Портрет в фотографии: Портрет в фотографии
Читать онлайн «Портрет по фотографии», Дмитрий Николаевич Таганов – Литрес
Портрет по фото: жанр-победитель
Портрет, выполненный по фотографии – современный и очень успешный жанр живописи, получивший популярность при высоком распространении высококачественной цифровой фотографии. Но главная причина этого успеха – портрет по фото представляет человека много живее и естественнее, чем можно добиться при статичном и длительном позировании.
Портрет по фотографии сочетает лучшее от обоих жанров искусства: динамику и уникальность схваченного момента от фотографии, и экспрессию и художественное видение от живописи. Это один из самых увлекательных жанров живописи. По радости, которую он доставляет в работе художнику, а затем и зрителю, возможно, ему нет равных.
Такие портреты, выполненные любителем живописи или профессионалом, становятся замечательными и оригинальными подарками близким и даже тем, «у кого все есть». Это и лучшая благодарная память о любимых. Выполненные с любовью и со всей тщательностью, портреты по фото – это подлинные произведения современного искусства.
Обучиться писать красивые и, главное, похожие портреты может каждый, приложив усилия и набравшись терпения. Как во всем и всегда «первый блин комом», но портреты начинающего художника с каждой новой работой будут улучшаться, принося при этом несравнимое удовлетворение ему самому и радость его близким. В книге помещены иллюстрации, показывающих различные этапы создания портрета.
В зависимости от опыта художника, радующий глаз результат, которым можно гордиться, вполне можно ожидать после нескольких пробных, учебных работ. Поэтому портретируемые вначале модели и их фотографии лучше выбирать из числа широко известных «звезд» кино и театра. Это позволит и контролировать портретное сходство, советуясь с друзьями, и не разочаровывать себя и близких попытками сразу блестяще и похоже написать их портрет.
Волшебный акрил
Темпера как изобразительное средство применяется с древнейших времен. Древние Египет, Рим, Греция оставили свидетельства и замечательные образцы такой живописи. Темпера – это, по сути, клеевая живопись, где пигмент, красящее вещество добавляется к какому-либо связующему. Классическим связующим служила с давних времен суспензия из яичного желтка и уксуса. Такой темперой писали первые греческие иконописцы, живописцы раннего Возрождения, по-прежнему так пишут русские иконописцы.
Использовались и другие связующие: казеин, получаемый из молока, древесные смолы, клеи животного происхождения, а позднее – клей ПВА (такая темпера выпускается и используется поныне). Во второй половине прошлого столетия было синтезировано и сразу получило широкое распространение, как связующее, органическое вещество – акрил. Благодаря особым качествам, акрил завоевал популярность среди живописцев, сравнимую разве что с масляной живописью.
Вот замечательные качества темперы на акриле: высыхает за считанные минуты, затем может накладываться поверх следующий слой. Растворяется и разбавляется обычной водой, в отличие от ядовитых и пахучих растворителей у «масла». Безвреден. Прочен: акриловая живопись, покрытая лаком, не нуждается в защитном стекле. Краски на акриле могут наноситься практически на любую поверхность – но только не жирную. Живопись на акриле легко поддается исправлением – неудачные места просто заново записываются.
Акриловая, как и другие темперы, обладает благородным матовым тоном. Разбавленный водой, акрил наносится в акварельной технике. Акрил «из тюбика» или с добавками может наноситься как корпусное «масло», а позже его мазки становятся неотличимы от него.
Теперь самое главное преимущество живописи на акриле, которое и будет использоваться в этой технике: легкость и эффективность применения многих последовательных лессировок, т.е. десятков тонких полупрозрачных слоев различных цветов и оттенков, придающих живописи глубину и значимость великой классики. При работе «маслом», каждый слой которого должен сохнуть несколько дней, масляная живопись лессировками теперь незаслуженно забывается. С общим «ускорением» жизни, о лессировках, с их неторопливым рабочим ритмом, стали забывать в пользу ускоренных техник, в частности “a la prima”. Однако великие живописцы Тициан, Рубенс и прочие только так и работали в свое время.
Появление же акриловых красок, высыхающих буквально за минуты, доставило технике лессировок особую привлекательность. В настоящее время эта техника переживает подъем и новейшее возрождение, благодаря неповторимым живописным эффектам, недостижимым иными способами.
Но есть и обратная сторона преимущества быстрого высыхания акрила, которое начинающим может показаться недостатком. Красочные смеси, приготовленные на обычной палитре, уже через несколько минут подсыхают и становятся непригодными, как позже и сама палитра – ведь засохший акрил уже нерастворим. Смешение красок непосредственно на холсте также затруднительно по этой причине. Однако эти затруднения легко преодолимы после освоения ряда приемов, которые рассмотрены ниже.
Последовательность лессировок наращивает покрытие слой за слоем красками разных цветов и оттенков, достигая в результате совершенно нового оптического эффекта, нежели это возможно с помощью «укрывистых» красок, смешанных на палитре.
Вот лишь главные преимущества техники лессировок:
– Достигается значительно более высокая насыщенность красок и их «сияние».
– В тенях ощущается недостижимая другими способами «классическая» глубина.
– Краски лучше и проще сочетаются, легче достигается мягкая градация их тона.
– Тон и цвет каждой области изменяется с каждой последующей лессировкой постепенно, что позволяет лучше контролировать баланс, и лучше сочетать все области между собой.
– Легче менять тон и цвет области, например, затемнять ее, не нарушая и не укрывая при этом детали.
– Можно писать краской поверх рисунка, который может остаться видимым и просвечивать.
– Расход красок значительно меньший.
К недостаткам техники лессировок можно отнести:
– На холсте с грубым рельефом может возникнуть некоторая рябь. Смесь лессировки, состоящая на 80%, или более, из жидкого связующего, может стекать с высоких нитей, скапливаться и высыхать в промежутках.
– Трудно исправлять ошибки, записав область слишком темно. Лессировки хорошо работают только в одну сторону: от светлого к темному.
