Обзор фотографий: Photar.ru — Путеводитель в мире фотографии
Обзор фотографий традиционного рыболовства жителей Карелии в годы Второй мировой войны по материалам сайта sotasampo.fi | Обзор фотографий традиционного рыболовства жителей Карелии…| Электронная библиотека
Рыболовство один из основных традиционных промыслов населения, на протяжении столетий проживавшего на территории современной Карелии.
Задача данной обзорной статьи представление процессов рыбной ловли и орудий рыболовства, зафиксированных финскими фотографами.
Министерство обороны Финляндии опубликовало в интернете свои фотографии, отснятые во время Зимней и Второй мировой войн.
Съемки охватывают период с осени 1939 до лета 1945 года. Финский генштаб основал девять информационных агентств, в подчинении которых находилось около 150 фотографов, работающих на фронте. Некоторые снимки публиковали в прессе, но большинство из них оставались в закрытых архивах. Теперь это наследие находится на сайте https://www.sotasampo.fi/ и доступно для широкой общественности. В архиве более 160 тысяч цветных и чёрно-белых фотоснимков.
На фотографиях запечатлены военная техника, конструктивные детали и декоративные элементы культовых и гражданских построек, интерьеры, солдатский быт, разрушения после бомбёжек, а также жизнь в тылу местных жителей, их хозяйственные занятия, сбор урожая, спортивные мероприятия.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
В данной статье будет рассмотрены те фотографии, на которых запечатлены процессы рыбной ловли жителей Карелии, в частности, проживавших на территории Заонежья.
Рыболовство – один из древнейших промыслов. Это подтверждают различные источники. Первые из них – находки археологов.
На территории Карелии, в частности, Заонежья, археологи выявили несколько поселений, находки в которых позволяют рассуждать об использовании рыбы в качестве пищи. Это, прежде всего, Оленеостровский могильник (начало VI тысячелетия до н. э.), в котором обнаружены фрагменты рыболовных крючков. В Кижских шхерах в окрестностях залива Вожмариха, также обнаружены фрагменты приспособлений для рыбной ловли.
На стоянках VII – сер. V тысячелетий до н. э. помимо крючков, найдены также грузила для сетей, что, по мнению археологов, говорит о древности ловли рыб сетями. [1]В ХV-ХVI веках начинается документально зафиксированная история рыболовных промыслов. До наших дней сохранилось мало источников этого периода. Главным образом, это писцовые книги, в которых приведена перепись населения, земельные наделы, рыболовные угодья. В писцовой книге 1582/83 г. перечислены виды рыб, снасти, рыболовные угодья в Заонежье. [2]
Более детальное исследование и описание рыболовства началось в ХVIII-XIX веках. В это время территорию современной Карелии посещает множество путешественников, этнографов, ученых. [3] Для исследователей и путешественников тех времен было характерно всестороннее описание неизведанного края, рельефа местности, флоры и фауны, быта, нравов и психологии жителей, описания снастей, способов ловли и видов рыб в зависимости от времени года и местности.
Все эти записки путешественников, книги, публикации носят описательный характер, в ряде случаев подкрепленный рисунками и крайне редко фотографиями. Фотографии финского сайта позволяют нам увидеть собственными глазами, как и чем ловили рыбу наши прадеды.
Из огромного количества фотографий финского военного архива выбраны наиболее интересные снимки, запечатлевшие различные рыболовные орудия, самих рыбаков и их уловы. Также в сети интернет была найдена краткая информация об авторах этих фотографий — финских солдатах, сделавших эти снимки.
Автор первых фотографий Рейно Пелтола. Он родился 04.05.1916 г. в Сиппола. Семейное положение: не женат, детей нет. До войны занимался сельским хозяйством (был фермером). Убит в бою 16.10.1941г. в Пюханиеми в чине капрала. Фотографии Рейно Пелтола сделал в Заонежье.
Фото 1
На первой фотографии запечатлен мужчина. В левой руке он держит «козу». «Коза» — особое металлическое устройство, крепившееся на носу лодки. На «козу» укладывали горящие поленья и ездили лучить рыбу. Отсюда и второе название «луч». Деревянная часть «козы» выполнена из саморослой части дерева в виде двурогих вил. В нижней части вилки видны веревки, для крепления «козы» к носу лодки. В правой руке мужчина держит острогу. Длина рукояти больше двух метров. На остроге 8 зубцов. Бытовали остроги редкие и частые, с разным количеством зубьев от 3 до 12. На зубьях остроги делаются зазубрины – по одному на каждом зубе, загнутые в сторону рукояти, чтобы пойманная рыба не могла сорваться. Подробно этот вид ловли описан М. Д. Георгиевским в Олонецких губернских ведомостях [5] . Автор считает лучение наиболее интересным способом добычи рыбы. Из описания приводимого М. Д. Георгиевским можно сделать вывод, что представленная на снимке острога предназначена для крупной рыбы.
На заднем плане расположена баня. Сама постройка представляет из себя клеть с перерубом. На конструкции кровли отсутствуют традиционные для XIX века элементы: шелом, потоки, курицы, причелины. Соответственно, крепление досок кровли сделано иным способом. Можно предположить, что кровля фиксирована гвоздями. На берегу стоит традиционная лодка. Отчетливо видны ее основные особенности: двухкокорность и широкие доски набоев.
