат на средне-освещенную область и корректно настроите экспозицию (нулевое, центральное значение на показаниях экспонометра), эта область будет заснята как средне-серая. Если вы откроете диафрагму или замедлите выдержку на одну ступень, что область будет переэкспонирована на одну ступень.  Если вы закроете диафрагму или увеличите выдержку на одну ступень, что область станет недоэкспонированной на одну ступень.

Итак, мы установили, что средний тон в норме расположен в зоне V. Если вы переэкспонируете его на одну ступень, вы переместите его в зону VI, заставляя его отображаться светлее, чем он есть на самом деле. Если вы недоэкспонировали его на одну ступень, вы переместите его в зону IV, заставляя его отображаться темнее, чем он есть на самом деле.

Размещение различных оттенков цвета в разных зонах 

Как видно на иллюстрации выше, средние цвета будут запечатлены правильно, если поместить их в среднюю зону, которой является зона V. Под правильным запечатлением я имею в виду, что они будут выглядеть на итоговой фотографии так же, как они выглядят на самом деле, без недо- или переэкспозиции. Эти тона включают зеленую траву или листья деревьев, красные цветы, чистое голубое небо, 18% серую карту и тому подобное . ..

Цветовые тона, которые чуть светлее, чем средние, должны быть помещены в зону VI.  Эти цвета больше пастельные или блеклые, чем средние цвета. Сюда входят чистый желтый, светло-розово-красный, светло-голубой, светло-розовый и тому подобные…

Еще более светлые цветовые тона должны быть помещены в зону VII.  Это цвета снега, белых облаков, тумана, дымки, яркого песка …

Цветовые тона более темнее, чем средние должны быть помещены в зону IV.  К их числу относятся стволы деревьев, темно-синее небо, и так далее …

Цветовые тона, еще более темныe, должны обычно быть помещены в зону III.  Это цвета черных щенков, черных туфель, самых темных теней, угля, и тому подобное …

В цифровой фотографии, в целом правильной экспозицией (технически говоря) среднего кадра будет экспозиция по среднему тону без потери деталей в светах. Я акцентирую внимание на светах потому что бороться с потерей деталей в светах гораздо сложнее чем с отсутствием деталей в тенях.

Так что, если динамический диапазон кадра больше, чем может быть снято за один снимок, то у вас есть выбор – пожертвовать светами или тенями на фотографии. И если область с возможными потерями в светах не пренебрежительно мала, вы должны всегда сохранять света. Потеря деталей в светах воспринимается как нехватка чего-то на фото, а потеря деталей в тенях более приемлема, а иногда и специально используется для достижения какого-либо эффекта.

Таким образом, чтобы правильно экспонировать типичный кадр, делайте это по среднему серому или цветному тону в кадре. Настройте экспонометр камеры по этому тону, убедитесь в отсутствии пересветов и делайте снимок.

Ниже приведены несколько фотографий с оценкой цветового тона прямо на них. Это должно дать вам представление о том, как оценивать различные цвета, анализировать ваш кадр, и помещать каждый тон в соответствующей зоне.

Автор: Samy Lamouti dzpixel

На изображении выше, желтый — это зона VI.  Желтый, как правило, всегда помещается в зону VI, поскольку он имеет +1 ступень отражения по сравнению со средними цветами. Светло-оранжевый можно также рассматривать здесь как +1, может быть, даже +1/2.

Насыщенный оранжевый – это средний цвет, поэтому его помещают в зону V. Красный, как правило, всегда считается средним цветом, если он не слишком темный или слишком светлый.  Здесь он расположен в зоне IV поскольку он темнее среднего. Пол здесь очень светлый, поэтому он находится в зоне VII.

 Автор: Claudio Alejandro Mufarrege

На этой фотографии, наполовину состоящей из неба, синий будет средним и потому он помещается в зону V. К низу он становится светлее, ближе к зоне VI. На самом верху, он примерно на -1 ступень темнее среднего, поэтому находится в зоне IV. Что касается деревьев и травы, листья обычно всегда имеют средний цвет, если они не очень темные или очень светлые.

На этой фотографии, трава близка к среднему, так что помещается в зону V. Деревья на заднем плане примерно на -1 ступень темнее, чем средний цвет, так что они помещаются в зоне IV.  Облака белые, но еще сохраняют детали, так что они зоне VII.  Что касается дороги, то она на -1 ступень темнее среднего (может быть, даже на полтора стопа темнее) поэтому она будет помещена в зоне IV (или в середине между зонами IV и III).

Автор: skoov

На фотографии маяка, море к низу приближается к среднему и будет находиться в зоне V. Хотя выше оно темнеет, пока не получается примерно -1 ступень на самом верху, так что та область может быть отнесена к зоне IV.

Что касается неба, там примерно средний цвет сверху и справа и эти области можно отнести к зоне V. Опускаясь вниз и влево оно становится на -1 ступень темнее, что можно отнести к зоне IV (может быть, чуть светлее зоны IV, возможно тут -1/2 или -2/3 стопа).