– Поскольку окончательный цвет образуется многими разноцветными слоями, трудно или невозможно при необходимости исправления, подобрать в смесях точно такой же цвет.
– После высыхания чистые акриловые краски, или в смеси с белилами, темнеют.
Главные особенности техники портрета темперой на акриле: исключение воды для разжижения красок, исключение белил для осветления, использование связующего почти исключительно для осветления красок, применение только бледных последовательных лессировок.
Описываемые здесь живописные стиль и техника лессировок близки не только Реализму, но во многом переходят в Супер-реализм (Superrealsm, Hyperralism ), т.е. современный стиль подробного, детального изображения. Как и его предшественник Фото-реализм (Photorealism), Супер-реализм опирается на технические средства для точного следования изображаемой натуре – в пропорциях и размерах. Поэтому описываемая здесь техника – это сочетание классики лессировок в стиле Леонардо да Винчи и современной точности Супер-реализма.
Что вам потребуется. Материалы
Основой для портрета акриловой темперой может служить грунтованный картон толщиной не менее 2 мм., грунтованный ДВП, холст на картоне, мелкозернистый холст на подрамнике. Размер: 30×25 см. и более. Предпочтительней является гладкая твердая поверхность, несколько раз грунтованная и обработанная наждачной бумагой в промежутках между покрытиями. Однако некоторые заказчики портретов предпочитают холст, находя его более «солидным». Для учебных работ очень подходит грунтованный картон толщиной 2 мм, имеющийся в продаже, разный по шероховатости. Следует выбрать самый гладкий, без фактуры, или тщательно зашкурить его.
Связующее – это главный компонент замесов красок в этой техники живописи, и с наибольшим расходом. В качестве связующего используется «Разбавитель» для художественных акриловых красок (Diluent), предпочтительно матовый. В продаже есть и отечественные, и импортные акриловые разбавители. Глянцевое связующее в крайнем случае можно также применять, однако его блеск отвлекает в работе и не характерен для темперы.
Краски. Наиболее употребительны в портрете техникой лессировками следующие акриловые краски в тюбиках: умбра натуральная (темная) и умбра жженая, сиена натуральная и сиена жженая, ультрамарин синий темный. Это основные краски для выполнения лессировок кожи человека, и наиболее прозрачные из соответствующих цветов. Необходимы акриловые белила титановые в тюбике, в небольшом количестве также красная, желтая и черная краски.
Прочие краски можно приобретать по необходимости. Первое время можно использовать собственно не акриловые краски в тюбиках, а сухие плиточные акварельные наборы – как источник пигментов. Эти пигменты затем примешиваются к акриловому связующему. Однако акварельные краски надо приобретать лучшего качества, и прозрачные. Импортные акварельные краски бывают также непрозрачного сорта – «opaque».
Вода используется в этой технике живописи только для промывки кистей. Не следует замешивать на ней краски или связующее. О воде, как о разбавителе для акриловых красок, лучше вообще забыть. После промывки, чтобы вода не смешалась с краской, кисти следует тщательно отжать и протереть тряпочкой, которая всегда должна быть под рукой.
Кисти – лучше использовать синтетические. Наиболее употребительные: «лопатки» прямоугольные или со скосом, шириной 1,5см., 1см и уже. «Кошачий язык» шириной 0,5см (овальная заостренная кисть). Круглые кисти №1, 2 для нанесения тонких линий и точек.
Лак. Готовые работы покрываются широкой кистью покрывным лаком. Лучший лак для портрета акрилом – тоже акриловый, на водной основе, отечественный полуматовый или сорта Satin, т.е. шелковистый (среднее между матовым и глянцевым).
Палитру для акрила каждый художник устраивает по-своему. Очень удобна так называемая «мокрая» палитра. Это герметично закрываемая неглубокая ванночка с крышкой: подходят используемые для пищевых продуктов. На ее дно укладывается тонкая губка или несколько слоев газетной бумаги, вырезанной по размеру. Поверх – лист белой принтерной бумаги. Эта губка или нижняя бумага пропитывается водой, а сверху на белой бумаге выкладываются нужные в работе краски и замесы. Собственно это есть только хранилище для используемых в работе акриловых красок. Герметично закрытые, они не засыхают в нем несколько дней и даже недель.
Смешивать во время работы краски удобней в отдельной, также герметично закрываемой ванночке, наподобие описанной выше. Однако над губкой или газетной бумагой, под краски в нее полезно постелить более жесткую и прочную бумагу, чтобы намокнув, она не разрушалась под кистью и не загрязняла краску. Подготовленные смеси красок сохраняются на такой палитре в хорошем состоянии несколько дней и дольше, что удобно на заключительных этапах работы над портретом, при малых расходах красок.
Можно смешивать краски и на отдельной пластиковой палитре с углублениями, применяемой в акварели, но обязательно в конце работы заворачиваемой в лист алюминиевой фольги, используемой для приготовления пищи. После работы загрязненная фольга с засохшей краской переворачивается, затем меняется. Без этой фольги краски быстро засохнут на пластике и испортят палитру. Некоторые художники периодически спрыскивают такую палитру водой из пульверизатора.
На начальном этапе работы, когда покрываются большие площади, для красочных смесей для подкладок, удобно применять небольшие баночки с плотными крышками. В них замешиваются подкладочные смеси, которые большей частью используются сразу, а остатки сохраняются на недели. Эти «заначки» бывают очень полезны позже, как основа для замешивания оттенков соответствующих участков или для ремонта.
Фотография
Фотография модели должна быть высокого разрешения: в цифровом виде не менее 700 пикселей по меньшей стороне. Лицо модели должно составлять не менее трети ширины фото. Глаза – самая выразительная часть лица, – не должны быть затенены; зрачки, веки, белки – четко выделены, а цвет не искажен. Чем детальнее и четче выйдут на фото глаза, губы и нос, тем на большее сходство портрета с моделью можно рассчитывать.