Фото 2
На этой фотографии мы видим вешала- конструкцию из жердей для просушки неводов и сетей. Конструкция опоры представляет собой жерди, связанных между собой веревкой. От одной опоры к другой клали длинную жердь, на которую вешали сети. Расположение горизонтальных жердей в своем основании имееет прямоугольную форму. Крепили жерди в воде, возле берега, чтобы было удобно подъезжать на лодке и вывешивать мокрые снасти для просушки. На земле лежат две мерды. Мерда — ловушка для рыбы. Представляла из себя каркас из прутьев, обтянутый сетью. У этой мерды есть особенность конструкции. В отличие от мерд, представленных в музее «Кижи», у которых верхняя часть прутьев связана в одной точке между собой веревкой, здесь у мерды верхняя часть конуса загнута по дуге.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Фото 3
На фотографии изображен мужчина на мостках. Конструкция мостков традиционна. Основанием служили козлы в виде бревна с четырьмя опорами, как правило, скрепленные с помощью «ласточкиного хвоста». Настил мостков сделан из широкой доски, на конце доски лежит камень для утяжеления, чтобы не унесло мостки волной. Мужчина держит в руках снасть, которая называется сак. По описанию М. Д. Георгиевского сак представлял собой конусообразную мелкоячеистую сетку, насаженную на деревянный либо металлический обруч, прикрепленный к длинному шесту. Подержав снасть на дне несколько минут, вытаскивали, забирали добычу (мелких окуней, корюшку, ершей) и опускали снова. Иногда в сак сыпали приманку – творог, червей, хлеб [6] . Окружность такого рыболовного орудия могла доходить до 6 метров.
По поводу этой ловушки находим замечание у В. Н. Майнова. Он пишет,что подобными орудиями крестьяне вылавливают всю рыбную молодь, не давая возможности вырасти до нормальных размеров. Крестьяне сознавали губительность этой ловушки, но она была проста в изготовлении и давала хороший улов. [7]
Кроме этого на фотографии справа от мужчины видим лодку. Это традиционная двухкокорная лодка-кижанка, состоящаяиз 5 набоев широких досок. Сшита гвоздями. В лодке два ряда весел.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Следующий фотограф Аксели Каарло Нейттамо. Родился 19.08.1893 в г. Турку. Работал в финском журнале и особенно стал известен как фотограф на спортивных мероприятиях.
Нейттамо начал свою карьеру в качестве фотографа в 1924 году. Его фотографии были опубликованы в Суомен Кувалехти в 1920-х годах и в Хельсингин Саномат в 1930-х и 1940-х годах .
Нейттамо стал соучредителем Финской ассоциации фотографов журналов в 1947 году , и он был почетным членом ассоциации с 1963 года.
Он также был председателем финских торговцев фототоварами в 1938–1951 годах и почетным председателем в 1951 году. Умер 9 августа 1967 года в Хельсинки [8] .На фотографиях отснят процесс зимнего лова неводом. Фото сделано в Рюмятюля – муниципалитет в юго-западной Финляндии 13 марта 1942 г. Несмотря на то, что это не Карелия, фотографии ценны тем, что на них запечетлен процесс постановки невода подо льдом.
Фото 4
На фотографии мужчины привезли невод и готовят его к постановке под лед. Для зимнего лова было необходимо большое количество людей от 10 до 14 человек.
Здесь мы видим как двое мужчин привязывают к крыльям невода веревки. За них невод будут вытаскивать из воды. В XIX веке в качестве веревок служили пенька, мочала, а кое где и береста, все зависело от достатка рыбаков. На фотографии мы видим добротные, хорошие крепкие канаты. На заднем плане стоит лошадь, заботливо укрытая от мороза попоной.
Фото 5
На этой фотографии две девушки держат в руках веревки, готовясь начать подъем невода из воды. Рядом стоит лошадь. Лошадь значительно облегчала лов неводом зимой. Благодаря ей, можно было без труда из подо- льда вытащить за веревки невод. На лошади после рыбалки увозили улов и замерзшие тяжелые оледеневшие снасти. Что мы и наблюдаем на фото.
Фото 6
На фотографии несколько мужчин тянут невод. Поверх основной одежды они одеты в промысловые фартуки для защиты от ледяной воды. По их лицам видно насколько тяжелым трудом они заняты. На заднем плане люди складывают уже вытащенный из воды невод, чтобы он не запутался. Работать необходимо было быстро и слажено, невод на морозе быстро леденеет. Если замешкаться, невод застынет и его будет очень трудно сложить.
В работах Кесслера К. Ф. и Майнова В. Н. находим, что невода для зимнего лова отличаются размерами от летних и требуют большого количества участников. Летом для удачной рыбалки необходимо 4-5 человек, зимой в два раза больше от 10 до 14 человек. [9] Поэтому зимняя рыбная ловля – это всегда артельный труд.
Фото 7
Заключительный этап рыбной ловли. Рыбаки держат кнею невода с уловом. Отличительной чертой людей на фотографии является наличие специальной одежды для рыболовного промысла. Это говорит о том, что лов велся рыболовецкой бригадой. В невод попалось много рыбы. По свидетельствам исследователей Онежского озера неводом можно было поимать от 16 до 80 кг. рыбы. [10]
Тапио Пиха. Сведения об авторе отсутствуют.
Фотографии сделаны 14 июня 1943 г. На этих снимках запечатлены рыбаки г. Петрозаводска. Они ловят лососей под руководством финских солдат. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Фото 8
На фото видим как два рыбака поднимают мережу в лодку. Это рыболовная снасть, состоящая из нескольких деревянных обручей, обтянутых сетью. Здесь на этом фото мы можем оценить размер колец снасти. Эта мережа очень большого размера. Предназначена для ловли крупной рыбы.
Эта снасть появилась на Онежском озере в XIX веке. Н. Н. Пушкарев, ссылаясь на исследования экспедиции Данилевского, пишет о широком распространении мереж около 1870 г. благодаря крестьянину Ивану Васильеву Костину, увидевшего лов мережами на р. Суне, куда они попали от рыбаков Ладожского озера. [11]
Фото 9
Рыбаки вернулись домой с хорошим уловом. Каждый из них держит в руках по большому лососю. На дне лодки видно сложенную мережу. Очевидно, ловушку возьмут домой для просушки. Рыболовные снаряды периодически вынимали из воды, просушивали и ставили снова. Делали это для того чтобы сетное полотно меньше гнило и в случае повреждений можно было выполнить ремонт. При хорошем уходе снасти служили дольше.