Чуть ниже оно светлеет и переходит в верную зону VI и, наконец, в зону VII в самом конце с правой стороны.  Что касается причала – его цвет очень темный с деталями, так что это можно считать зоной III.

Автор: Ben Fredericson

Я выбрал эту фотографию, чтобы показать какие разные оттенки может принимать листва деревьев и вы можете подойти к размещению разных оттенков зеленого в разные зоны. Прежде всего, трава в левой части кадра имеет среднюю отражательную способность, так что может быть помещена в зону V.

По краям дороги, уходя на задний план слева и справа, она становится светлее примерно на +1 ступень поэтому может быть отнесена к зоне VI.  Деревья по обе стороны дороги примерно на -1 ступень темнее среднего, поэтому относятся к зоне IV.  Кусты на заднем плане примерно на +2 ступени темнее среднего, поэтому они могут быть расположены в зоне III.

 Автор:  Jon Hurd

Здесь песок очень яркий, но сохраняющий текстуру и детали. Имея +2 ступени света по сравнению со средним, он находится в верной зоне VII. Белые участки на собаке также будут в зоне VII, а темные, примерно на -2 ступени темнее среднего, попадают уже в зону III.

Заметьте, что левый глаз собаки становится чуть-чуть недоэкспонированным, что приемлемо, поскольку в случае экспонирования с сохранением деталей в этом маленьком участке снимка, вылетят детали во всех светах. Сочетание очень светлых и очень темных участков в кадре представляют более широкий динамический диапазон, чем способна отобразить цифровая камера, так что нельзя сохранить детали и в светах и в тенях с одной экспозиции в таком кадре. Плюс, как уже говорилось, потери деталей в тенях воспринимаются более терпимо, чем в светах.

Облака светлые и с деталями, так то они в зоне VII. Небо в этом снимке ярче среднего, чем в среднем, что составляет +1 стоп и зону VI.

Портретная фотосъемка и зональная система 

В то время как пейзажным фотографам будет ближе применение зональной системы к природным цветам, таким, как цвет гор, деревьев, неба, моря и так далее, портретные фотографы более знакомы и заботятся о тоне кожи и цвете волос.

Кожа большинства людей, как правило, находится в диапазоне между IV и VI зонами, помимо некоторых исключений, очень светлых или очень темных тонов кожи.  Когда вы снимаете людей и портреты, вы, больше всего заботитесь о тоне кожи. Одежда, конечно, тоже имеет значение, но не настолько, как тон кожи, особенно, когда на фото виден лишь небольшой кусочек одежды.

Давайте посмотрим как мы размещаем различные оттенки кожи в различных зонах.

Автор: creativesam

Этот малыш имеет светлый оттенок кожи, где-то на полтора стопа светлее среднего. Так что это попадает между зоной VI и VII.  Его светлая одежда также сохраняют детали, так что там ничего не вылетает, не теряется.

Может быть, у него в открытом рту теряются детали в тенях, но это не проблема. Во-первых, потому что мы не хотим потерять наши детали в светах из-за переэкспозиции чтобы экспонировать эту крошечную область тени. И, во-вторых, как я уже говорил раньше, когда динамический диапазон сцены больше, чем может быть снято за один снимок, потери в тенях более приемлемы, чем потери в светах.

 Автор: Mr. Theklan

У девушки на этой фотографии кожа темнее чем у мальчика выше, но не до среднего цвета. Она примерно на 1/2 стопа светлее среднего. Светлые участки на ее глазах и зубах также сохраняют детали. Потеря деталей не наблюдается и в темных участках, таких, как волосы, одежда, аксессуары и это замечательно.

 Автор: Fabio Gismondi

У этого парня близкий в среднему цвету оттенок кожи, так что он попадает в зону V. В темных областях волос и меха наблюдается потеря детализации, но поскольку сохранены детали в светах, все в порядке.

Автор: Rajiv Ashrafi

Кожа этой старушки примерно на полтора стопа темнее среднего, так что она между зонами IV и III. Разница с зоной III заметна если сравнить цвет кожи с цветом ее черных волос. Ее кожа светлее.

Есть небольшой пересвет на ее левом плече, но это приемлемо. Если бы площадь пересвета была больше, возможно понадобилось бы пересчитать экспозицию для сохранения всех деталей изображения.

Оценка кадров с широким динамическим диапазоном 

Когда кадр имеет огромную разницу между светлыми и темными тонами, это означает что кадр имеет широкий динамический диапазон и не может быть сохранен со всеми деталями за один снимок. Так что если вы не планируете сделать несколько снимков для объединения в постобработке или использовать градиентный фильтр (который не всегда может помочь в любой ситуации), вы непременно должны сделать выбор. Предпочитаете ли вы урезать детали в тенях или светах?