Фотографии живо и «правдиво» схватывают душевный настрой человека или даже мимолетные чувства, выражающие его характер. Длительными сеансами позирования этого невозможно достигнуть – выйдет скучающее и безразличное лицо. Это особенно заметно, когда на всех экранах видны динамичные и яркие изображения людей с самыми разными душевными состояниями.
Однако далеко не всякое фото годится для портрета. Чтобы получился портрет как Искусство, надо провести полноценную фото-сессию с надеждой получить хотя бы один снимок, выражающий те чувства, которые художник надеется отразить в портрете.
Фотографию для портрета художнику лучше делать самому, проведя для этого полноценную фото-сессию. Фотографировать можно и современным смартфоном, но без вспышки, чтобы не осталось резких теней. Фотографируйте сериями снимков, из них потом выберите наиболее удачный.
Поворот головы на портрете, направление взгляда модели – вопросы личного вкуса, пожеланий заказчика и «психологии» портрета. По мнению автора, прямой откровенный взгляд модели на художника лучше раскрывает ее внутренний мир и как бы выражает ее интерес к зрителю.
При освещении модели учитывайте следующие характеристики освещения при разных углах падения света.
Трехчетвертное освещение. Здесь свет падает на модель с левой стороны из-за вашего плеча. Такое освещение выгодно подчеркивает черты лица большинства людей. При этом большая часть лица залита ярким светом, а по правой стороне пролегает узкая полоска тени.
Боковое освещение. Свет падает сбоку, в результате чего одна сторона лица погружается в тень. Нос отбрасывает тень, глазницы окружены глубокой тенью. Такое освещение создает драматический эффект. Свет, падающий сверху, также резко очерчивает формы лица.
Фронтальное освещение. Свет падает прямо на среднюю часть лица модели. В центре каждой из форм лица (щеки, нос, подбородок и т.д.) возникают большие области света, ограниченные полосками тени по краям. Подбородок и челюсть отбрасывают сильную тень на центральную часть шеи.
Обрамляющее освещение. Источник света находится позади модели. Большая часть лица оказывается в тени, но по краям пролегают (обрамляют его) яркие полоски света. Возникает резкий контраст между тенями и полутонами, моделирующими детали лица.
Чтобы убрать с лица лишние тени можно использовать отраженный свет. Для этого поместите большой белый лист картона или бумаги напротив источника света, обращенный под углом к модели.
Исходную фотографию можно скомпоновать из нескольких, создавая портрет группы людей или человека вместе с домашним животным. Из имеющихся фотографий выбираются наиболее удачные, затем с помощью графических редакторов Photoshop или Gimp из них «вырезаются» нужные элементы, и из них складывается окончательная исходная фотография. Так скомбинировано и приведенное ниже фото девушки с собакой.
Кстати, портрет человека с любимым животным всегда несет дополнительный заряд доброты и обаяния. В нем всегда уже имеется готовый сюжет и содержание, потому что раскрывает общую для всех Жизнь. Зритель понимает это, ценит и «заражается» добрым чувством.
Если на скомпонованной фотографии меняется задний план или фон, то этим меняется и общая освещенность, расположение источников света и т. п. Тогда на изображениях лица, шеи, волос надо изменить соответственно тени, тона и рефлексы. Все это потребует анализа и корректировки. Возможно, потребуется высветлить лицо – поднять тон одновременно у теней и освещенных участков, или наоборот добавить теней, или изменить их положение. В любом случае, это уже будет не портрет строго по фотографии, а некоторая реконструкция или импровизация.
Совет. Выбирайте фото для портрета с наибольшим разрешением и наибольшими контрастами – от самого светлого к самому темному. Постарайтесь обойтись без вспышки, т.к. она делает лицо плоским. «Обрежьте» фото на компьютере до формата, выбранного для портрета.
Совет. Опубликованные фотографии часто сделаны со вспышкой, которая «вымывает» нормальные тени и делает лицо плоским. В этом случае можно и нужно восстановить естественные тени лица: по краям и кругом лба, щек, у подбородка, вокруг скул.
Портрет по фото на заказ. Нарисовать портрет по фотографии в подарок
- org/Thing»>
-
Портрет пастелью по фото
-
Портрет акварелью по фото
-
Портрет сухая кисть по фото
-
Портрет маслом по фото
Портреты домашних питомцев
Портрет по фото на заказ
Портрет — это художественное изображение человека с передачей его внутреннего мира.Портрет может быть аллегорическим, жанровым, индивидуальным, историческим, камерным, конным, костюмированным, мифологическим, парадным, полупарадным, портрет-картина, портрет-прогулка и т.д.
Портрет разделяется по способу исполнения: масляный, карандашный, пастельный, акварельный, сухой кистью, гравированный и т.д.
Портрет может быть написан в различных стилях: академизм, реализм, импрессионизм, экспрессионизм, модерн, абстракционизм и т.д.
На портрете человек может быть изображен по грудь, по пояс, в полный рост.
Из всех этих факторов складывается стоимость портрета по фотографии.
7 причин заказать портрет по фотографии в нашей галерее:
• Художники нашей интернет галереи могут недорого и оперативно написать портрет по фотографии или с натуры в любой технике, стиле и на любом материале.• Все художники портретисты имеют художественное академическое образование.
• Стоимость портрета по фото ниже, чем в художественных галереях и салонах.
• Гарантированная скидка для постоянных клиентов.
• Быстрое изготовление рамы на портрет.
• Все виды оплаты, качественная и удобная доставка в любой город.
• Бесплатная доставка портретов по Санкт-Петербургу и Москве!
Женский портрет Мужской портрет Детский портрет Семейный портрет Парный портрет Двойной портрет Групповой портрет Автопортрет Поп арт портрет
История портретной фотографии, часть I
Портретная фотография — это жанр фотографии, который в первую очередь направлен на запечатление характера, личности, индивидуальности человека или группы лиц. Однако в фотографии портрет — это постоянно развивающийся жанр. Его формы и приложения дополняют друг друга, постоянно стимулируя новые изобретения.
Некоторые фотопортреты пересекают категории и используются для различных целей, в то время как другие служат подтверждением доказательств, например, фотографии на документы.