Наличие большого количества фотографий мереж, позволяет судить о том, что мережи часто использовали для лова. Подтверждение этому находим у Пушкарева. На страницах его книги «Рыболовство на Онежском озере» дается объяснение, почему предпочитали лов именно мережами: «…Тем не менее, все симпатии большинства онежан принадлежат мережам. Лов этими дорогими снарядами, по мнению рыбаков, вообще гораздо покойнее, чем дешевыми сетями. Мережи стоят всегда близ берега и в большинстве случаев недалеко от дому, на их осмотр можно ездить не чаще 2 раз в неделю, и притом почти во всякую погоду; и рыбе там свободно. Для лова ими вполне достаточно даже двух человек на лодку…» [12]
Энсио Линдхольм. Сведения об авторе отсутствуют. Фотография сделана на Олонецком перешейке. Дата неизвестна, точное место не указано (Aunuksen kannas).
Фото 10
На фотографии видим лов рыбы бродником. Бродник- небольшой невод, который вяжется в две нитки и длина его от 6 до 16 метров. Ячея вязалась мелкая около 5 мм., чтобы не упустить даже совсем малую рыбешку. Это интересный способ лова рыбы на мелких местах по берегам без использования лодки. Один человек стоял возле берега с веревкой, второй пускал бродник по дуге и вытаскивал его на берег. Таким способом, в основном, рыбачили женщины. На фотографии мы видим двух женщин, они стоят по колено в воде и тянут бродник. Ловили такой снастью окуней, плотву, подлещиков, малька. Подобный способ ловли рыбы описан в книге В. Н. Майнова, с пояснением, что лов бродником характерен для небольших семей, или с достатком не позволяющим купить более дорогие снасти [13] .
Эркки Дж. Виитасало. Сведения об авторе отсутствуют. Фотографии сделаны 1 июня 1942 г. в д. Паданы, Медвежьегорского района.
Фото 11
На фотографии мужчины снимают снасти с вешал (жерди, на которых сушили снасти) и укладывают их в лодку. На лодке хорошо видно ворот. Ворот — это небольшой вал, который устанавливается на бортах лодки. На него наматывали веревки, с помощью которых вытаскивали снасти из воды. Ворот значительно облегчал труд рыбаков.
Фото 12
На фотографии запечатлен интересный процесс «поездования». Для данного вида лова рыбы необходимо использование двух лодок. В каждой из которых располагались по два человека. Функция первого — управление лодкой, а второго — работа со снастями. Сам процес выглядел следующим образом. На двух лодках, идущих паралельно друг другу, с кормы опускалась сеть в воду. Во время движения лодки расходились в стороны по мере опускания сети. Далее, двигаясь в общем направлении, рыбаки удерживали сеть до тех пор, пока руками не почувствуют шевеление рыбы. После чего лодки сближались, одновременно собирая сеть вместе с уловом.
Фото 13
На этом фото следующий этап «поездования». Лодки сошлись вместе, рыбаки тянут сеть. Два человека держат в руках шесты и бьют ими по воде. Этими шестами пугают рыбу, чтобы она запуталась в сети и не ушла под лодку. После сеть вынимали с уловом на борт.
Р. Сиерла. Сведения об авторе отсутствуют. Фотография сделана 16 октября 1941 г.
Фото 14
Аннотация к фотографии: «В деревне Миноа начался нерест сига. Нетронутые промыслы, запрещенные русскими, вновь становятся хорошей добычей для освобожденного населения Восточной Карелии».
На фотографии женщина из деревни Мины ( Miinoa) Гатчинского района, Ленинградской области похожает сеть. На женщине одет промысловый фартук, который защищает одежду от намокания. В одной руке она держит сеть, а другой вынимает запутавшуюся рыбу. Улов складывает тут же в носу лодки.
На фото видна конструкция лодки. Тонкие шпангоуты и опруги говорят о том, что лодка использовалась на малых водоемах. Форма и размер весел также подтверждает использование лодки на небольших водоемах (длинные и узкие лопасти весел нужны для гребли на больших озерах. Короткие и широкие лопасти использовались на малых водоемах)
Ким Борг. Родился 7 августа 1919 г. в Хельсинки. Был певцом (бас), учителем и композитором. Умер 28 апреля 2000 г., Фреденсборг, Дания.
Фото 15
На фотографии видим большое помещение для починки рыболовных снастей. На переднем плане женщина сидит на деревянном ящике и чинит невод. На нижнюю тетиву невода насажены грузы. Можно разглядеть тип грузов (плетеные из бересты в виде квадратных конвертов). В глубине сарая видно еще двоих участников починки рыболовных снастей. Под потолком висят сети. На полу стоит большая мережа. Фото сделано 27 августа 1942 г. Фото сделано в Сямозеро, Пряжинский район.
Здесь мы можем наблюдать интересный факт, что починкой снастей занимаются женщины. Конечно, учитывая то, что фото сделано во времена войны, становится понятно, что многие мужские работы легли на плечи женщин. Но и в мирное время женщины могли заниматься такой работой. В XIX веке многие исследователи отмечают, что часто починкой занимались женщины старики и дети. [14]
Фото 16
Фотография сделана в Нурмойле 30 апреля 1942 г. На фотографии мужчина сидит на бревнышке и готовит мерду для установки в закол. По внешнему виду ловушки видно, что она похожа на мерды, имеющиеся в музее Кижи. Это говорит о том, что технология изготовления снастей в различных районах Карелии была схожа между собой. Здесь видим особенности конструкции: обручи имеют форму полукруга. Данная геометрия служит для более плотного прилегания снастей ко дну.
Фото 17
На фотографии запечатлен мужчина из д. Курмойла, Пряжинского района. Он занят подготовкой продольников. Продольники делали из веревки от 80 до 2000 метров в длину. На расстоянии двух метров друг от друга к веревке крепили крючки с наживкой. Наживкой служила мелкая рыбешка. Ловили продольниками палию, лосося, судака. Фотография сделана 14 июня 1942 г.