В подавляющем большинстве случаев, ответом будет сохранение светов чтобы остальное умещалось в динамический диапазон как выйдет. Пока светлая область не будет слишком мала чтобы испортить снимок, или не имеет большого значения в кадре, или потери теней совершенно испортят фото, вы всегда должны сохранять света.

Автор: Evan Leeson

Глядя на снимок выше, можно было бы сказать, что придется жертвовать тенями или светами. Поскольку вы не можете обойтись без светлого тумана покрывающего верхнюю половину кадра и потерять все настроение снимка, экспонирование кадра довольно просто. Настройте экспозицию по туману, поместив его в зону VII, скомпонуйте кадр и снимайте. Все остальное займет свои места. Потеря деталей в тенях не будет проблемой поскольку мистический туман, шелковистая вода и плывущая лодка добавляют драматизма в фотографию.

Автор: Gwenael Piaser

В этом примере мы знаем, что свет, проникающий через окна дает возможность сделать фотографию без потери деталей в тенях и светах за один снимок. Но фотограф вместо этого решил творчески использовать эту ситуацию и запечатлеть гуляющих людей как застывшие силуэты, сохраняя все великолепие настроения города снаружи, что сделало снимок намного более интригующим для зрителя.

Экспонируя этот снимок, вы наводите камеру на светлую область неба сверху, помещаете ее в зону VII и пусть все остальное занимает оставшееся место.

Автор: Jamie Hladky

На этой фотографии с солнцем в кадре, нет способа сохранить все детали в светах при любых значениях выдержки. У вас останется огромная темная область с маленькой светлой точкой и больше ничего. По этой причине, позволяя центру Солнца быть пересвеченным, сохраняя при этом другие детали изображения с синевой неба, красными маками и зеленью травы, мы получим достойный снимок.

Альтернативой в данном случае было бы изменение ракурса и перекомпоновка кадра таким образом, чтобы он не включал солнце, но я думаю, что в данном случае это бы просто убило то, что делает этот кадр особенным. Так что не беспокойтесь о потере светов в этот раз.

Заключение 

Некоторые люди считают, что зональная система не создана и неприменима к цифровой фотографии, но это не так. Быть может, не настолько, как раньше с пленкой, но она несомненно имеет огромное значение для вас и вашей фотосъемки. Она заставляет вас думать об экспозиции, и планировать свою съемку лучше.

Запомните эмпирическое правило: в типичных средних случаях достаточно навести камеру на средний цвет, настроив экспозицию, поместить его в зону V, а затем компоновать кадр. Для кадров с широким динамическим диапазоном, если вы не планируете объединять несколько кадров, использовать заполняющую вспышку или градиентный фильтр, вы должны сделать выбор между светами и тенями. Что вам важнее: детали в светах или в тенях? Выбирайте свой путь, проводите согласно ему измерения, а остальное встанет на свои места.

Автор: Diana Eftaiha

10/05/2013    Просмотров : 65247    Источник: photo.tutsplus.com    Перевод: Алексей Лепилин

Как использовать систему зон Анселя Адамса в цифровом мире

Наша гистограмма показывает 256 оттенков серого. Помимо чистого черного и чистого белого, Ансель Адамс использовал всего девять оттенков, чтобы управлять контрастом в своих знаменитых пейзажных фотографиях. Его система зон все еще может быть использована для нашей современной цифровой фотографии.

Каждый фотограф-пейзажист слышал об Анселе Адамсе или когда-нибудь сталкивался с этим именем. Знаменитый американец в основном известен своими черно-белыми фотографиями национального парка Йосемити. 1941 фото «Восход луны», Эрнандес, Нью-Мексико, пожалуй, самая известная его фотография.

Одна из причин, почему Адамса считают великим фотографом – его знаменитая система зон. С помощью этой системы Адамс смог идеально контролировать контрастность своих черно-белых фотографий. Основное правило Адамса гласило: «Разоблачение для теней; развиваться для основных моментов ».

Некоторые зрители назвали это фото Ансела Адамса достойным. Хотя я бы не осмелился провести сравнение сам, мне нравится контраст на этой фотографии, которую я сделал на Лофотенских островах несколько лет назад, где тогда было великолепное освещение. (EOS 1Dx 164 мм | ISO200 | f/9| 1/1000)

Я нашел огромный контраст на этой картине Тинтолмура и Дрангарнира, идеально подходящей для черно-белого преобразования. Я думаю, свет, силуэт и то, как свет ползет по краю Тинтолмура, поразительны. (EOS 5D4 35 мм | ISO100 | f/9 | 1/200)

Система зон Анселя Адамса делит фотографию на одиннадцать зон; девять оттенков серого, а также чистый черный и чистый белый. Можно предположить, что обычная фотография не содержит чистого черного и чистого белого. Поэтому девять оттенков серого будут единственными зонами, которые вы можете найти на фотографии.