Достаточно взглянуть на карьеру американского фотографа Ричарда Аведона, чтобы ощутить это разнообразие. В произведении Аведона мы находим музу известного кутюрье рядом с жертвой напалмового удара во время битвы при Сайгоне; техасский фермер рядом с британским художником Фрэнсисом Бэконом; фотопортреты людей, занимающихся своими повседневными делами в общественных местах рядом с портретами, снятыми в психиатрических учреждениях. Фотографии Ричарда Аведона, как и фотографии его сверстников, воплощают бесконечные возможности изображения человеческого лица.
Написание истории портретной фотографии равносильно написанию истории самой фотографии. Концепция фотопортрета тесно связана с концепцией индивидуальности; и сама фотография возникает из возможности идентичного воспроизведения, поскольку считается само собой разумеющимся, что фотография будет точно воспроизводить реальность. Таким образом, термин «портрет» на фотографическом языке может применяться к любому предмету.
Например, серия работ американского фотографа-документалиста Уокера Эванса, посвященная народной архитектуре его страны, называлась «портреты домов», поскольку здания как бы «смотрят» прямо в камеру. Точно так же часто можно услышать о «портретах страны» или «портретах региона» в контексте фотокампаний, направленных на документирование данной территории и ее культурных, топографических и т. д. характеристик.
Если мы ограничимся изображением человеческого лица, наиболее подходящим способом приблизиться к портретной фотографии будет классификация его с точки зрения функции, которую мы ему приписываем. От самой базовой функции (идентификация) до самой чувствительной (запись эмоций), до способности идеализировать модель или повышать осведомленность общественности, фотопортрет адаптируется к широкому спектру форм и применений.
Одно можно сказать наверняка: портретная фотография по-своему рассказывает историю современного человека с момента изобретения фотографии 180 лет назад.
Наука о лице: фотографии портреты на службе идентификации
Основная функция портрета также наиболее очевидна: идентификация. Идентификация означает подтверждение личности. Однако в этом смысле идентичность — это не ссылка на отчетливую личность индивидуума или культурную, социальную или духовную идентификацию, а конкретно на административную форму удостоверения личности, зависящую от объективных фактов.
Таким образом, с точки зрения фотографии идентификация прочно укоренилась в рациональных науках, господствовавших в конце девятнадцатого века, которые стремились установить неопровержимые законы, выведенные из объективно измеримых данных. Фотография быстро завоевала популярность, выполняя механическое уменьшение реальности для ее записи, доказывая, что человеческое тело можно воспроизвести, идеально уменьшив его пропорции.
Начиная с 1880-х годов, портретная фотография была зачислена на службу в полицию, чтобы стандартизировать криминальные записи и сделать их более эффективными. Эти изменения были инициированы Альфонсом Бертильоном (1853–1914), отцом антропометрии, или изучения измерений человеческого тела, и судебно-медицинской идентификации.
Сотрудник правоохранительных органов Бертильон ввел фотосъемку портретов как способ выявления рецидивистов: до этого преступники могли выдать себя за другое лицо и помешать расследованию. Напротив, фотография не лжет. Если лицо, привлеченное к ответственности, очень похоже на фотографию, прикрепленную к папке, у него должна быть предварительная запись.
Антропометрический паспорт, 1912 г.© Alphonse Bertillon
Компания Bertillon разработала целый ряд инструментов, позволяющих стандартизировать производство идентификационных фотографий: например, вращающееся на 90 градусов сиденье, позволяющее делать портретные снимки, и камеру с фиксированным расстоянием. возможность пропорциональных измерений лица на основе фотографического портрета.
Постепенно утвердилась роль человеческого лица как надежного маркера идентичности. В этом заключается роль или цель портретной фотографии, сделанной в одобренной государством фотобудке: лицо-как-документ утверждает соответствие, установленное между собой и изображением. Другими словами, портрет подтверждает нашу идентичность.
Как объективный носитель информации лицо также стало предметом познания. Портретная фотография использовалась в девятнадцатом веке клинической наукой, иногда при поддержке специальных служб, таких как фотографическая иконография в психиатрическом центре Сальпетриер в Париже.
Дезире-Маглуар Бурневиль (1840–1909) и Поль Регнар (1850–1927) таким образом помогали известному профессору Шарко в его исследованиях истерии, совместно создавая портреты пациентов, бьющихся в конвульсиях во время кризиса. Эти тревожные фотопортреты изображали людей, находящихся во власти своей болезни, сфотографированных, потому что они сами были ее симптомом.
Сальпетриер также был местом, где Гийом Бенжамен Дюшенн де Булонь (1806–1875), которого Шарко называл своим «мэтром» или учителем, проводил свои эксперименты. Дюшенн выбрал пожилого мужчину, у которого было парализовано лицо, и подверг его ударам током низкого напряжения, чтобы понять механизм мимики. Разнообразие выражений, сопоставленное с лицами, вырезанными на древних бюстах, свидетельствовало о сложности человеческого лица и о том, что оно может раскрыть.
Механизм физиогномики человека. Рис. 65,1854–56© Guillaume-Benjamin-Amand Duchenne de Boulogne
Портретная фотография как средство познания также сделала яркую карьеру – к лучшему или к худшему – в области этнологии. К лучшему: работа Martin Gusinde (1886–1969), недавно вновь открытая по случаю выставки. Автор редких документов о коренных народах Огненной Земли, Гусинде создал увлекательные и уважительные фотопортреты, в которых ощутима близость между фотографом и его моделью.
Улен, мужчина-шут. Хайнская церемония, обряд Селькнам, 1923© Martin Gusinde / Anthropos Institut / Éditions Xavier Barral
В худшем случае: эксцессы, совершенные такими практиками, как физиогномика, целью которых было определить «характер» человека на основе его черт лица, или френология, которая оценивала типы людей по форме черепа.