Такую снасть описал К. Ф. Кесслер о второй половине XIX века: «…рыболовная снасть, состоящая из пеньковой веревки, длиною от 50 до 1000 сажень, в которой при помощи тонких аршинных бичевок, привязываются железные крючки, в разстоянии от одной до четырех сажень друг от друга.» [15] [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
В трудах других исследователей Онежского озера также упоминаются продольники, но приведены другие размеры: Пушкарев Н. Н. упоминает о 800 метрах. [16] Майнов В. Н. пишет, что продольники были до 400 метров длиной. [17] Чем объясняются разные данные сказать сложно. На размеры снастей влияло множество факторов, к примеру, такие как: особенности водоема, финансовые возможности рыбаков, погодные условия.
Фото 18
На фотографии мужчина стоит на заколе. Закол — это ряды кольев, вбитых в дно. Здесь закол сделан из жердей и досок. Такими заколами перегораживали реку, оставляли небольшие проходы, напротив которых устанавливали ловушки. Рыба натыкалась на стенку из кольев, шла вдоль нее, проплывала в проход и попадала в ловушку. Здесь на переднем плане видны ловушки-мерды. Фотография сделана 30 апреля 1942 г. в д. Нурмойла.
Фото 19
На фотографии мужчина устанавливает в закол небольшую сосенку. Такую хитрость с хвойными ветками при нересте рыбы описал И. С. Поляков: «таков обычай при нересте плотвы натыкать между камышами колья сосны вместе с окружающими их ветвями. Между этими кольями ставятся мерды; а известно, что всякая рыба при нересте ищет такое место, где бы было возможно, для удобного спускания икры, тереться.» [18] При нересте рыба искала места, где можно тереться и отметать икру. Хвойные породы лучше всего подходили для этой цели. Человек, зная эту особенность, устанавливал ветки сосны или ели возле ловушек.
Курт Дж. Норлунд. Сведения об авторе отсутствуют. Фотография сделана 12 мая 1942 г. в д. Мяндусельга, Медвежьегорского района (озеро Семчозеро).
Фото 20
На фотографии запечатлен процесс похожания небольшой мережи с малым двором. На фотографии мы видим трех мужчин в лодке. Один на носу уперся шестом в дно, чтобы лодка стояла неподвижно, два других собирают мережу. Делалось это следующим образом: из воды поднимали переднюю узкую часть, собирали несколько колец вместе (обычно три кольца), развязывали веревку, стягивающую горло мережи, вынимали рыбу, расправляли кольца и опускали переднюю часть мережи обратно в воду.
По свидетельствам информантов (А. Е. Назарьев, д. Кургеницы, М. Е. Арчакова, д. Совдозеро) ставили мережи в болотистые берега. Лов начинали весной, как оттаивают берега, когда урчали лягушки, ловили до появления на березе листа с копейку.
Лаури Санту. Лейтенант Финской армии. Фотографии сделаны 10 июля 1942 г.
Необычайно важны для музея фотографии на которых зафиксирована рыбная ловля неводом местных жителей прямо напротив кижского погоста.
Фото 21
На этой фотографии мужчина и женщина тянут за веревки невод из воды. На переднем плане видна лодка-кижанка. Это двухкокорная большая лодка с высоким носом и двумя рядами весел. Именно с помощью лодки устанавливается невод. Рыбаки выезжали в озеро и двигались по дуге, направляя невод, от берега к берегу, возвращались и вытягивали снасть. В зависимости от размеров невода извлечение из воды выполняли с помощью ворота, либо вручную. В данном случае невод небольшой, т. к. тянут невод без ворота.
Фото 22
На фото тот же процесс извлечения невода из воды, но уже отчетливо просматриваются поплавки и грузила. Форма поплавков довольно простая, в виде деревянных округлых дощечек, подобные имеются в коллекции музея Кижи и широко использовались именно для установки на невод. Грузила тоже имеют традиционную конструкцию. На этом неводе грузила в виде камня оплетенного берестой, обрамленного кольцом из черемуховой вицы.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Фото 23
Рыбаки вытянули невод и сложили улов в щепную корзину. На заднем плане виден кижский ансамбль. На данном фото мы можем определить географическок расположение рыбаков. Это западный берег о. Кижи, возле погоста, в настоящее время на территории основной экспозиции музея. Ценность этой фотографии в том что она показывает нам конкретное место лова. Данный факт можно использовать в создании методического материала, поскольку данное место расположенно непосредственно на основном маршруте туристического потока.
Вывод
Обзор отобранных фотографий позволил сделать некоторые выводы относительно традиционности рыболовного промысла на протяжении столетий. Ряд фотографий можно сравнить с источниками другого рода: печатными публикациями. В писцовых книгах XVI века и в публикациях путешественников и этнографов перечислены те же орудия рыболовства, которые наблюдаем и на фотографиях. Рисунки в книгах исследователей нашего края также совпадают с изображениями на фотографиях. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Фотофиксация процесса лова рыбы, рыболовных снастей, выполненная финнами в 1941-1943 гг., типична для крестьянского быта ХIХ – первой половины ХХ века.
Благодаря проделанной работе финских фотографов мы сегодня можем увидеть, как на территории Карелии ловили рыбу в 40-е годы ХХ века.
На фотографиях запечатлены ловля рыбы и орудия рыболовства Советской Карелии: в Петрозаводской губе, Пряжинском районе, Заонежье, Кижах, д. Паданы, д. Мяндусельга, на территории Ленинградской области (Гатчине) и в юго-западной Финляндии в разные периоды года: весной (№16, 18, 19, 20) летом (№8-13,15, 17, 21-23), осенью (№ 1-3, 14), зимой (№ 4-7).
Фотографы зафиксировали разнообразные рыболовные снасти: сак, невода, сети, мерды, мережи, продольники.