Адамс, фотографировавший черно-белую негативную пленку, позаботился о том, чтобы экспонировать самые темные части своего пейзажа. Таким образом, он предотвратил получение на фотографии чистого черного цвета. При проявке своей фотобумаги он позаботился о том, чтобы манипулировать темными и светлыми частями фотографии таким образом, чтобы оттенки серого соответствовали его системе зон.

Система зон, изобретенная Анселем Адамсом. Полезный способ чтения контраста на черно-белой фотографии. Но можно ли его использовать в цифровом мире. Думаю, да, с небольшой доработкой.

Но вы должны изменить основное правило Адамса, касающееся экспозиции и развития.

Поскольку Адамс позаботился о том, чтобы не получить чистый черный цвет, ему удалось оптимально использовать динамический диапазон своей черно-белой пленки. Во время разработки он смог осветлить и сжечь оттенки серого, чтобы получить максимально возможный контраст.

Я пытался использовать систему зон Анселя Адамса, чтобы прочитать фотографию, сделанную на Фарерских островах. Контраст усиливается во время постобработки. Я сделал снимок, используя метод «Экспозиция справа», чтобы сохранить детализацию в темных областях и предотвратить пересветы.

К сожалению, его способ фотографирования невозможно адаптировать к цифровой фотографии. Когда мы экспонируем темные части фотографии, возникает риск передержки светлых участков. Все мы знаем, что при использовании цифровой фотографии переэкспонированные области невозможно восстановить никоим образом. Мы все слышали термин для такой передержки: пересветы.

Это также главное отличие от аналоговой пленки. На аналоговой пленке недодержка невозможна, а передержка поправима. С цифровой фотографией все наоборот, до определенного момента, конечно. Это означает, что базовое правило Анселя Адамса неприменимо для цифровой фотографии.

Экспонирование теней, как в этом примере, нецелесообразно в эпоху цифровых технологий. Когда блики переэкспонированы, их невозможно восстановить. В этом большая разница с аналоговой пленкой. Поэтому разумно избегать чрезмерного воздействия.

Означает ли это, что система зон не может использоваться для цифровой фотографии? К счастью, его еще можно использовать. Вместо экспонирования для теней и проявки для бликов нам нужно экспонировать для бликов и проявить для теней. Это всего лишь небольшое, но очень важное изменение.

При высокой контрастности всегда экспонируйте самую яркую часть изображения, в данном случае водопад. Экспонируя как можно дольше, не засвечивая светлые участки, вы сохраняете максимальное количество деталей в темных областях изображения. (EOS 5D4 16 мм | ISO100 | f/11 | 2,5 сек)

Когда мы переносим это на современную цифровую фотографию, мы видим, как это новое базовое правило напоминает экспозицию справа (EttR). Экспозиция справа — это не что иное, как экспозиция для светлых участков, которая преобразуется в гистограмму, расположенную в правой части графика, при этом следите за тем, чтобы ни один свет не был засвечен. Это единственный способ сохранить как можно больше информации в темных оттенках серого. И, если повезет, таким образом не получится получить чистый черный цвет на изображении.

С этим изображением можно улучшить экспозицию. Экспозицию можно увеличить почти на 1,5 EV, максимально увеличив детализацию. Камера настроена на монохромное изображение, чтобы цвета не отвлекали внимание. Это помогает сконцентрироваться на контрасте.

Экспозиция вправо и экспозиция по светлым участкам не дадут изображения, пригодного для использования без надлежащей постобработки. Очень важно манипулировать оттенками серого таким образом, чтобы получить идеальный контраст. Использование необработанного формата файла очень важно, потому что только тогда у вас будет возможность использовать максимальный динамический диапазон цифрового датчика. При постобработке вашего необработанного изображения можно снова использовать девять оттенков серого из системы зон, которую изобрел Ансель Адамс.

Всего с четырьмя ползунками в Lightroom мы можем управлять контрастностью фотографии. Вы можете сделать это глобально или локально. Последний позволяет вносить небольшие коррективы в фотографию. Детали в тенях присутствуют благодаря методу экспозиции справа.

При использовании Lightroom вы можете использовать ползунки подсветки и тени для управления оттенками серого. Ползунок черной и белой точек позволит вам манипулировать границами, а языковые настройки позволяют оптимизировать любую часть фотографии по своему вкусу. При правильной постобработке вы получите идеальный контраст на черно-белой фотографии. Как будто мы снова вошли в темную комнату Анселя Адамса.

Как насчет цвета? Зональная система Анселя Адамса придумана, конечно, для черно-белой фотографии, но ее можно использовать и для цветной фотографии. Иногда бывает сложно распознать различные блики на цветной фотографии. Временно превратив его в черно-белый, можно было бы снова успешно использовать систему зон Анселя Адамса. Подробнее об этом методе вы можете прочитать в моей предыдущей статье.

Как насчет цвета? Система зон все еще может использоваться для цветной фотографии, но может быть трудно распознать контраст. Как я уже упоминал в своей предыдущей статье; временное преобразование фотографии в черно-белую может очень помочь.