Согласно этим псевдодисциплинам, преступник и идиот стали типажами лица. Британский антрополог Фрэнсис Гальтон (1822–1911) исследовал другую стратегию в надежде точно определить типы лица. Энтузиаст «составного портрета», полученного путем наложения нескольких лиц преступников, Гальтон думал, что сможет определить тип лица, который будет сигнализировать о преступном характере. Время показало, что его поиски были бессмысленны.
Фронтиспис журнала «Исследования человеческих способностей и их развития», 1883 г. авторитарные режимы и расистские идеологии.Вот почему многие современные художники работали над деконструкцией функций и искажением использования портретной живописи. Между войнами сюрреалистов играли с кодами и нормами Фотобудки, чтобы отвратить ее от общепринятого использования. Отдавая предпочтение гримасам, а не серьезному лицу в Photobooth, они выполнили художественный проект: повторно привнесли тайну в гомогенизированную повседневную жизнь.
Ив Танги (1900–1955), например, регулярно занимался этой практикой, обменивая мелкие деньги на изображения своего искаженного лица. Несколько десятилетий спустя Томас Рафф (1958–), связанный с Дюссельдорфской школой, сделал паспортные фотографии своей семьи и друзей, но с намерением выставить их в монументальном формате на стенах музея.
Таким образом, он подчеркнул дереализацию, вызванную стандартизацией формата фотографии на документы, которая превращает лицо в чистую поверхность без какой-либо психологической глубины. Своими фотопортретами Томас Рафф, кажется, упраздняет связь между изображением человека и реальной личностью.
В социальных кругах формат фотопортрета укреплял представление о том, что это средство самоидентификации, визитная карточка. Запущенная примерно в 1860 году парижским фотографом Эженом Дисдери (1819–1889) карт-де-визит, как следует из ее названия, позволила связать фотографическое изображение самого себя с визитной карточкой.
Эти миниатюрные изображения быстро породили еще одну функцию портрета: коммуникацию, которая позволяла портрету нести сообщение, используя общие правила.
Мое прекрасное лицо: фотография портреты как средство сублимации
Портретная фотография работает и как система знаков. Другими словами, он может составить настоящий язык, модулируемый «риторикой», как подчеркивал Барт. Официальный портрет президента Эммануэля Макрона, например, может помочь нам понять эту идею фотографического языка.
С одной стороны, эта портретная фотография объединяет ряд символов, легко ассоциирующихся с идеями, концепциями и учреждениями, таких как флаги, а также два смартфона, сложенные друг на друга, символизирующие молодого, технически подкованного государственного деятеля. С другой стороны, визуальные элементы, такие как искусственный свет, поза президента, его руки, сжимающие край стола, создают впечатление прагматичного человека, готового к действию.
Таким образом, используя определенные визуальные символы, портретная фотография становится средством передачи сообщения от отправителя к получателю. Коммуникативные возможности портретной фотографии, которой обладают фотографы и все, кто участвует в создании и восприятии изображения, используются в областях, где изображение становится коммерческим средством, независимо от того, используется ли оно от имени компании, продающей продукт, или от имени частного лица. занимается саморекламой.
Дисдери первым применил эту риторическую черту в своих портретах для визитных карточек (CDV). Активный в то время, когда буржуазия была восходящим классом, жаждущим власти и признания, Дисдери, кажется, прекрасно уловил дух своего времени.
Сначала он создал систему, которая позволила ему оптимизировать производство портретов и снизить его стоимость; он также отпечатал свое имя и адрес своей студии на обратной стороне карточек, что в то время делали немногие фотографы.
На одной фотопластинке экспонировалось до 8-10 портретов, каждый из которых затем наклеивался на небольшой кусочек картона, который заказчик мог раздать по желанию. Карт-де-визит был одним из первых изобретений, демократизировавших доступ к представительству, что повлекло за собой ряд последствий.
Во-первых, фотопортреты CDV были предшественниками современных социальных сетей: в 1860-х годах было модно собирать фотографические визитные карточки друзей и семьи, а также знаменитостей, которые часто посещали студию Дисдери. Например, портреты Наполеона III заставили весь Париж стекаться к фотографу.
В частных салонах было модно хвастаться своей коллекцией CDV и торговать ею. Демократизация, однако, идет рука об руку с распространением форматов портретов: каждый хочет ниспровергнуть существующие коды, чтобы присвоить опыт портрета и модулировать то, как они видятся.
Очень быстро эти модификации стали стандартизированными, а некоторые жесты и условности в одежде стали более популярными, чем другие. Следующий набор указаний, данных студией фотопортретов девятнадцатого века, говорит о многом:
«– Фрак и белый галстук, серьезное выражение лица, небрежное отношение: простой звонок вежливости.
– Парадная форма, парадная осанка, предложение мешка сладостей: визит на день рождения.
– Изящный, с букетом цветов: на вечеринку.
– Улыбаясь, положив руку на сердце: поздравление с радостным событием.
– Одет в черное, скорбное лицо: визит сочувствия.
– Зубочистка между зубами: посещение после приема пищи.
— Одет как турист, дорожная сумка через плечо: прощальный визит перед отъездом.
Анри Монье, 1860© Эжен Дисдери, BnF.
Совершенно очевидно, что портретная фотография служила продолжением церемоний и ритуалов повседневной жизни. Саморепрезентация была теперь важным аспектом общественной жизни, потому что она могла проложить путь к получению почетного места.
Модные дома и мир рекламы быстро подхватили этот факт: лицо может общаться, убеждать или, во всяком случае, устанавливать соответствие между зрителем и изображением. Изображение лица кристаллизовало желания и эмоции, которые управляли поведением потребителей — будь то желание купить продукт, продаваемый лицом, или стать потребителем самого лица, как в случае с фотопортретами знаменитостей.
В фэшн-фотографии модель должна олицетворять бренд и становиться его имиджем, послом бренда. Существует множество способов задать тон и создать индивидуальность представляемой корпорации. Мы могли бы сравнить недавнюю рекламную кампанию, разработанную Дэвид ЛаШапель (1963–) для Kenzo, изображающий забавные модели в химерических декорациях, наполненных цветом, с черно-белыми изображениями Ричарда Аведона (1923–2004), созданными для Dior.
В первом случае многоцветная, динамичная атмосфера кампании Kenzo пробуждает безграничную свободу самовыражения, а фон, на котором внешний вид сочетается с интерьером, прославляет идентичность, основанную на (внешнем) внешнем виде. В рекламной кампании Dior, напротив, Аведон, кажется, выдвигает на первый план образ женщины, чья элегантность противостоит окружающему и сопротивляется контекстуализации.
Ирвинг Пенн (1917–2009), который долгое время работал с Vogue и фотографировал только в студийных условиях, работал с трезвыми минималистскими изображениями, отдавая предпочтение нейтральному фону и исключая любые декоративные элементы. Это позволило ему достичь формального равновесия, проистекающего из абстрактного характера черного и белого и ощущения странности, которое это придает модели: в результате бренд получил вневременное, невозмутимое лицо.
Как видно на примере фэшн-фотографии, портретная фотография стремится общаться, но часто только в лучшем свете. Таким образом, портрет берет на себя сублимационную функцию, представляя лицо как средство соблазнения и объект желания. Этот руководящий принцип обычно определяет студийный портрет, доступный каждому по разумной цене.
С помощью безупречного освещения на часто нейтральном фоне профессиональный фотограф-портретист будет стремиться подчеркнуть лицо модели, чтобы сделать его максимально приятным для глаз.
Некоторые студии даже разработали фирменный стиль в составлении своих фотопортретов: например, знаменитая Studio Harcourt, основанная в 1934 году, специализируется на черно-белых портретных фотографиях, предлагающих широкий спектр оттенков серого в сочетании с полупрозрачными. свет, напоминающий атмосферу нуаров, и обрамленный чуть ниже плеча, вид в три четверти, снятый под низким углом.
Как уже отмечалось, это фирменный стиль, поскольку он пользуется популярностью среди представителей культурной элиты, а визит в Харкорт для фотопортрета является традицией среди представителей киноиндустрии. Вы забираете портрет, который, выставленный в доме, мгновенно идентифицируется как произведение знаменитой парижской студии.
Портретная фотография, таким образом, становится социальным симптомом и, благодаря своей способности трансформировать внешность модели, гарантирует ее принятие в данной социальной среде. Фотопортрет можно создать изображение человека, которое лучше всего соответствует его идеальному представлению о себе.
Так же функционируют социальные сети, такие как Instagram. Большинство пользователей, которые публикуют селфи , пытаются создать идеальный образ себя — даже если он должен быть смешным, даже нелепым, как изображения, связанные с хэштегом #wokeuplikethis. Кроме того, они могут также собирать лица других и перенимать их способы репрезентации, таким образом создавая новую моду, которую часто можно проследить до знаменитостей.
С появлением социальных сетей мы снова сталкиваемся с системой, созданной фотопортретом CDV, в которой саморепрезентация, всегда подверженная идеализации, доступна любому члену общества. Портретная фотография помогла изменить социальный ландшафт во времена подъема демократии.
Это потому, что это позволяет нам выглядеть лучше, представляя отредактированное изображение как точное отражение реальности. Нанимаем ли мы фотографа для документирования нашей свадьбы, или идем в парикмахерскую перед портретной сессией для фотогалереи компании, или добавляем фильтр к селфи, размещенному в Instagram, чтобы скрыть любые недостатки, мы рассматриваем портрет как средство представления образа. лучшая версия самих себя.
Идеализация модели — одно из требований, пронизывающих всю историю портретной живописи, в том числе и живописи. Однако это требование, которое портретная фотография может удовлетворить с большей легкостью.
Что портрет передает о том, что мы на самом деле , помимо внешности? Если фотография ограничивается передачей поверхности вещей, может ли она показать внутреннюю жизнь модели? Можно ли буквально сфотографировать душу человека?
Проявление эмоций: Интимные, психологические портреты
Многие фотографы пытались изучить возможность передачи эмоций своих моделей. Эта цель уже реализована в идеализированном портрете, который представляет модель как уверенную или полностью удовлетворенную изображением, которое она создает. Но идея о том, что фотопортрет может передать эмоции в видимой области, расширяет этот проект до всех настроений и всех чувств.
Шарль Бодлер, 1855-1857© Феликс Надар, Музей Орсе, расст. RMN-Grand Palais / Эрве Левандовски
Именно благодаря тесным связям с романтической богемой Надар (1820–1910) смог посвятить себя этому занятию. В отличие от Дисдери, который был в некотором роде его противником, Надар не стремился к напыщенной интерпретации личности, а скорее стремился представить природу души.
Трудно представить себе фотопортрет Бодлера, который, как оказалось, пренебрежительно относился к фотографии, как человека, уверенного в своем успехе, в цилиндре и с моноклем, опирающегося на локоть на деревенском фоне.
Вместо этого объектив Надара показывает нам измученное лицо, опущенные губы и настороженный взгляд поэта, небрежно прислонившегося к стене, как будто он собирался покинуть сцену. Освещение выразительно, а изображение слегка размыто, что придает ему неземное («где-то за пределами мира», по названию одного из его стихотворений), свойственное гению.
Романтическая традиция портретной фотографии пережила всплеск популярности и в Великобритании, в том числе в работах Джулия Маргарет Кэмерон (1815–1879). Фотограф-любитель, который быстро стал самым известным фотографом-портретистом своего времени, Кэмерон делала снимки, которые плотно обрамляли лицо, используя мягкий фокус и сумеречное освещение, из-за чего модель оставалась частично в тени. Стремясь запечатлеть индивидуальность своих подданных, она сочиняла глубоко прочувствованные портреты.
Миссис Герберт Дакворт, 1867© Джулия Маргарет Кэмерон
В работах Надар и Кэмерон мы можем почувствовать некую форму близости между фотографом и объектом. Кажется, что некоторая близость необходима для того, чтобы заниматься портретом, изображающим эмоциональную жизнь модели. Именно когда они изображают своих друзей, любовников и семью, фотографы лучше всего могут запечатлеть психику человека.
Это относится к портретам художницы Джорджии О’Киф, сделанным ее любовником, фотографом Альфредом Стиглицем (1964–1946): частые и многочисленные, они, кажется, документируют взлеты и падения в их отношениях. Штиглиц показывает не только настроение своей жены, но и эмоциональную жизнь пары. Близкое знакомство со своей моделью и собственной способностью представлять их — это стремление длиною в жизнь.
Интимное пространство — будь то любовь, дружба или семья — было исследовано Жак-Анри Лартиг (1894–1986), фотограф-любитель, чьи работы были представлены общественности в 1960-х годах. Ребенок из чрезвычайно богатой французской семьи, Лартиг был одержим течением времени и бренным характером воспоминаний. Вооруженный фотоаппаратом, он с юных лет упрямо цеплялся за каждую крупицу счастья, которую могла предложить жизнь.
Делая несколько фотопортретов самых дорогих членов своей семьи, таких как его двоюродный брат Зиссоу, он медленно выстраивал очаровательное повествование о своей семейной жизни. Особенностью семьи Лартиг было то, что их повседневная жизнь была полна веселья и сюрпризов. Фотопортреты, сделанные молодым Жаком-Анри, неизбежно приобретали оттенок фантазии.
Это было результатом подсознательной мизансцены: субъекты разыгрывались перед камерой, и декорации строились с учетом репрезентации, даже когда кадры кажутся снятыми «в пылу действия».
В работе Дуэйна Михалса (1932–), воспроизводящего коды семейного альбома, избранного Лартигом, мизансцена преднамеренна: фотограф больше не фиксирует мимолетный момент, а скорее сконструированную сцену. специально для портрета. Начиная с интимных отношений, Михалс разрабатывает небольшие сюрреалистические вымыслы, усиленные последовательным характером фотографий и сопровождающего их текста.
Рене Магритт во сне, 1965© Duane Michals
Сдвиг, который вдохновил на новые подходы к интимному портрету, также присутствует в работе Нэн Голдин (1953–). Американский фотограф известен своими чувственными и глубоко личными портретными снимками. Через свои изображения она строит фотографическую автобиографию, перенимая рискованные, случайные аспекты любительской фотосъемки.
Однако ее изображения часто свидетельствуют о боли, например, когда она фотографирует друзей, страдающих и умирающих от СПИДа, или когда она направляет камеру на себя, чтобы засвидетельствовать свое собственное состояние избитой женщины.
Пример Нэн Голдин, а также Ларри Кларка, Питера Худжара и Кэрри Мэй Уимс показывает лицо как средоточие чувств, поддающееся построению комментария к трагическим аспектам жизненного опыта. Человеческий контакт всегда сначала устанавливается через лицо, и целый эмоциональный язык вступает в игру с мимическими движениями, искажениями, реакциями.
Именно эта склонность лица пробуждать чувства лежит в основе целой области фотографии, портретной фотографии, направленной на поощрение политической и социальной активности.
Гийом Блан
Гийом Блан — докторант истории фотографии в Университете Париж 1 Пантеон-Сорбонна, а также преподает в Католическом университете Запада (Анже) и в Университете Париж-Восточная Марна. ла-Валле. Его недавняя работа включает публикации для Transbordeur и Image & Narrative.
10 видов портретной фотографии
Лично меня это не устраивает (поскольку приводит к засилью посредственности), но портрет есть и будет и самым распространенным жанром, и самым востребованным. А раз это так, то надо разбираться в стилях портретов. В этой статье я расскажу о десяти наиболее распространенных типах портретной фотографии.
Что такое портреты и зачем их снимать?
В широком смысле портреты — это изображения людей. Любые изображения! Будь то крупная оправа (только голова и плечи), до талии или в полный рост. Будь то захватывающий дух пейзаж, в глубине которого отчетливо узнаётся человек, или фотография собаки, смотрящей в камеру — всё это портрет. Самое главное в портретной фотографии — это способность зрителя сопоставлять увиденных персонажей с себе подобными, наделять их человеческими чертами и развивать возможный сюжет. И это туз, который я тут же выложил на стол. Я имею в виду, что это самое главное, что вы можете усвоить из моего текста: именно зритель определяет фотографии в портретном стиле.
Большинство фотографов-портретистов не знают или забывают, что любая работа, которую они выставляют, предназначена для их зрителей. И именно зритель решает, что изображено на фотографии, а что нет. Но зритель от съемочного процесса отстранен. Он не видит момента творения, а только наблюдает его результат. Зритель не знает, что хочет показать фотограф, а видит только то, что фотографу удалось показать.
То есть фотограф должен четко понимать, почему зритель должен смотреть на человека на фото, почему зритель запомнит это фото и т.д. Ответить на эти вопросы помогают стили, а разные типы портретов сразу формируют интерес к ним аудитории .
Портретные стили хватки: ТОП-10 самых распространенных типов портретной фотографии
Итак, давайте рассмотрим самые популярные виды портретного искусства.
1. Классическая портретная фотография
Мнения искусствоведов расходятся, но, по одной из версий, именно традиционные портреты в фотографии стали первым самостоятельным жанром.
Да, мы знаем, что первой фотографией в истории человечества был «Вид из окна в Ле Гра» Нисефора Ньепса. И после этого было снято много городских пейзажей. Однако это были скорее технические эксперименты, чем фотография.
Художники-портретисты одними из первых оценили возможности фотографии. Вместо того, чтобы делать длинные наброски, они наняли помощников фотографа, которые снимали людей на свои камеры. Даже при длинных выдержках это было намного быстрее, чем рисовать черновики.
Кроме того, традиции портретной съемки уже давно сформировались, поэтому неудивительно, что именно традиционная портретная фотография стала первой режиссёрской формой фотографии.
Беатрис Джулии Маргарет Кэмерон, 1866 г.
2. Откровенные портреты
Они также часто включают так называемые лайфстайл-портреты. И я полностью согласен с этим. Некоторые разделяют их как разные типы портретной фотографии, но грань между ними настолько размыта, что не имеет особого смысла.
Такие портреты часто делаются в общественных местах, часто даже без согласия изображаемого. Их смысл в том, чтобы показать человека в его повседневной жизни. Примечательно, что один из самых известных стилей фотопортрета был постановочным (см. фото ниже), хотя уличные фотографы обычно не приемлют никаких помех.
«Поцелуй у ратуши» Робера Дуано, около 1950 года
Поскольку эти снимки часто делаются в общественных местах, для них используются разные объективы. Чаще всего это широкоугольные объективы (40 мм и меньше).
3. Экологические съемки
Это отдельный подвид откровенных портретных примеров. Их отличает то, что на таких фотографиях человек находится в знакомой обстановке (например, в мастерской). Для создания таких фотографий очень важно запечатлеть не только человека, но и его окружение. Для этого используйте самые узкие значения диафрагмы.
Механик электростанции, работающий над паровым насосом. Автор Льюис Хайн, 1920
4. Групповые портреты
Немного выпало из нашего списка, потому что, например, групповые портреты могут быть классическими, откровенными и сюрреалистичными. Но об этом хотелось бы сказать отдельно, так как групповой портрет требует от фотографа совсем другого подхода. Креативить нужно не только для того, чтобы раскрыть глубину характера кадра и показать как внешнюю, так и внутреннюю красоту предмета. Важнейшая задача — умелая, своеобразная режиссерская организация взаимодействия людей на фотографии.
Необходимо учитывать позы и освещение, чтобы все участники группового снимка были довольны своим внешним видом. Взгляды и жесты также играют огромную роль. Возможно, когда-нибудь я даже напишу отдельную статью о групповой портретной фотосъемке, а пока идем дальше.
5. Репортажные портреты
Говоря о жанре откровенной фотографии, мы отметили, что его отличительной особенностью является неразрывная связь с повседневной жизнью. Точно так же экологическая фотография связана с окружающей средой изображаемого человека. Но репортаж предполагает создание контекста, обусловленного конкретным событием, в эпицентре которого оказывается герой кадра. Вы все видели легендарную «Афганскую девушку» Стива Маккарри. Помимо того, что это действительно мастерский выстрел, его ценности добавляет еще и событие, с которым он неразрывно связан: афганская война.
Афганская девушка Стива МакКарри, 1984
6.
Гламурная фотографияТолчком к развитию гламурной портретной фотографии послужило развитие издательского дела и кино. Эти изображения отражают красоту предмета, секс, чувственность и аспекты жизни знаменитостей, о которых обычные граждане могут только мечтать. Ярким примером портретной фотографии в стиле гламур является портрет Мэрилин Монро работы Альфреда Эйзенштадта.
Мэрилин Монро Альфреда Эйзенштадта, 1953
7. Модные портреты
Появление иллюстрированных изданий также подтолкнуло фотоиндустрию к развитию фэшн-фотографии. Это всегда портреты, но главное в них умение подчеркнуть и передать все нюансы моды своего времени. Я бы сказал, что фэшн-портреты — это нечто среднее между гламурной и рекламной фотографией.
Интересно, что леди Клементина Хаварден считается прародительницей этого стиля портретов, хотя снимала она задолго до популяризации глянцевых журналов, и задолго до того, как творческая женщина стала нормально восприниматься в патриархальном обществе.
Туалет Клементины Хаварден, почти 1864
8. Реклама
Среди всех типов портретов в фотографии самая большая ниша занята рекламными кадрами (я сейчас говорю о коммерческой фотографии; вообще, первое место принадлежит селфи).
К сожалению, рекламные портреты создали в сознании многих фотографов клише, чаще всего встречающиеся в постановке модели. Например, позы, когда модель закидывает руку за голову или упирается руками в бедра. Изначально такие перформансы использовались для демонстрации структуры и качества изделий: как шов проходит под мышкой или как отходит манжет. Но фотографы, увидев и запомнив такие позы и освещение, используют их даже в тех случаях, когда этого не требуется. Если девушка в одежде без рукавов закинет руку за голову, то максимум, что она продемонстрирует хорошо, так это выбритая подмышка. Согласитесь, не очень интересная история. Поэтому не стоит повторять все, что вы видели в модных журналах. Лучше проанализировать, почему был сделан тот или иной ход при создании образа, а уже после этого решить, использовать его или нет.
9. Концептуальные портреты
Из названия понятно, что концептуальная фотография больше касается идеи, а не формы. Отношения между концептуализмом и фотографией не однозначны. С одной стороны, функция фотографии заключается в документировании, поэтому фотограф использует камеру как средство запечатления людей, событий, действий и т. д. С другой стороны, саму фотографию можно считать произведением изобразительного искусства. Концептуальный стиль портретов уравновешивает эти две крайности. Однако именно творческая составляющая заключается в том, что показано, а не в том, как показано.
10. Автопортрет и селфи
Еще до того, как селфи сделали автофотографию обычным явлением, этот вид портретной фотографии активно развивался фотографами прошлых лет. Этот портретный стиль позволяет фотографу запечатлеть самый широкий спектр сюжетов, от традиционных до постмодернистских, от серьезных до глупых.
Автопортреты тоже могут быть концептуальными. Например, Энди Уорхол двадцать лет снимал автопортреты, чтобы понять свое отношение к собственной славе. Вы думали, что селфи бывают только в Instagram?
Автопортрет Надара, почти 1855
Сюрреалистический портрет: стань хозяином реальности с Luminar Neo
Luminar Neo — программа для ретуширования фотографий, использующая технологию искусственного интеллекта, чтобы сделать процесс создания шедевра максимально простым и позволить автору сосредоточиться на том, что действительно важно, — на творчестве.
Инструмент позволяет в один клик удалять фон, создавать маски для отдельных объектов в кадре, чтобы их было легче обрабатывать, и создавать неограниченное количество слоев, что позволит воплотить в жизнь даже самую сложную идею.