Засняли способы ловли: спуск и похожание сетей, мереж, неводов; вытягивание неводов людьми в весенне-осенний период и при помощи лошади зимой. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
На снимках отражен уход за рыболовными снарядами после ловли рыбы: просушка снастей, их ремонт и изготовление.
На фотографиях можно рассмотреть какую рыбу ловили местные жители в водоемах (№7, 9, 14).
Фотографии позволяют увидеть инвентарь для складывания и переноса выловленной рыбы: корзины, в основном щепные (№3,16, 23).
Не менее ценная информация представлена малыми архитектурными формами: баней, мостками (№1, 3), вешалами (№2), а также лодками (№1, 3, 9, 14, 20, 21). В некоторых лодках интересной деталью является наличие ворота (№ 11), а в гатчинской лодке (№14) – коротких весел.
Выявленные фотографии по интересующей нас теме в огромной коллекции фотоматериалов финского архива содержат достоверную изобразительную информацию типичную для рыбной ловли крестьянской семьи и небольшого промыслового хозяйства. Их ценность в отражении рабочих моментов.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi. karelia.ru]
Фотографии финских солдат — это дополнительный источник информации по теме и важное подспорье для изучения процесса эволюции рыбной ловли на озерах и реках Карелии. Таким образом, они являются ценным источником по истории рыболовства на территории Карелии и будут способствовать раскрытию важной для этнографического музея темы рыбного промысла.
- [1] Герман К. Э., Мельников И. В. Исследования мезолитических поселений в Южном Заонежье // Кижский вестник №8. Петрозаводск, 2003. С.233-234
- [2] История Карелии 16-17 вв. в документах. Т.3. Петрозаводск-Йоэнсуу. 1993 г. с. 162
- [3] Бергштрессер К.Ф. Опыт описания Олонецкой губернии. Спб, 1838; Кесслер К. Ф. Материалы для познания Онежского озера и Обонежского края, преимущественно в зоологическом отношении. — СПб, 1868; Поляков И. С. Три путешествия по Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1991; Майнов, В. Н. Поездка в Обонежье и Корелу. СПб, 1877.
- [4] Песни, собранные П.Н.Рыбниковым. Т.1. Петрозаводск, 1989. С.55-59.
- [5] Георгиевский М. Д. Рыбы Олонецкой губернии и ловля их. // Олонецкие губернские ведомости. Петрозаводск, 1890. №12. С. 122
- [6] Георгиевский М. Д. Рыбы Олонецкой губернии и ловля их. // Олонецкие губернские ведомости. Петрозаводск, 1890. №10. с.99
- [7] Майнов. В. Н. указ. соч. с. 88
- [8] https://fi.wikipedia.org/wiki/Akseli_Neittamo.
- [9] Кесслер К. Ф. указ. соч. с.38; Майнов В. Н. указ. соч. с. 80
- [10] Памятная книжка Олонецкой губернии на 1866 год. Петрозаводск. 1866, с. 42; Майнов В. Н. указ соч. 81
- [11] Пушкарев Н. Н. Рыболовство на Онежском озере. Спб. 1900. с.103
- [12] Пушкарев Н. Н. указ. соч. с. 106
- [13] Майнов В. Н. указ. соч. С. 87
- [14] Кустарные промыслы и ремесленные заработки крестьян Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1905. с. 101; Песни собранные П. Н. Рыбниковым. Т. 1. Петрозаводск, 1989. с. 61; Пушкарев Н. Н. указ. соч. с. 83
- [15] Кесслер К. Ф. указ. соч. с. 39
- [16] Пушкарев Н. Н. указ. соч. с. 109
- [17] Майнов В. Н. указ. соч. с. 90
- [18] Поляков И. С. Три путешествия по Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1991, с. 57
//
Обзор фотографий традиционного рыболовства жителей Карелии…
Интернет-публикация kizhi.karelia.ru.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Просмотр фото и видео на сайте iCloud.com
Поиск по этому руководству
Руководство пользователя iCloud
- Добро пожаловать!
- Введение в iCloud
- Обзор приложений и функций, использующих iCloud
- О хранилище iCloud
- Как в iCloud поддерживается актуальность информации
- Общий доступ и совместная работа с использованием iCloud
- Обзор iCloud+
- Возможности iCloud+ и функции «Частный узел iCloud»
- Настройка функции «Частный узел iCloud»
- Возможности iCloud+ и функции «Скрыть e-mail»
- Настройка функции «Скрыть e-mail»
- Возможности iCloud+ и функции «Защищенное видео HomeKit»
- Настройка функции «Защищенное видео HomeKit»
- Возможности iCloud+ и пользовательского домена электронной почты
- Настройка пользовательского домена электронной почты
- Apple ID и iCloud
- Настройка iCloud на устройствах
- Обзор настроек iCloud на сайте iCloud. com
- Изменение фотографии
- Запрет на отображение имени пользователя в приложениях
- Проверка плана iCloud
- Проверка использования хранилища на сайте iCloud.com онлайн
- Управление функциями iCloud
- Управление подпиской на iCloud+
- Проверка использования хранилища iCloud с любого устройства
- Использование iCloud+ вместе с группой семейного доступа
- Возможности приложения «Книги» при использовании iCloud
- Настройка приложения «Книги»
- Возможности приложения «Календарь» при использовании iCloud
- Настройка приложения «Календарь»
- Возможности приложения «Контакты» при использовании iCloud
- Настройка приложения «Контакты»
- Знакомство с приложением «Локатор»
- Настройка приложения «Локатор»
- Удаление устройств и вещей из приложения «Локатор»
- Использование приложения «Локатор» на каждом устройстве
- Возможности приложения «Дом» при использовании iCloud
- Настройка приложения «Дом»
- Что такое резервное копирование в iCloud?
- Резервное копирование данных iPhone, iPad или iPod touch
- Просмотр резервных копий и управление ими
- Возможности iCloud Drive
- Настройка iCloud Drive
- Возможности приложения «Почта iCloud»
- Создание основного адреса электронной почты @icloud. com
- Настройка
- Возможности приложения Keynote при использовании iCloud
- Настройка приложения Keynote
- Возможности приложения «Сообщения» при использовании iCloud
- Настройка приложения «Сообщения»
- Возможности приложения «Заметки» при использовании iCloud
- Настройка приложения «Заметки»
- Возможности приложения Numbers при использовании iCloud
- Настройка приложения Numbers
- Возможности приложения Pages при использовании iCloud
- Настройка приложения Pages
- Возможности службы «Связка ключей iCloud» и паролей iCloud
- Настройка служб «Связка ключей iCloud» и «Пароли iCloud».
- Возможности приложения «Фото» при использовании iCloud
- Настройка фотографий в iCloud
- Настройка Общей медиатеки в iCloud
- Настройка функции «Общие альбомы»
- Возможности приложения «Напоминания» при использовании iCloud
- Настройка приложения «Напоминания»
- Возможности приложения Safari при использовании iCloud
- Настройка Safari
- Возможности приложений сторонних разработчиков при использовании iCloud
- Настройка приложений сторонних разработчиков
- Вход в систему и использование сайта iCloud. com
- Настройка домашней страницы
- Использование приложения «Календарь» на сайте iCloud.com
- Создание календаря
- Изменение названия или цвета метки календаря
- Отображение календаря «Дни рождения»
- Отображение даты по китайскому лунному календарю
- Изменение часового пояса
- Настройка вида календаря
- Удаление календаря
- Создание события
- Добавление, просмотр и удаление вложений
- Приглашение пользователей принять участие в событии
- Ответ на приглашение принять участие в событии
- Удаление и скрытие событий
- Перемещение события
- Настройка уведомлений
- Сообщение о спам-приглашениях, отправленных из календаря
- Восстановление календарей и событий
- Общий доступ к календарям в iCloud
- Общий доступ к календарю
- Закрытие общего доступа к календарю
- Отслеживание ответов на приглашения
- Повторная отправка приглашений
- Принятие приглашения присоединиться к общему календарю
- Получение сообщений электронной почты об обновлениях общего календаря
- Получение уведомлений о приглашениях
- Обзор приложения «Контакты» на сайте iCloud. com
- Просмотр контактов
- Создание или редактирование контактов
- Создание групп контактов и управление ими
- Поиск контактов
- Удаление контактов
- Восстановление контактов
- Импорт или экспорт vCard
- Если не удается создать, импортировать, отредактировать или удалить контакты
- Добавление имеющегося домена
- Приобретение домена
- Добавление или удаление участников
- Разрешение на получение всех входящих сообщений
- Импорт сообщений электронной почты
- Создание и удаление адресов электронной почты
- Прекращение использования домена
- Обзор сервиса «Поиск устройств» на сайте iCloud. com
- Вход в систему
- Обнаружение устройства
- Воспроизведение звукового сигнала на устройстве
- Использование режима пропажи
- Стирание данных устройства
- Удаление устройства
- Создание и редактирование адресов электронной почты
- Прекращение использования или повторная активация адресов
- Обзор iCloud Drive на сайте iCloud.com
- Загрузка фотографий в iCloud и из iCloud
- Систематизация файлов и папок
- Переименование файлов и папок
- Общий доступ к файлам и папкам
- Добавление или удаление общих файлов и папок
- Удаление общих файлов или папок
- Отправка файлов по электронной почте
- Удаление файлов
- Восстановление удаленных файлов
- Безвозвратное удаление файлов
- Keynote
- Обзор приложения «Почта» на сайте iCloud. com
- Добавление псевдонимов электронной почты и управление ими
- Использование пользовательского домена электронной почты в приложении «Почта»
- Выбор адреса электронной почты по умолчанию
- Использование функции «Скрыть e-mail» в приложении «Почта»
- Создание и отправка сообщений электронной почты
- Ответ на сообщения и переадресация сообщений
- Получение напоминания об ответе
- Добавление вложения
- Создание подписи к сообщениям
- Сохранение и поиск адресов электронной почты
- Настройка автоматического ответа
- Чтение сообщений
- Просмотр всех заголовков сообщений электронной почты
- Загрузка вложений
- Автоматическая переадресация сообщений
- Управление спамом
- Удаление сообщений
- Систематизация сообщений по папкам
- Поиск, фильтрация и маркировка сообщений флажками
- Настройка правил фильтрации
- Архивирование сообщений
- Присвоение отправителю статуса VIP
- Печать сообщений
- Сочетания клавиш
- Обзор приложения «Заметки» на сайте iCloud. com
- Создание заметок
- Добавление или редактирование списков
- Добавление или редактирование таблиц
- Организация заметок с помощью папок
- Упорядочивайте заметки с помощью тегов
- Просмотр заметок и заблокированных заметок
- Просмотр или загрузка вложений
- Удаление и восстановление заметок
- Поиск заметок
- Предоставление доступа к заметкам
- Редактирование общих заметок
- Удаление общих заметок
- Numbers
- Pages
- Обзор приложения «Фото» на сайте iCloud. com
- Просмотр фото и видео
- Использование Общей медиатеки в iCloud
- Загрузка фотографий в iCloud и из iCloud
- Добавление названий и подписей
- Систематизация фотографий и видеозаписей
- Добавление фото и видео в избранное
- Удаление и восстановление фотографий и видеозаписей
- Общий доступ к фото и видео
- Обзор приложения «Напоминания» на сайте iCloud.com
- Создание и удаление напоминаний
- Добавление и удаление списков напоминаний
- Перемещение напоминаний в другой список
- Маркировка напоминаний в качестве завершенных или незавершенных
- Поиск напоминаний
- Восстановление напоминаний
- Предоставление общего доступа к списку напоминаний
- Ответ на приглашение присоединиться к общему списку напоминаний
- Выход из общего списка напоминаний
- Восстановление файлов и данных
- Использование iCloud на компьютере с Windows
- Дополнительная информация об использовании iCloud
- Legal notices and acknowledgements
- Copyright
Просматривайте фотографии и видео, сохраненные в Фото iCloud, с помощью браузера.
Просмотр фото и видео
В приложении «Фото» на сайте iCloud.com выполните любое из следующих действий.
Нажмите «Медиатека» на боковой панели, чтобы увидеть миниатюры всех своих фотографий и видеозаписей.
Если вы не видите боковую панель, нажмите кнопку .
Нажмите на альбом или папку на боковой панели, чтобы просмотреть содержимое.
Чтобы изменить размер миниатюр, используйте бегунок на панели инструментов «Фото».
Дважды нажмите фотографию или видеозапись, чтобы просмотреть ее в полноэкранном режиме.
При просмотре фотографии в полноэкранном режиме можно нажимать на миниатюры внизу окна, чтобы просмотреть другие фотографии. Кроме того, для перехода между фотографиями можно использовать клавиши со стрелками.
Также см. Просматривайте Общую медиатеку в iCloud на сайте iCloud.com.
Скрытие фотографий и видеозаписей
Вы можете скрыть фотографию или видеозапись, если хотите сохранить ее в «Фото iCloud», но не хотите, чтобы она отображалась в вашей медиатеке. Просмотреть скрытые фотографии или видеозаписи можно в альбоме «Скрытые».
Если скрыть фотографию в Общей медиатеке в iCloud, она будет скрыта для всех участников.
В приложении «Фото» на сайте iCloud.com выберите фотографии и видеозаписи, которые нужно скрыть, или с помощью двойного нажатия выберите отдельную фотографию или видеозапись.
Нажмите , а затем выберите «Скрыть».
Если вы хотите, чтобы фотография или видеозапись снова появилась в медиатеке, перейдите в альбом «Скрытые», выберите соответствующий элемент и нажмите , а затем «Показать».
Узнайте, как использовать Фото iCloud на сайте iCloud.com с телефона или планшета
См. такжеСистематизация фотографий и видеозаписей с помощью альбомов на сайте iCloud.com
Максимальное количество символов: 250
Не указывайте в комментарии личную информацию.
Максимальное количество символов: 250.
Благодарим вас за отзыв.
500+ Обзор Картинки | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
500+ Обзорные картинки | Скачать бесплатные изображения на Unsplash- A Photophotos 306
- Степка фотосколков 1.7K
- Группа людей 7
Nature
Outdoor
Person
Обои
LANDSCAPE
View
View
Vieal
. гора
Логотип UnsplashUnsplash+
В сотрудничестве с Мартином Санчесом
Unsplash+
Разблокировать
Desert imagesNature imagesand
Markus Spiske
deutschlandbayreuthbinoculars
–––– –––– –––– – –––– ––––– –– – – –––– ––– – – – –– ––– –– –––– – –.
Joshua Earle
Люди картинки и картинкиОблака картинки и картинкиHd небо обои
Martin Sanchez
Hd осень картинкиЦветные картинки hdЦветные обои HD
Johannes Plenio
Пейзаж картинки и картинкигородской пейзажОблака картинки и картинки
Robin Schreiner
nürnberggermanynürnberg
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Martin Sanchez
Unsplash+
Unlock
Texture backgroundsHd wallpapersHq background images
Andrei Popescu
vatican museumsvatican citystaircase
Marissa Grootes
Hd white Обои для рабочего стола
Moises Gonzalez
berlinskyscape
Sander Weeteling
Birds imagesseagullflying
Niklas Ohlrogge
Hd grey wallpapersfrancesaint-jeannet
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Martin Sanchez
Unsplash+
Unlock
Car images & picturesjunkyardcold
Miguel A Amutio
Hd snow wallpapersHd blue картинкиГора фото
Cem Ersozlu
tokyoshinjukuskyscraper
Sander Crombach
urbanHd city wallpapersskyscrapers
KAL VISUALS
wingplaneAirplane pictures & images
Adam Birkett
united kingdomhope valleymam tor
Unsplash logoUnsplash+
In collaboration with Martin Sanchez
Unsplash+
Unlock
Fall images & pictureswoodlandTree images & фото
Mikesh Kaos
Кофе фотонапиток
Пустыня фотоПрирода фотопесок
People images & picturesCloud pictures & imagesHd sky wallpapers
Landscape images & picturescityscapeCloud pictures & images
nürnberggermanynürnberg
Hd white wallpapersofficedesk
Birds imagesseagullflying
Car images & picturesjunkyardcold
tokyoshinjukuskyscraper
urbanHd city wallpapersskyscrapers
united kingdomhope Valleymam tor
Coffee imagesteaddrink
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
deutschlandbayreuthbinoculars
Hd autumn wallpapersHd color wallpapersHd color wallpapers
Texture backgroundsHd wallpapersHq background images
vatican museumsvatican citystaircase
berlinskyscape
Hd grey wallpapersfrancesaint-jeannet
Hd snow wallpapersHd blue wallpapersMountain images & pictures
wingplaneAirplane pictures & images
Осень Изображения и Picturewandtree Images & Pictures
Связанные коллекции
Обзор
221 Фотография · Куратор Toni PouOverview
73 Фотография · Curated Ma778 83.
Пустыня фотоПрирода фотопесок
Hd осень фоткиHd цветные картинкиHd цветные обои
berlinskyscape
Hd снег фоткиHd синий фоткиГора фото
Fall images & pictureswoodlandTree images & pictures
Coffee imagesteadrink
deutschlandbayreuthbinoculars
Landscape images & picturescityscapeCloud pictures & images
Texture backgroundsHd wallpapersHq background images
vatican museumsvatican citystaircase
Birds imagesseagullflying
Hd grey wallpapersfrancesaint-jeannet
городскойHd город обоинебоскребы
ВеликобританияДолина НадеждыMam Tor
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
People Изображения и PicturesCloud Pictures & Imagesshd Sky Walpapers
Nürnberggermanynürnberg
HD White WallpapersOfficedEsk
CAR Images и PictronChyardCold
. Куратор: Кирен М.
Обзор
26 фото · Куратор: Линдси Новаковичtokyoshinjukuskyscraper
wingplaneСамолет фотографии и изображения
Просматривайте премиум-изображения на iStock | Скидка 20% на iStock
Логотип UnsplashСделайте что-нибудь потрясающее
Обзор системной библиотеки фотографий в программе «Фото» на Mac
Искать в этом руководстве
- Добро пожаловать
- Начать
- Обзор импорта
- Из фотографий iCloud
- С камеры или телефона
- С запоминающих устройств, DVD-дисков и т. д.
- Из почты, Safari и других приложений
- Импорт фотографий из другой библиотеки
- Где фотографии, которые я импортировал?
- Просмотрите свои фотографии
- Просмотр отдельных фотографий
- Добавьте заголовки, подписи и многое другое
- Взаимодействуйте с текстом на фотографии с помощью Live Text
- Используйте визуальный поиск, чтобы узнать о фотографии
- Просмотр фотографий, которыми с вами поделились другие
- Удалить фотографии или восстановить удаленные
- Удалить дубликаты
- Скрыть фотографии от просмотра
- Просмотр серий фотографий
- Воспроизведение видеоклипов
- Просмотр живых фотографий
- Просмотр воспоминаний
- Персонализируйте воспоминания
- Показать определенные типы элементов
- Поиск фотографий по тексту, содержанию или дате
- Поиск фотографий по ключевому слову
- Найти фотографии человека
- Поиск фотографий по местоположению
- Что такое альбомы?
- Организация фотографий в альбомы
- Удалить альбомы
- Создание смарт-альбомов
- Группировать альбомы в папки
- Основы редактирования
- Обрезайте и выпрямляйте фотографии
- Используйте фильтр, чтобы изменить фотографию
- Настройте свет, экспозицию и другие параметры фотографии
- Ретушь фотографий
- Убрать эффект красных глаз
- Отрегулируйте баланс белого фотографии
- Применение корректировок кривых
- Применить настройки уровней
- Изменить определение
- Применение изменений к определенным цветам
- Снизить уровень шума
- Повышение резкости фотографии
- Изменение освещения фотографии в портретном режиме
- Применить виньетку
- Напишите или нарисуйте на фотографии
- Используйте другие приложения при редактировании в Фото
- Изменить живое фото
- Изменить видео
- Редактировать видео в кинематографическом режиме
- Что такое общая библиотека фотографий iCloud?
- Создайте общую библиотеку или присоединитесь к ней
- Просмотр общей библиотеки
- Добавление фотографий в общую библиотеку
- Удалить фотографии из общей библиотеки
- Добавление или удаление участников общей библиотеки
- Что такое общие альбомы?
- Включите общие альбомы
- Создать общий альбом
- Добавляйте, удаляйте и редактируйте фотографии в общем альбоме
- Добавить или удалить подписчиков
- Подпишитесь на общие альбомы
- Используйте сообщения и почту для обмена фотографиями
- Используйте AirDrop для обмена фотографиями
- Делитесь фотографиями с помощью других приложений и веб-сайтов
- Экспорт фотографий, видео, слайд-шоу и воспоминаний
- Экспорт Live Photo в виде анимированного GIF
- Экспорт видеокадра как фотографии
- Создавайте слайд-шоу
- Создавайте проекты с помощью сторонних приложений
- Закажите профессиональную печать
- Распечатайте свои фотографии
- Обзор системной библиотеки фотографий
- Создайте дополнительные библиотеки
- Резервное копирование библиотеки фотографий
- Восстановить из Time Machine
- Восстановить библиотеку
- Изменить место хранения фотографий и видео
- Изменить настройки фотографий
- Сочетания клавиш и жесты
- Авторские права
При первом использовании Фото вы создаете новую библиотеку или выбираете библиотеку, которую хотите использовать. Эта библиотека автоматически становится вашей системной библиотекой фотографий . Хотя вы можете использовать несколько библиотек фотографий в программе «Фото», системная библиотека фотографий — единственная библиотека, которая может использовать фотографии iCloud и общие альбомы. Кроме того, некоторые приложения Apple и сторонние приложения также получают доступ к вашей системной библиотеке фотографий с помощью медиабраузера.
По умолчанию ваша системная библиотека фотографий хранится в папке «Изображения» на вашем Mac, но вы можете переместить ее в другое место на вашем Mac или сохранить на внешнем устройстве хранения.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Если библиотека фотографий находится на внешнем диске, не используйте Time Machine для хранения резервной копии на этом внешнем диске. Разрешения для вашей библиотеки фотографий могут конфликтовать с разрешениями для резервной копии Time Machine.
При желании вы можете создать дополнительные библиотеки фотографий и хранить их в любом месте на вашем Mac или на внешнем устройстве хранения. Однако имейте в виду следующее:
Одновременно можно работать с фотографиями только в одной библиотеке. Для работы с фотографиями в другой библиотеке необходимо переключаться между библиотеками фотографий.
Если вы переключитесь на библиотеку, отличную от Системной библиотеки фотографий, внесенные вами изменения не отразятся в «Фото iCloud», так как «Фото iCloud» синхронизирует изменения только из вашей Системной библиотеки фотографий. Если вы создаете какие-либо другие библиотеки, убедитесь, что они созданы с помощью Time Machine.
Примечание: Усовершенствованный поиск Spotlight может находить элементы в системной библиотеке фотографий. Если вы используете другие библиотеки, Spotlight не находит элементы в них.
По умолчанию все файлы, которые вы импортируете в приложение «Фото», сохраняются в текущей библиотеке фотографий. При желании вы можете настроить приложение «Фото», чтобы импортированные файлы оставались в исходных местах (например, на устройстве хранения) и не помещались в библиотеку.