Вы когда-нибудь использовали систему зон для своей фотографии, будь то черно-белая или цветная? Или вы считаете этот метод устаревшим и не подходящим для цифровой фотографии. Мне нравится читать ваше мнение в комментариях ниже.

Если вы хотите вывести свою фотографию на новый уровень, но не знаете, с чего начать, ознакомьтесь с учебным пособием «Всесторонне развитый фотограф», где вы сможете изучить восемь различных жанров фотографии в одном месте. Если вы купите его сейчас или любой из наших других руководств, вы можете сэкономить 15%, используя « АРТИКУЛ » при оформлении заказа. 

Как использовать систему зон Анселя Адамса для создания лучших цифровых фотографий

Вы фотограф, который хочет лучше понять экспозицию и динамический диапазон? для более глубокого понимания этих аспектов фотографии.

Система зон может помочь вам определить свет и тон в сцене. Когда вы сможете это сделать, вы сможете с уверенностью установить экспозицию. фотографию, цветную или черно-белую 9.0003

Возможно, вы читали мнения о том, что система зон слишком сложна или не предназначена для цифровой фотографии. Эти мнения действительно несут некоторые достоинства. Но я считаю, что когда у фотографов есть базовое понимание системы зон, это инструмент, который они будут часто использовать.

Содержание

  • Что такое система зон?
  • Как работает система зон?
    • Попробуйте это упражнение на экспозицию в фотографии
    • Правильная экспозиция
  • Применяется ли система зон к цифровой фотографии?
    • Учет динамического диапазона
    • Высокая контрастность и динамический диапазон
  • Замер по серой карте
  • Почему использование системы зон может помочь вашей фотографии
  • Система зон и постобработка
    • Использование Система зон во время цифровой почты -Обработка
  • Применение системы Zone на практике
      • Использование ручного режима
      • Замедление
  • Заключение. Ваш творческий замысел имеет решающее значение

Моя задача состоит в том, чтобы представить вам Систему зон таким образом, чтобы вы полюбили ее использовать. Но если вы предпочитаете делать все по-простому и любите делать снимки, эта статья может быть не для вас. Если вам интересно научиться управлять камерой, чтобы делать выразительные и креативные фотографии, продолжайте читать.

Как и при обучении чему-либо творческому, вам придется разобраться с теорией, чтобы овладеть ремеслом. Метод Zone System дает вам возможность уверенно делать более смелые творческие решения при настройке экспозиции. Как только вы поймете, что такое система зон, вы сможете с большей уверенностью настраивать диафрагму, выдержку и ISO.

Моя цель в этой статье — максимально практично объяснить, как я использую Zone System и как она может помочь вам улучшить вашу фотографию.

Что такое Зональная система?

Zone System предоставляет фотографам научный метод оценки диапазона тонов в композиции. Он также помогает фотографу настроить параметры экспозиции камеры, чтобы сделать изображение таким, каким его себе представляет фотограф.

Американские фотографы Ансел Адамс и Фред Арчер разработали Зональную систему. Они придумали его, чтобы помочь им быть более научными и точными в экспонировании и обработке черно-белых пленок. Это было задолго до изобретения цифровой фотографии. Также было задолго до того, как к камерам добавились автоматические и полуавтоматические режимы. Когда-то у фотографов не было другого выбора, кроме как тщательно продумать свет и как лучше всего контролировать свои настройки экспозиции.

Система зон представляет собой шкалу из одиннадцати значений тона. Самый темный — чисто черный, самый светлый — чисто белый. Черный — это зона 0, белый — это зона X. Каждое значение серого между этими двумя крайними значениями ровно на один фотографический шаг отличается от тона серого по обе стороны от него. Таким образом, Зона III на одну ступень темнее, чем Зона IV, и на одну ступень светлее, чем Зона II. Зона VII на одну ступень темнее зоны VIII и на одну ступень светлее зоны VI и так далее.

Алан Росс, помощник Ансела Адамса, сказал следующее о разработке Адамом и Фредом Арчером системы зон.

«В их намерения не входило создание какой-либо догматической методологии. Вместо этого он должен был дать фотографу возможность эффективно оценивать качество сцены и с уверенностью следить за тем, чтобы информация, необходимая для визуализации фотографа, попала на пленку».

Как работает зональная система?

Важным ключом к эффективному использованию Zone System является знание того, что Zone V представляет тот же тон, к которому может относиться любой измеритель камеры. Экспонометры регистрируют отраженный свет, как если бы он отражался от поверхности среднего серого цвета. Это тон в Зоне V, который находится на полпути между черным и белым. Он также известен как 18% серый.

Попробуйте это упражнение на экспозицию в фотографии

Правильная экспозиция — это не всегда то, что вы думаете. Наведите камеру на сцену, которая полностью белая и равномерно освещена. Когда значение экспозиции станет равным нулю, сделайте снимок. Ваш объект будет выглядеть серым на фотографии. Сделайте еще одно фото композиции, включающей только черный цвет и равномерно освещенной. Ваш объект будет выглядеть на фотографии серым, а не чисто черным. Это потому, что экспонометру нужна основа для работы, а это средний серый цвет.

Ваша камера никогда не знает, какой у вас объект. Он не знает, какие цвета или тона содержатся в вашей композиции. Камера не знает качество света, освещающего ваш объект. Но настройки экспозиции вашей камеры должны быть правильно отрегулированы, чтобы вы могли делать фотографии с хорошей экспозицией. Чтобы сделать расчет экспозиции практичным, все экспонометры откалиброваны по этому среднему серому или зоне V в системе зон.

Когда вы это знаете и снимаете показания точечного замера с той части композиции, которую считаете наиболее важной, вы можете управлять ее тоном.

Белая чашка сфотографирована с экспонометром, показывающим 0, примерно в Зоне V. © Кевин Ландвер-Йохан

Сделайте настройку экспозиции на белом объекте. Установите экспозицию так, чтобы счетчик показывал ноль. Вы знаете, что белый объект будет отображаться на фотографии как средний серый. Тот же результат получается при использовании любого из режимов автоматической экспозиции вашей камеры или автоматического ISO. Регулируя значение экспозиции, делая его на четыре ступени светлее, ваш белый объект будет отображаться так, что на вашей фотографии он будет выглядеть белым. Обратное относится к съемке черного объекта, поэтому на фотографии он выглядит черным.

Создание правильной экспозиции

Часто то, что показывает ваша камера, является правильной экспозицией, и фотография не будет похожа на то, что вы видите своими глазами. Если вы хотите получить такую ​​фотографию, вам нужно использовать компенсацию экспозиции или настроить диафрагму, скорость затвора и/или ISO.

Постоянное использование режимов автоматической экспозиции и отсутствие компенсации экспозиции часто приводит к тусклым фотографиям. Это потому, что камера запрограммирована воспринимать все как скучный серый тон, независимо от того, какого цвета или тона он на самом деле. Это технологическое ограничение, которым наши глаза не ограничены.

Вы можете использовать фотографии для документирования реальности или для творческого самовыражения, а также для многих других целей. «Правильная экспозиция» — это то, что вам нужно. Чтобы получить такую ​​экспозицию, вы должны отказаться от управления камерой, потому что не все, что мы фотографируем, имеет средне-серый цвет. Вы также должны знать, чего хотите достичь, устанавливая экспозицию.

Применяется ли зональная система к цифровой фотографии?

С тех пор, как Ансель Адамс и Фред Арчер разработали Zone System, среда, которую большинство из нас использует для создания фотографий, изменилась. Но свет и тон остаются прежними. По этой причине система зон остается актуальной, и некоторые ее элементы могут быть применены непосредственно к цифровой фотографии.

Некоторые аспекты Zone System относятся к методам обработки черно-белых негативов. Способ обработки может изменить плотность эмульсии пленки и, следовательно, повлиять на способ изготовления отпечатков.

Как и другие аспекты использования негативной пленки или слайд-пленки, это поможет вам глубже понять цифровую фотографию. Вы можете использовать эту информацию, чтобы лучше понять, как обрабатывать цифровые изображения.

С учетом динамического диапазона

Помимо различий в обработке, динамический диапазон также отличает пленочную и цифровую фотографию.

Динамический диапазон — это разница между самыми светлыми и самыми темными тонами, записанными на фотографии. У пленочных и ранних цифровых камер динамический диапазон был гораздо более ограниченным, чем у современных цифровых камер. Вот почему некоторые люди считают систему зон избыточной. Они думают, что, поскольку Ансель Адамс и Фред Арчер разработали систему зон для использования с черно-белой листовой пленкой, она не имеет отношения к фотографии. После обработки листа пленки вы не сможете изменить негатив. Во время обработки квалифицированный специалист может контролировать плотность пленочной эмульсии. Затем это влияет на некоторые аспекты изготовления отпечатков с негатива.

С цифровой обработкой у вас гораздо больше гибкости, а с файлами RAW вносимые вами изменения не являются разрушительными. Это означает, что вы можете делать ошибки и исправлять их столько раз, сколько захотите. С пленкой у вас нет такой роскоши. Система Zone дает фотографу уверенность в экспозиции и проявлении.

Фото Ансела Адамса: луна и полукупол в национальном парке Йосемити.

Высокая контрастность и динамический диапазон

Несмотря на то, что датчики цифровых камер стали более совершенными, существуют ограничения диапазона тонов, которые они могут зафиксировать на одном изображении. Таким образом, понимание и внедрение Zone System может помочь вам более умело экспонировать цифровые фотографии.

В высококонтрастных сценах с широким тональным диапазоном тщательный выбор параметров экспозиции является более важным. Если вы когда-либо фотографировали традиционную церковную свадьбу, вы можете понять, что я имею в виду. Жених в чистом черном. Невеста в чистом белом. Прекрасный солнечный, летний день. Как вы можете сделать экспозицию, чтобы сохранить детали как ее платья, так и его костюма?

Если вы настроите экспозицию так, чтобы белое платье находилось в Зоне IX, его костюм может быть в Зоне III или Зоне IV и не выглядеть чисто черным. В качестве альтернативы, если вы выставите костюм в Зону I, ее платье может быть в Зоне VII или Зоне VIII. Он будет выглядеть тусклым и не совсем белым. Не то, что невеста, вероятно, оценит.

При тщательной постобработке цифрового изображения это можно исправить, если вы хорошо экспонировали фотографию. Если вы не будете достаточно осторожны, вы рискуете испортить белый цвет или потерять какие-либо детали в черном цвете.

Информация о динамическом диапазоне поможет вам понять, когда яркость сцены может превысить возможности вашей камеры для ее качественной записи. Затем вы можете выбрать настройки экспозиции под руководством Zone System. Это может быть полезно для фотографов-пейзажистов, фотографов-портретистов и любого фотографа.

Его можно использовать в любых условиях освещения, но наиболее важно при ярком жестком свете. Это связано с тем, что контрастность выше, а диапазон тонов между чистым белым и чистым черным шире.

Замер по серой карте

Фотографы старой школы использовали серую карту или падающий замер, чтобы определить правильную экспозицию. Оба эти метода обеспечивают хорошую экспозицию для средних тонов. Затем фотограф может внести коррективы в настройки экспозиции, основываясь на своих знаниях о системе зон.

Название предполагает серую карту. Это кусок 18-процентной серой карты, которую держат перед объективом и считывают экспозицию. Карта должна быть в том же свете, что и сцена, которую вы будете фотографировать. Если, например, вы стоите в тени и фотографируете освещенную солнцем сцену, вам нужно будет держать серую карту на солнце, чтобы получить показания.

Измеритель падающего света обычно представляет собой портативный люксметр, который считывает падающий свет. Это свет, который ни от чего не отражается. Экспонометр будет отображать информацию об установке экспозиции для средних тонов для всего, что находится в одном и том же свете.

Показания экспонометра, сделанные таким образом, дают вам четкое представление о том, где экспонировать средние тона в сцене. Как только вы это узнаете, вы сможете отрегулировать экспозицию с помощью количества остановок, которые вы решите, где должны быть ваши различные зоны.

Старая камера и измеритель падающего света. © Kevin Landwer-Johan

Почему использование системы зон может помочь вашей фотографии

Знание тонального диапазона сцены помогает вам определить, нужна ли вам компенсация экспозиции. Использование точечного измерителя для измерения коэффициента отражения от области Зоны V показывает, где находится средний серый цвет. Затем вы будете знать, на сколько ступеней нужно отрегулировать экспозицию, чтобы сделать что-то чисто белое или чисто черное. Вы также сможете рассчитать размещение различных тонов в Зоне II, Зоне IX или любой другой Зоне.

Когда вы фотографируете человека, обычно очень важно правильно выставить тон его кожи. Вы хотите, чтобы они выглядели максимально естественно. В некоторых ситуациях вы можете захотеть, чтобы тон их кожи был темнее или светлее, чем он есть на самом деле. Фотографируя женщин в Таиланде, им обычно нравится, если их кожа на одну-две ступени светлее, чем на самом деле. Это тщеславие.

© Kevin Landwer-Johan

Понимание системы зон и правильное использование экспонометра фотокамеры позволяют настроить способ отображения значений тона на фотографиях. Вы можете стремиться всегда отображать значения как можно ближе к реальным. Вы также можете манипулировать тонами, чтобы они казались светлее или темнее, чем они есть на самом деле.

Использование системы зон может показаться сложным, но это похоже на что-то творческое. Как только вы попрактикуетесь, вы станете опытным и уверенным в использовании. Для реализации этой фотографической теории требуется время. Но когда вы это сделаете, вы все больше и больше будете замечать, насколько вы можете контролировать детализацию теней и светлых участков в любой снимаемой сцене.

Зональная система и постобработка

«Правда в том, что за пять с лишним лет, что я работал с ним в фотолаборатории, я ни разу не видел, чтобы Ансель делал прямой отпечаток. Идеальный негатив Zone System, если он есть, может выглядеть скучно, как прямой отпечаток. Но информация нужна для достижения того, что было визуализировано в момент спуска затвора». 900:50 Алан Росс говорит о «постобработке» Анселя Адамса.

Любой, кто читал об Анселе Адамсе или смотрел видео о его методах печати, знает, что он был дотошным человеком. Как подчеркивается в приведенной выше цитате, его методы печати не были такими простыми.

Многие его отпечатки пейзажной фотографии были обработаны в фотолаборатории путем осветления и прожигания. Еще до того, как перейти к печати, пленка могла быть обработана не с рекомендованной скоростью коробки. Это изменит плотность эмульсии в зависимости от того, как он замерил эту конкретную экспозицию. Это работало только с листовой пленкой, а не с рулонной пленкой, если только весь рулон не был постоянно экспонирован.

Фотография Анселя Адамса под названием «Snake River»

Использование системы зон при цифровой постобработке

В цифровой фотографии замер и компенсация экспозиции могут меняться от кадра к кадру. Затем вы можете применить изменения постобработки, чтобы выделить детали и изменить тональные значения по своему усмотрению.

Когда вы начинаете постобработку хорошо экспонированного цифрового изображения, у вас появляется большая гибкость и возможности. Гораздо больше, чем когда изображение было плохо экспонировано. Правильное измерение света и знание того, как использовать систему зон, дает вам прочную основу для управления настройками вашей камеры. Это позволит каждый раз получать хорошо экспонированное изображение. Затем вы можете работать над последующей обработкой деталей цвета и света либо глобально, либо локально с помощью предпочитаемого вами программного обеспечения для редактирования.

Такие программы, как Photoshop, предоставляют гораздо больше возможностей для редактирования деталей, чем когда-либо было возможно в традиционной фотолаборатории. Многие инструменты темной комнаты, такие как осветление и затемнение, присутствуют в современном программном обеспечении для редактирования. Они выполняют почти те же функции, что и при печати в темной комнате, но с гораздо большими возможностями управления.

Использование системы зон во время цифровой постобработки позволяет контролировать детализацию и необходимый диапазон тонов в каждом изображении. Это то же самое для цвета, что и для черно-белого. Вы можете манипулировать своим изображением, чтобы у вас был полный тональный диапазон. Или вы можете ограничить его столько, сколько хотите. Знание того, к какой зоне относится любой элемент вашего изображения, может помочь вам сделать более динамичные отпечатки.

Применение системы зон на практике

Свет — это сущность фотографии. Без света вы не сможете сделать снимок. Чем лучше вы разбираетесь в свете, тем лучше вы фотограф. Используя свое умение работать с камерой и хорошо измеряя, вы можете создавать разнообразные и хорошо экспонированные цветные и черно-белые изображения.

Черно-белое мышление может помочь вам понять, как правильно измерять. Наблюдение за зонами, в которые попадают разные цвета при замере, требует практики. По мере того, как вы научитесь это делать, вы будете знать, сколько ступеней регулировки вам нужно сделать, чтобы получить желаемую экспозицию.

Ansel Adams
Ручной режим Embrace

Использование точечного измерителя для снятия показаний в областях, которые вы хотите содержать с наибольшим количеством деталей, станет вашей второй натурой, когда вы примените это на практике. Если вы привыкли использовать камеру в любом из автоматических или полуавтоматических режимов, это серьезная настройка. В конечном итоге это приведет вас к лучшему пониманию света и экспозиции. Больше, чем если бы вы использовали только настройку компенсации экспозиции на своей камере. Вы будете более точно знать разницу в количестве ступеней, когда будете управлять экспозицией вручную.

На эту деталь стоит обратить внимание. Чем больше вы полагаетесь на автоматическую компенсацию и компенсацию экспозиции, тем ленивее становится ваш мозг в отношении настроек камеры. Когда вы переключаетесь в ручной режим, вы вынуждены обратить внимание. Вы обнаружите, что какое-то время вам придется работать на более низкой скорости.

© Kevin Landwer-Johan
Помедленнее

Нет ничего плохого в том, чтобы приближаться к фотографии немного медленнее. Таким образом, вы можете научиться использовать Zone System и управлять камерой в ручном режиме. По мере практики вы будете все быстрее и точнее работать с камерой. Со временем вы станете более последовательными в настройках экспозиции, а также станете более уверенными в себе. Чем дольше вы тратите на авто, тем медленнее будет ваш творческий прогресс.

Возможно, вы думаете, что используете пленочную камеру со слайд-пленкой. Если вы когда-либо фотографировали на слайд-пленку, вы знаете, что правильная настройка экспозиции гораздо важнее, чем с современной цифровой камерой. Вы вынуждены работать с меньшей скоростью и делать меньше фотографий.

Вы также будете знать, что у вас практически нет возможностей для внесения изменений во время постобработки. Если ваше небо слишком яркое, вам нужно использовать градуированные фильтры нейтральной плотности, чтобы контролировать значение тона. Это опустит его из зоны X в зону IX или ниже, в зависимости от силы фильтра плотности. Когда вам придется думать об этих вещах, вы будете более настроены на видение тональных зон. Тогда вы сможете лучше выбирать, где и как измерять свет с помощью вашего глюкометра.

В конце концов, вы автоматически будете знать, сколько ступеней вам нужно для настройки экспозиции, чтобы поддерживать тональный диапазон в нужных зонах.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *