Светочувствительность фотоаппарата: Светочувствительность. Подробно про ISO для начинающих / Съёмка для начинающих / Уроки фотографии
Что такое исо в камере. Что такое ISO в фотоаппарате и как его настроить
Светочувствительность (ISO) – чувствительность матрицы фотоаппарата к объему получаемого света. Существуют разные значения ISO. В современных фотоаппаратах светочувствительность можно регулировать самостоятельно в зависимости от каждой конкретной ситуации.
Влияние на шум
Шумы – это искажение на изображении, представляющее серые и белые точки. Чем выше уровень светочувствительности, тем заметнее будут шумы; верна и обратная пропорциональность: чем ниже ISO, тем менее выражены шумы на фотографии. Самые качественные изображения получаются тогда, когда съемка происходит на низких значениях ISO: 50, 100, 200.
Почему возникают шумы? Увеличение чувствительности – это, по сути, усиление всех сигналов, полученных с пикселей. При усилении электрического сигнала усиливаются и посторонние сигналы, то есть помехи. Чем больше матрица фотоаппарата, тем меньше возникает шумов.
С каким ISO выбрать камеру?
При выборе фотоаппарата следует помнить следующие рекомендации:
- Обратите внимание на максимально и минимально возможные значения ISO;
- Не гонитесь за высокими значениями светочувствительности, ведь они вряд ли пригодятся вам на практике, так как большое ISO приводит к низкому качеству фотографий;
- Вы все же желаете, чтобы показатели ISO на вашей камере были высокими? Обратите внимание на профессиональные и полупрофессиональные фотоаппараты.
Большой размер их матрицы снижает количество шумов на фото; - Хуже всего с помехами дело обстоит на цифровых мыльницах. Если на зеркальной камере ISO 400 вполне можно работать, то на цифровых фотоаппаратах при этих же показателях уже начинают проявляться шумы.
Как настроить ISO?
При самостоятельной настройке ISO воспользуйтесь следующими советами:
- Съемка должна производиться на минимально возможных значениях ISO. Поднимать уровень светочувствительности следует только в самых крайних случаях;
- При низких значениях ISO выдержка оказывается излишне длинной для съемки с рук;
- Если вы желаете задать самое низкое значение ISO, максимально откройте диафрагму, верна и обратная пропорция;
- Не стоит устанавливать высокий уровень ISO в том случае, если на фотоаппарате включена вспышка;
- Для уменьшения выдержки необходимо увеличить светочувствительность, верна и обратная пропорция.
Высокие и низкие значения ISO
Особенности фотоаппаратов с расширенным диапазоном светочувствительности:
- При расширении в высокий диапазон светочувствительности, то есть на камерах с повышенным ISO, на снимках будет очень заметен эффект шумности.
Покупка такой камеры чаще всего совершенно бессмысленна, если только вы не занимаетесь печатью фото в малых размерах, на которых шум не так виден; - При расширении в низкий диапазон светочувствительности появляется возможность работать на более длинных выдержках. Значительно улучшается уровень бесшумности изображения. В то же время, теряется контрастность фото.
В каких случаях требуется высокое значение ISO?
- Спортивные мероприятия, праздники для детей, где съемка производится на короткой выдержке, так как в ином случае велик риск получения смазанных фотографий;
- На вернисаже, в церкви, театре, выставки и любых иных местах, где существует запрет на использование вспышки;
- Съемка различных значимых моментов: поцелуй, задувание свечей на торте в день рождения. Вспышка может испортить впечатление от этих памятных мгновений.
Как измерить ISO?
Светочувствительность принято измерять в единицах ISO, ее стандартные значения: ISO 100, ISO 200, ISO 400 и так далее.
Каждое последующее значение увеличивает светочувствительность вдвое. В дорогих фотоаппаратах существуют промежуточные уровни ISO. В автоматическом режиме значения светочувствительности могут быть любыми, в том числе и промежуточными. Высокие значения ISO применяются при недостаточном освящении. Таким образом можно сделать снимок на более короткой выдержке.
Автоматическое ISO
Автоматическая настройка ISO в фотоаппарате, как очевидно из названия, задает оптимальные значения светочувствительности в автоматическом режиме. Функция эта крайне удобна, ведь снимки приходится делать при разном освящении, а постоянное блуждание в настройках не способствует открытым творческим порывам.
Однако у автоматической настройки ISO есть свои минусы. При задавании параметров она не учитывает последствий высокого уровня светочувствительности. В итоге получаются фото с повышенной шумностью. Справиться с проблемой можно, если у вас камера с ограничителем ISO. Она позволяет задавать максимально возможное значение ISO.
Заключение
В сущности, о светочувствительности нужно знать одно: чем выше ISO, тем ниже качество фотографии, однако в некоторых случаях без высоких значений светочувствительности обойтись сложно.
Каждый владелец фотоаппарата, несомненно, сталкивался с таким параметром, как ISO. Да и все публикации по фотографии пестрят фразами «уровень ISO», «чувствительность ISO», «светочувствительность матрицы». Что это за величина, и какие значения она должна принимать? Разберемся со всем по порядку…
Что такое ISO?
ISO — это чувствительность камеры к свету. Данный параметр наряду с выдержкой и диафрагмой влияет на экспозицию получаемых фотографий. Поэтому научиться устанавливать оптимальные значения ISO для разных условий съемки очень важно.
Величина ISO измеряется в 1/(люкс×секунда). Как правило, шкала начинается со значения 100 и возрастает в два раза до максимально возможного для конкретной камеры уровня.
Минимальное и максимальное значения ISO являются важными характеристиками фотоаппарата.
При невысоком ISO экспозиция будет низкой, увеличение значения данного параметра приведет к более сильному воздействию света и увеличению экспозиции. Таким образом, повышение ISO вызывает повышение светочувствительности и вызывает образование шумов на фотографии. Поэтому старайтесь всегда фотографировать при невысоком значении ISO, чтобы получать четкие, незернистые снимки.
Важно помнить, что на экспозицию снимков влияет не только ISO, а также значение диафрагмы и параметра выдержки. При манипулировании данными показателями можно добиться получения достаточного количества света для создания четкого изображения. Так, чтобы компенсировать увеличение ISO, потребуется уменьшить выдержку или закрыть диафрагму и наоборот.
Неправильно выбранные параметры съемки приводят к тому, что фотографии получаются шумными.
Зернистость снижает детализацию снимков и делает изображение неоднородным. Исправить ситуацию можно в программном редакторе, однако, зачастую шумоподавление производится путем стушевки мелких деталей, что не всегда уместно.
Разобравшись с тем, что такое ISO, осталось только понять, какие значения данного параметра будут уместны в разных условиях съемки. Итак:
- Минимальное значение ISO дает наилучшие результаты. Именно его следует выбирать при съемке в студии и на улице в ясную погоду.
- Если планируется съемка при недостаточном освещении, лучше всего увеличить значение ISO, выставив его на уровне 200-400, особенно когда нет возможности использовать штатив. В помещении, при условии работы со вспышкой, допустимы значения 400-800.
- Показатели выше 800 целесообразно использовать при съемке массовых мероприятий, клубной или репортажной съемке в условиях недостаточной освещенности. В таких ситуациях выбирать обычно не приходится, и для получения четких кадров нужно выставлять высокое значение светочувствительности.
- Уровень ISO 1600 и выше поможет получить неплохие кадры на концерте, когда фотограф находится в зале и не имеет возможности использовать штатив. Более высокие значения светочувствительности предназначены для очень низкой освещенности, но использовать их зачастую нецелесообразно из-за появления на снимках сильных шумов.
- Если планируется постановочная съемка ночью лучше всего использовать штатив и выставлять низкое значение ISO. Это поможет получить выразительные кадры с низкой зернистостью.
Количество шумов на фотографии при высоких значениях светочувствительности зависит от размера матрицы используемой камеры. Мыльницы даже при ISO 800 не способны выдавать хороший результат, поэтому лучше выставить низкое ISO и использовать штатив. А вот дорогие зеркалки при показателе 3200 и выше дают отличные результаты, а вместе с ними и чувство, что деньги были потрачены не зря.
Кроме того, не стоит забывать о функции Auto ISO. Новички часто используют ее, чтобы не заморачиваться с выбором параметров.
Но данная функция очень капризна. На мыльницах она не дает желаемых результатов, поэтому лучше вручную выставить ISO 100. В зеркалках целесообразно установить порог, за который не должен выходить параметр ISO, например, 800, и в этих рамках пусть камера сама выбирает оптимальный режим съемки.
Выводы:
ISO контролирует светочувствительность и уровень шумов. Лучше всего фотографировать при минимальных значениях данного параметра и снижать их, как только появится такая возможность. Максимально опустить ISO поможет полное открытие диафрагмы. Но чем ниже показатель светочувствительности, тем длиннее выдержка.
ISO – это светочувствительность вашего фотоаппарата, а точнее, чувствительность к восприятию света матрицы камеры. То есть, если ISO составляет 200, то за единицу времени на матрицу попадет меньше света, чем за то же время со значением светочувствительности 3200. Чем выше светочувствительность матрицы, тем более четкие снимки вы можете сделать, однако не стоит считать, что более четкие снимки это всегда хорошо.
Чем больше ISO вы можете выставить на своей камере, тем большее количество посторонних шумов появляется на ваших снимках.
Стандартные значения ISO это: 100, 200, 400, 800, 1600, 3200. А шум, появляющийся на снимках, это разноцветные яркие точки на фотографиях, сильно отличающиеся по цвету от соседних. Из-за таких шумов снимок выглядит так, как фото, сделанное на камеру 0,3 мегапикселя в телефоне 2006 года выпуска.
Однако создана система ISO была для пленочных фотоаппаратов. В цифровых камерах этот параметр как будто соотносится с полученной экспозицией снимков на нем и подобными характеристиками пленочного аппарата. Поэтому этот параметр на цифровых камерах полностью стал называться «эквивалентной светочувствительностью ISO». И выражается он в единицах ISO для пленочной камеры для удобства фотографов.
Как правильно использовать светочувствительность
Если вы фотографируете в освещенном месте, где и за небольшое количество времени на матрицу фотоаппарата может попасть достаточно света, то стоит выставить ISO на маленькую отметку.
Если же в помещении темно, либо вы снимаете поздним вечером, то значение светочувствительности должно быть в разы выше. Однако всегда стоит сделать несколько пробных снимков и найти лучшее решение.
Не забывайте, что для снимков в темное время суток важно раскрыть диафрагму, чтобы также больше света могло попасть на матрицу камеры. Если вы работаете со штативом и статичными объектами, то лучше выставить минимальное ISO, но увеличить задержку фотоаппарата. Если вам хочется снизить количество шумов на снимках, то вы можете также использовать вспышку, которая добавит света на фотографию.
Выставление светочувствительности зависит также от размера матрицы вашей камеры, если у вас достаточно простая камера без сменной оптики, то максимально выгодное для вас значение ISO 800. Если установить этот параметр выше, то любая фотография будет переполнена лишними шумами. На зеркальных фотоаппаратах, которые имеют лучшие параметры съемки, возможно использование ISO 1600 и 3200.
Каждый, у кого в руках оказывается фотокамера, рано или поздно решает покопаться в ее настройках, видит там совершенно незнакомую аббревиатуру и задумывается, что такое ISO в фотоаппарате.
Однако на самом деле все не настолько страшно, как это может показаться.
Общее понятие
Что такое ISO в фотоаппарате? Это показатель того, насколько светоулавливающий элемент камеры восприимчив к потокам света, попадающего в него. Чем это значение больше, тем менее требовательно устройство к уровню освещения при съемке, то есть с его помощью можно снимать в малоосвещенных местах.
Светочувствительность ISO фотоаппарата была свойственна еще для пленочных моделей, а теперь этот параметр характеризует не пленку, а матрицу. Значение указывается в целых единицах, а максимально и минимально допустимые величины для каждой модели могут различаться в зависимости от предустановок, заложенных производителем. Число ISO в фотоаппарате является очень важным при правильной настройке экспозиционной пары, то есть значений выдержки и диафрагмы. Иногда даже подбор оптимальной комбинации этих показателей не позволяет получить кадр с правильным экспонированием: то света чрезмерное количество, то снимок получается очень темным.
Как использовать?
Что такое ISO в фотоаппарате, в общих чертах понятно, теперь следует сказать о возможностях его использования. При изменении его параметров можно осуществлять дополнительное регулирование чувствительности матрицы с целью выравнивания экспозиции будущего снимка, не используя вспышку. Для изменения показателя светочувствительности используются такие стопы: ISO 100, ISO 200, ISO 400, ISO 800 и так далее в зависимости от модели. Каждый следующий стоп представляет собой удвоенную разницу между двумя предыдущими. Некоторые модели более высокого класса позволяют устанавливать промежуточные значения вручную — ISO 250, ISO 500. Если подбор осуществляется автоматически, могут использоваться разные значения: 1400 и 240.
Принцип действия
Итак, с тем, что такое ISO в фотоаппарате, в общих чертах разобрались, необходимо определиться с принципом его действия. Это можно сделать на примере. Объектом съемки является улица с плохим освещением. Выдержка — 1/20.
Диафрагма в режиме приоритета. ISO 100. Такие параметры обеспечивают смазанность кадра в большинстве случаев. Связано это с большим значением выдержки. То есть камера дольше остается открытой, успевая уловить много света. Чтобы этого избежать, требуется понизить значение выдержки, но увеличить показатель светочувствительности, что не позволит снимку стать темным. Если показатель ISO составит 800, а выдержка — 1/160 секунды, то вечерний пейзаж можно снять без штатива, а кадр все еще будет четким.
«Шумы»
Вы уже представляете, как настроить ISO на фотоаппарате, однако это не означает, что, выставив значение на максимум, можно автоматически избавить себя от заботы о качестве получаемого снимка. Если показатель будет слишком высоким, то проблема перед фотографом встанет совсем иного рода — на снимке появится большое количество «шумов». Это цветные точки, от которых качество снимка заметно хромает. Откуда они берутся? Все дело в том, что увеличение уровня электрического сигнала автоматически приводит к усилению помех, которые представляют собой посторонние сигналы, не имеющие никакого отношения к объекту съемки.
Сама матрица тоже создает определенный уровень «шума». Не стоит использовать максимальные значения ISO, лучше придерживаться нейтральных значений в 200-400 для обычных камер и 400-800 для зеркальных. И чем эти показатели ниже, тем лучше.
Цифровые фотоаппараты следует использовать определенным образом, чтобы обеспечить хорошее качество снимков. ISO при съемке должен опускаться до минимума, а настройка выдержки и диафрагмы позволяет подобрать необходимые параметры экспозиции. Только в случае, когда изменить эти значения оказывается невозможным, требуется повысить светочувствительность.
С каким ISO выбрать камеру?
Выбор фотоаппарата стоит осуществлять с опорой на определенные рекомендации.
Цифровые фотоаппараты обязательно характеризуются максимальным и минимальным значением ISO. Именно на него следует обратить внимание. Не стоит гнаться за большими значениями, так как на практике они вряд ли пригодятся. Если делать выбор в пользу таких значений, то следует рассматривать в качестве приобретения профессиональные и полупрофессиональные модели, так как их большой размер матрицы не позволяет «шумам» появляться на фото в больших количествах.
Желательно, чтобы имелась кнопка ISO на фотоаппарате, тогда его удобнее и быстрее можно будет настроить. Однако в «мыльницах» обычно такой опции нет, а к параметру необходимо добираться через многоуровневое меню. В этом случае важно запомнить последовательность действий.
Особенности моделей с расширенным диапазоном светочувствительности
На камерах с повышенным ISO эффект «шумности» на снимках будет сильно заметен. Чаще всего покупка такой камеры оказывается бессмысленной, если только вы не производите печать снимков малых размеров, где «шум» не сильно заметен. Если светочувствительность расширена в низкий диапазон, то можно работать с более длинными выдержками, при этом изображение становится не таким «шумным», но теряется и определенная доля контрастности.
Высокое значение ISO может потребоваться на детских праздниках, спортивных мероприятиях, где производится съемка на минимальной выдержке, так как в других случаях риск получения смазанных фото слишком велик. Например, в местах, где имеется запрет на использование вспышек, при съемке памятных моментов, в частности поцелуев, задувания свечей на торте в день рождения и других.
При вспышке впечатление от этих моментов может оказаться испорчено.
Выводы
Итак, ISO — это всего лишь степень чувствительности матрицы к свету. Чем это значение выше, тем выше и чувствительность, а также больше «шумов» на снимке, и наоборот. При съемке правильнее всего понижать этот показатель до минимума, комбинируя его со значениями диафрагмы и выдержки, что позволит получить желаемый эффект. Если съемка производится в условиях качественного освещения, то ISO устанавливается не выше 100-200. Для фотоаппаратов с большей матрицей можно устанавливать более высокие значения, так как они менее восприимчивы к «шумам».
Фотография — это не просто набор жестких правил, это еще и простор для творчества, поэтому каждый сам может выбирать необходимые для него значения. Ориентир в данном случае берется на вкусовые предпочтения и возможности техники. Но главное стремление должно быть к гармоничности снимка. Если достичь этого посредством неожиданного эксперимента, то можно доказать мастерство фотографа.
Вместо названия ISO часто говорят светочувствительность. Такое название лучше описывает назначение этого параметра. ISO является мерой того, насколько чувствительна к подаваемому на неё свету. Более высокое значение ISO делает матрицу более чувствительной к свету, поэтому повышенные значения используются для съемки в условиях плохого освещения. Современные цифровые фотоаппараты могут делать снимки с различными настройками ISO, которые будут записаны на одну карту памяти. Раньше фотографам для изменения значения ISO приходилось менять пленку.
Когда нужно повышать ISO? К примеру, фотоаппарат не может выстроить нормальную экспозицию. Для него освещение слишком слабое. Иногда можно воспользоваться вспышкой, но это не всегда помогает. Например, при съемке на концерте не всегда можно воспользоваться вспышкой и она не всегда поможет. В таком случае нужно повысить ISO вручную или установить режим автоматического подбора светочувствительности.
Повышение ISO дает возможность уменьшить выдержку.
Это поможет избавиться от шевеленки или позволит сделать нормальные кадры в тех случаях, когда при более маленьком значении светочувствительности нужен был бы штатив.
Шум и ISO.
Увеличение ISO несет не только положительный характер, но и отрицательный. Усиление чувствительности к свету непременно ведет к появлению шумов на фотографиях. Это вызвано тем. что матрица вместе с полезным сигналом света начинает воспринимать незначительные помехи и искажения. Кроме того, матрица и сама не передает на 100% идеальное изображение. Увеличение чувствительности к свету повышает погрешности, которые вызваны токами утечки между пикселями.
Все матрицы настраиваются таким образом, чтобы передавать наименьшее количество помех при самых малых значениях ISO. В большинстве фотоаппаратов это ISO=50, 80 или 100.
Шум на цифровых снимках подобен зернистости на пленочных фотографиях. Этот эффект крайне не желателен. Он проявляется в виде цветных точек, которые распределяются по всему кадру.
Связь ISO и размера матрицы.
Физический размер матрицы определяет качество снимков, которые будут получаться при определенных значениях ISO. Это вызвано, прежде всего, тем, что на больших матрицах пиксели имеют больший размер, чем на маленьких, а следовательно воспринимают больше света. Например, две матрицы на 4 мегапикселя, с различным размером на одинаковых настройках будут показывать разные результаты шума. Та матрица, которая имеет больший размер, шуметь будет меньше.
Можно ли фотографировать с высоким ISO.
До тех пор, пока все фотоаппараты не будут оснащаться большими матрицами, шум на снимках будет сильно заметен, а поэтому будет проблемой.
Сравнительно недавно на рынке появились камеры, которые называют полупрофессиональными. Они имеют матрицы большего размера, чем у компактов. Такие фотоаппараты будут иметь меньший показатель шума, но только в том случае, если количество мегапикселей не будет слишком большим. Не стоит поддаваться рекламным объявлениям, которые гласят о том, что чем больше мегапикселей, тем лучше.
Это не так. Всего должно быть в меру.
Легкий шум будет незаметен на снимках, если они будут печататься маленького размера. Существуют специальные программы и плагины для Фотошопа, которые существенно удаляют шум со снимков. Среди таких программ можно выделить: Noise Ninja, Neat Image и многие другие.
Часто могут возникнуть ситуации, когда стоит выбор между тем, чтобы сфотографировать с большим значением ISO или вовсе не делать снимок. В таком случае лучше сделать кадр и попытаться убрать шумы на компьютере. Кроме того, не все шумные снимки плохо выглядят.
Выводы.
- ISO — параметр, которые определяет светочувствительность камеры.
- Самые качественные снимки получаются на самом маленьком значении ISO. Для того, чтобы убедиться в том, что стоит именно самое маленькое значение, нужно переключиться в ручной режим и удостовериться в этом.
- При съемке в помещении при плохом освещении становится выбор использования вспышки или студийного освещения или повышения значения ISO.
У разных камер шумы будут проявляться по-разному. Степень шума зависит от размера матрицы. - Матрицы с большим физическим размером позволят снимать на большем значении ISO без потери качества. Кроме того это позволит сократить выдержку и тем самым избавиться от шевеленки и смазанных фотографий.
- При печати фотографий маленьких размеров шум практически незаметен.
Принцип работы цифрового фотоаппарата | Советы начинающим фотографам
Качество настройки фотоаппарата во многом зависит от понимания того, как вообще работает цифровой фотоаппарат и как формируется картинка на фоточувствительной матрице.
Для начала, важно понимать, как монитор отображает картинку: экран монитора представляет собой множество точек (пикселей), которые светятся в соответствии с уровнем яркости в этом месте фотографии. Если яркость точки в этом месте кадра минимальна, точка не светится — мы видим чёрную точку. Если яркость точки в этом месте снимка высока, точка сильно светится — мы видим белую точку.
В цифровой технике минимальный уровень яркости пикселя равен нулю (чёрная точка), максимальный — уровню 255 единиц (белая точка). Промежуточные яркости занимают, соответственно, диапазон яркости от нуля до 255.
Значит, чтобы представить фотографию в цифровом виде, фотоаппарат должен записать на карточку памяти изображение, которое представляет собой набор точек с присущей им яркостью.
На самом деле, пикселей на матрице современного цифрового фотоаппарата очень много и размер пикселя очень мал (в среднем от 0,12 до 0,3 мм), поэтому фотография выше лишь условно показывает, что снимок записывается в виде набора пикселей с определённой яркостью.
Итак, как же реализовать такую запись фотографии на карточку памяти фотоаппарата? Для этого в камере есть светочувствительная матрица (раньше это была фотоплёнка), по площади которой распределены фотоэлементы, каждый из которых реагирует на лучи света, попадающие на эту самую матрицу.
Принцип работы каждого из фотоэлементов — НАКОПИТЕЛЬНЫЙ.
Т.е. чем больше света попало на фотоэлемент за время фотографирования, тем ярче будет фотография.
Попробуем пояснить принцип работы цифрового фотоаппарата через аналогию — ПРИНЦИП СТАКАНА.
Представьте себе, что у Вас есть воображаемый фото-стакан. Только если в обычный стакан мы наливаем воду, то в фото-стакане накапливаются лучи света. Степень заполненности стакана соответствует яркости пикселя. Т.е. если стакан пуст (лучей в фото-стакане нет), то яркость равна нулю (ноль лучей -> ноль яркости) — это чёрная точка. Если стакан немного заполнен лучами света, то это соответствует небольшой яркости (светимости) пикселя — это уже не чёрная, но пока ещё довольно тёмная (слабо светящаяся) точка. Если фото-стакан наполнен лучами света наполовину — это соответствует средней яркости пикселя (в цифровом эквиваленте — значение яркости 128 единиц). Если стакан наполнен больше, чем наполовину, это соответствует пикселю высокой яркости (светлая точка). Ну, а если стакан полностью заполнен лучами света — это соответствует точке максимальной яркости (белая точка) — яркость точки равна 255 единицам.
Таких фото-стаканчиков на матрице очень много (напомним, что размеры каждого пикселя современной матрицы фотоаппарата в диапазоне где-то от 0,12 мм до 0,3 мм). Сейчас в магазинах можно найти фотокамеры, у которых более 20 миллионов пикселей (фото-стаканчиков), равномерно распределённых по площади поверхности матрицы.
Перед нажатием на кнопку спуска, фотоаппарат очищает все фото-стаканчики, после чего происходит процесс фотосъёмки (накопления лучей света) и результат накопления лучей света записывается на карточку памяти. Причём, записывается значение каждого пикселя (фото-стаканчика) отдельно. Таким образом, получается фотография, а точнее файл, в котором перечислены все пиксели с присущей им яркостью.
Из рисунка выше, где изображены 5 принципиально различных ситуаций, видно, что если все фото-стаканчики пусты (накопленных лучей нет — вариант 1), то всё изображение будет чёрным. Зритель не поймёт, что же снимал фотограф — такая ситуация нас не устраивает.
Если все стаканчики полностью заполнены лучами света (вариант 5 на рисунке выше), то всё изображение будет абсолютно белым.
Такой вариант нас тоже не устраивает.
Получается, что нас, как фотографов, интересуют варианты 2, 3 и 4 на рисунке выше:
- вариант 2 — недоэкспонированная фотография — она темнее среднего значения, но бывают случаи, когда нам нужен такой вариант яркости (например, для создания эффекта приглушённого освещения или его отсутствия — например, при фотографировании ночью или в сумерках),
- вариант 3 — нормально экспонированная фотография — это фотография, большая часть пикселей которой близка к средней яркости — именно этот вариант яркости фотографии наиболее желателен и именно его пытается реализовать фотоаппарат, если вы фотографируете в автоматическом режиме,
- вариант 4 — переэкспонированная фотография — она ярче среднего уровня, но в некоторых случаях нам необходимо реализовывать такой вариант яркости (например, для создания эффекта лёгкости, сказочности, при фотографировании неба).
Теперь рассмотрим вопрос о том, как управлять этой самой наполненностью фото-стаканчиков, т.
е. яркостью нашей фотографии.
Представим себе, что наш фото-стаканчик закрыт крышкой — ни один луч не сможет попасть в него. Когда мы открываем крышку, то в фото-стаканчик попадают лучи и накапливаются в нём. Снова закрываем фото-стаканчик крышкой и подсчитываем количество накопленных лучей — записываем на карточку памяти. Вот так, собственно, и происходит сам процесс фотосъёмки.
Именно такой принцип работы цифрового фотоаппарата определяет 3 способа управления яркостью снимка:
Управление яркостью Фотографии. время выдержки
Один из способов управления яркостью фотографии — регулирование времени выдержки. Что это такое? ВРЕМЯ ВЫДЕРЖКИ — это то время, в течение которого шторки фотоаппарата открыты и матрица накапливает лучи света (в нашем случае — это то время, в течение которого открыта крышка нашего фото-стаканчика). Соответственно, чем дольше открыта крышка фото-стаканчика, тем больше успеет накопиться лучей света в стаканчике. В реальном фотоаппарате эта крышечка представлена в виде шторок, закрывающих матрицу фотоаппарата от попадания на неё лучей света.
Таким образом, время выдержки — это время, в течение которого шторки открыты и матрица накапливает лучи света.
Почему в фотоаппарате шторка не одна, а две, мы расскажем в следующей статье, а сейчас перейдём ко-второму способу управлению яркостью фотографии.
Управление яркостью Фотографии. диафрагма
Итак снова посмотрим на наши фото-стаканчики — только теперь представим себе, что когда крышечка открывается, отверстие, через которое лучи света попадают в фото-стаканчик, можно сделать различного диаметра. Соответственно, чем больше диаметр отверстия, через которое лучи света попадают в фото-стакан, тем больше лучей накопится за одно и то же время. Представим себе, что крышка открывается на 1 секунду во всех пяти случаях (см. рисунок выше). При том, что время выдержки одинаково, количество света, прошедшее через отверстие и накопившееся в фото-стакане, различно.
В фотоаппарате как раз реализована такая возможность регулировать диаметр отверстия, через которое свет проходит и попадет на матрицу — и называется этот элемент ДИАФРАГМА.
Чем больше диафрагма, тем ярче фотография, и наоборот, чем больше мы закрываем диафрагму, тем темнее изображение.
И тут есть сложность. Если время выдержки измеряется в секундах (и на фотоаппарате число времени выдержки — это и есть число, обозначающее время в секундах), то с диафрагмой всё сложнее. Число, стоящее рядом с буквой F — это число, показывающее, во сколько раз диафрагма закрыта. Например, F/4 — это диафрагма, закрытая в 4 раза, а F/10 — это диафрагма, закрытая в 10 раз. Так как число стоит в знаменателе, то понятно, что диафрагма 4 больше, чем диафрагма 10. По этой причине начинающие фотографы часто путают, при каких настройках диафрагма большая, а при каких — маленькая. Но я нашёл прекрасный способ, чтобы никогда не путать, когда диафрагма больше, а когда меньше. Каждый раз, когда настраиваете диафрагму, произносите про себя фразу «я закрываю диафрагму в (число) раз». Прекрасный способ — выручает! (проверено многими годами преподавания фотокурсов в нашей фотошколе).
Управление яркостью фотографии. светочувствительность
Третий способ управления яркостью фотографии — регулирование светочувствительности матрицы фотоаппарата. Если объяснять через тот же фото-стакан, то представим себе, что у нас есть несколько фото-стаканчиков, разных по размеру. Соответственно, и ёмкость у этих фото-стаканчиков будет разная. А теперь вспомним, что яркость в нашей условной схеме пропорциональна степени заполненности стакана. Так вот, представим себе, что световой поток один и тот же, а мы фотографируем (собираем лучи света) разными фото-стаканчиками (см. рисунок выше). Время открытой шторки (время выдержки) во всех случаях одно и то же. Как видно из рисунка, при одинаковом световом потоке пятый стаканчик быстрее наполнится светом, чем все другие фото-стаканчики. Т.е. при одном и том же световом потоке степень заполненности пятого стакана будет расти быстрее всех остальных.
Получается, что яркость фотографии, полученной с использованием пятого стаканчика, будет выше яркости всех остальных четырёх предыдущих (при прочих равных настройках фотоаппарата).
Это свойство и называется — СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (или ISO). Измеряется она в относительных единицах (100, 200, 400 и т.д.). Чем больше значение светочувствительности, тем ярче фотография.
Хотя на самом деле, светочувствительность — это более сложное явление, начинающим фотографам проще изучать это явление именно в такой интерпретации. На наших курсах я также объясняю это явление вторым способом (более близким по физическим процессам, протекающим в матрице фотоаппарата), кому интересно — приходите на базовый фотокурс — объясню.
Таким образом, мы получаем следующую картину — цифровой фотоаппарат записывает фотографии с помощью цифр, определяющих яркость каждой точки на фотографии. Эти значения яркости пропорциональны количеству света, который накапливают фотоэлементы на матрице во время фотосъёмки. А сумма этого накопленного света зависит от трёх параметров: времени выдержки, значения диафрагмы и светочувствительности. Графически это можно изобразить следующим образом:
Как видно из этого рисунка, яркость фотографии пропорциональна площади треугольника, образованного векторами, длина которых зависит от величины выдержки, диафрагмы и светочувствительности.
Чем больше эти значения, тем больше векторы, тем больше площадь треугольника. И наоборот. Важный вывод из всей данной статьи: яркость фотографии зависит не от одного параметра, а сразу от трёх параметров. Мастерство фотографа заключается в том, чтобы грамотно настроить эти три параметра и успешно решить фото-задачу.
Как только учащиеся знакомятся с этой темой, у них сразу же возникают 2 вопроса:
- в реальных условиях, на фотосессии — какое сочетание выдержки, диафрагмы и светочувствительности нужно выставлять, если формально можно достичь одной и той же яркости при разных сочетаниях этих параметров?
- зачем нам так подробно изучать эту тему, если фотоаппарат в автоматическом режиме самостоятельно и довольно хорошо справляется с задачей управления яркостью фотографии?
Ответы на эти вопросы — в наших следующих статьях.
Светочувствительность цифровых камер — Вики
Светочувствительность цифровой фотокамеры — характеристика цифрового фотоаппарата, определяющая зависимость числовых параметров созданного им цифрового изображения от экспозиции, полученной светочувствительной матрицей.
Светочувствительность цифровых фотоаппаратов принято выражать в единицах, эквивалентных светочувствительности ISO желатиносеребряных фотоэмульсий[1]. Это позволяет пользоваться методами измерения экспозиции, свойственными классической плёночной фотографии.
Основная статья: Светочувствительность фотоматериалов
Однако понятие светочувствительности цифровых камер не имеет ничего общего с традиционными фотоматериалами в силу неприменимости законов сенситометрии, и отражает чувствительность матрицы лишь косвенно.
В отличие от светочувствительности фотоматериалов, относящейся только к конкретной используемой фотоэмульсии, в цифровой фотографии под светочувствительностью понимают передаточную функцию всей системы, включающей матрицу, предусилитель и алгоритмы АЦП. Для цифровых видеокамер и передающих телекамер, основанных на аналогичных матрицах, единицы ISO не применяются, а светочувствительность выражается в минимальной освещённости объекта съёмки в люксах, позволяющей получать изображение с допустимым уровнем шумов[2][3].
В некоторых случаях чувствительность видеокамер выражается минимальной освещённостью при определённом уровне усиления сигнала в децибелах[4].
Светочувствительность узкоспециализированных видеоустройств, например, видеорегистраторов, часто указывается в нестандартных единицах, учитывающих светосилу жёстковстроенного объектива. Однако, в большинстве случаев светочувствительность таких приборов выражается в отношении электрического напряжения в вольтах, получаемого на аналоговом выходе матрицы к величине экспозиции излучением с длиной волны 550 нанометров, считающейся максимумом спектральной чувствительности человеческого зрения. С единицами ISO эта величина никак не соотносится.
Колесо установки значения ISO цифрового фотоаппарата «Canon PowerShot G9»
Содержание
- 1 Эквивалентная светочувствительность
- 1.1 Сравнение разных единиц светочувствительности
- 2 Стандарт ISO 12232:2006
- 3 Методы расчёта экспозиционных индексов
- 3.
1 Точка насыщения - 3.2 Определение по шумам
- 3.3 Стандартная выходная чувствительность
- 3.
- 4 Применимость методик стандарта ISO
- 5 См. также
- 6 Примечания
- 7 Литература
Эквивалентная светочувствительность
Цифровыми фотоаппаратами при одной и той же экспозиции могут быть получены файлы одного и того же изображения с разными координатами одноимённых пикселей в цветовом пространстве. При отображении на дисплеях или печати такие снимки отличаются яркостью, как экспонированные по-разному. Это достигается изменением предварительного усиления электрических сигналов светочувствительной матрицы и алгоритмов их последующего аналогово-цифрового преобразования в то или иное цветовое пространство, например sRGB[1].
Производители цифровой аппаратуры устанавливают фиксированную зависимость между значениями сигналов матрицы и соответствующими координатами цветового пространства, принимаемую в качестве экспозиционного индекса EI.
Большинство цифровых фотоаппаратов имеет несколько значений EI, переключение между которыми позволяет находить наиболее приемлемый компромисс между возможностью съёмки с короткими выдержками и интенсивностью шумов в получаемом изображении. Значения EI выбираются таким образом, чтобы получаемое цифровое изображение было сопоставимо с получаемым на плёнке такой же чувствительности ISO, с теми же экспозиционными параметрами. Поэтому, в обиходе принято называть значения EI цифровых фотоаппаратов «эквивалентной светочувствительностью ISO». Однако, этот параметр имеет лишь косвенное отношение к светочувствительности матрицы, и выражается в единицах плёночной сенситометрии только для удобства использования классических приёмов измерения экспозиции, принятых в традиционной фотографии.
Некоторые производители предусматривают возможность регулировки параметров яркости в пределах одного значения EI, как дополнительный пункт меню настроек камеры или установок конвертации «сырых» файлов RAW.
Современные цифровые камеры многократно превосходят фотоматериалы по светочувствительности, и в эквивалентных ISO единицах достигают значения 4 560 000, недоступного для галогеносеребряных фотоэмульсий[5]. Совершенствование алгоритмов шумопонижения позволяет получать при таких значениях EI изображение приемлемого качества.
Сравнение разных единиц светочувствительности
В таблице приведены сравнительные значения систем измерения светочувствительности ISO и APEX, и эквивалентные значения светочувствительности, выбираемые производителями цифровых фотоаппаратов для градуировки их шкал в соответствии со стандартом ISO12232:2006. Видно, что значения, превышающие 20 000 ISO не применимы к существующим фотоматериалам и отражают только регистрирующую способность цифровых фотокамер, выпускаемых со второй половины 2000-х годов.
| APEX Sv | ISO арифм. /логарифм.° | Эквивалент ISO цифровых фотоаппаратов | Пример плёнки или камеры, обладающих такой светочувствительностью |
|---|---|---|---|
| 2 | 12/12° | Gevacolor 8-мм обращаемая, позднее Agfa Dia-Direct, «Свема» КН-1 | |
| 16/13° | Agfacolor 8-мм обращаемая | ||
| 20/14° | Adox CMS 20 | ||
| 3 | 25/15° | старый Agfacolor, Kodachrome II и Kodachrome 25, Efke 25, «Тасма» ЦО-22Д | |
| 32/16° | Kodak Panatomic-X, «Свема» ДС-5М, Фото-32 | ||
| 40/17° | Kodachrome 40 (киноплёнка) | ||
| 4 | 50/18° | 50 | Fuji RVP, Ilford Pan F Plus, Kodak Vision2 50D 5201 (киноплёнка), AGFA CT18, Efke 50 |
| 64/19° | Kodachrome 64, Ektachrome-X, ORWOCOLOR NC-19 | ||
| 80/20° | Ilford Commercial Ortho, «Свема» Фото-65 | ||
| 5 | 100/21° | 100 | Kodacolor Gold, Kodak T-Max, Provia, Efke 100, «Свема» КН-3 |
| 125/22° | Ilford FP4+, Kodak Plus-X Pan, «Свема» Фото-130 | ||
| 160/23° | Fujicolor Pro 160C/S, Kodak High-Speed Ektachrome, Kodak Portra 160NC и 160VC | ||
| 6 | 200/24° | 200 | Fujicolor Superia 200, Agfa Scala 200x, «Свема» ОЧТ-180, «Тасма» ОЧ-180, ЦО-Т-180Л |
| 250/25° | «Тасма» Фото-250 | ||
| 320/26° | Kodak Tri-X Pan Professional | ||
| 7 | 400/27° | 400 | Kodak T-Max, Tri-X 400, Ilford HP5+, Fujifilm Superia X-tra 400, Konica VX-400 «Свема» ОЧТ-В |
| 500/28° | Kodak Vision3 500T 5219 (киноплёнка), «Тасма» Панхром тип-17 | ||
| 640/29° | Polaroid 600 | ||
| 8 | 800/30° | 800 | Fuji Pro 800Z |
| 1000/31° | Kodak P3200 TMAX, Ilford Delta 3200 | ||
| 1250/32° | Kodak Royal-X Panchromatic | ||
| 9 | 1600/33° | 1600 | Fujicolor 1600, Kodak Ektapress 1600, «Тасма» Изопанхром тип-42 |
| 2000/34° | |||
| 2500/35° | |||
| 10 | 3200/36° | 3200 | «Тасма» Панхром тип-13, фотокомплекты для моментальной фотографии Polaroid тип-107[6], Fujifilm FP-3000b |
| 4000/37° | |||
| 5000/38° | «Тасма» Изопанхром тип-24 | ||
| 11 | 6400/39° | 6400 | |
| 8000/40° | |||
| 10000/41° | |||
| 12 | 12500/42° | 12800 | |
| 16000/43° | |||
| 20000/44° | Фотокомплекты для моментальной фотографии Polaroid тип-612[6] | ||
| 13 | 25000/45° | 25600 | Первый серийный цифровой фотоаппарат с таким эквивалентом ISO: Canon EOS 5D Mark II (2008) |
| 32000/46° | |||
| 40000/47° | |||
| 14 | 50000/48° | 51200 | |
| 64000/49° | |||
| 80000/50° | |||
| 15 | 100000/51° | 102400 | Первые серийные цифровые фотоаппараты с таким эквивалентом ISO: Nikon D3S и Canon EOS-1D Mark IV (2009) |
| 125000/52° | |||
| 160000/53° | |||
| 16 | 200000/54° | 204800 | Первые серийные цифровые фотоаппараты с таким эквивалентом ISO: Canon EOS-1D X (2011), Nikon D4 (2012) |
| 250000/55° | |||
| 320000/56° | |||
| 17 | 400000/57° | 409600 | Первые серийные цифровые фотоаппараты с таким эквивалентом ISO: Nikon D4s и Sony α-7S (2014) |
| 500000/58° | |||
| 620000/59° | |||
| 18 | 800000/60° | 819200 | |
| 1000000/61° | |||
| 1250000/62° | |||
| 19 | 1600000/63° | 1638400 | |
| 2000000/64° | |||
| 2500000/65° | |||
| 20 | 3200000/66° | 3280000 | Первый серийный цифровой фотоаппарат с таким эквивалентом ISO: Nikon D5[7] (2016) |
| 4000000/67° | |||
| 4600000/68° | 4560000 | Первая серийная видеокамера с таким эквивалентом ISO: Canon ME20F-SH[5] (2015) |
- Примечания к таблице: значения светочувствительности систем APEX и ISO, выделенные жирным шрифтом, соответствуют реальным значениям, использующимся производителями для конкретных фотоматериалов.
Все остальные значения вычислены на основе тех же прогрессий в качестве математической экстраполяции существующих шкал.
Стандарт ISO 12232:2006
С 1998 года существует стандарт ISO[8], устанавливающий зависимость между величиной сигналов матрицы и конкретными экспозиционными индексами (EI)[9]. Этот стандарт даёт производителям цифровых фотоаппаратов пять возможных способов определения конкретных значений EI, три из которых существуют с 1998 года, а два появились в 2006 году в соответствии с рекомендациями CIPA DC-004[10], предложенными японской Ассоциацией по Стандартизации Систем Отображения (англ. Standard of the Camera & Imaging Products Association, CIPA). В зависимости от выбранной методики, экспозиционный индекс EI зависит от светочувствительности и уровня собственных шумов матрицы, а также от характеристик получаемого изображения. Стандарт ISO определяет светочувствительность всего канала отображения фотокамеры, а не его отдельных компонентов, как это было предложено компанией Kodak в 2001 году для двух собственных сенсоров[11].
Методика рекомендованного экспозиционного индекса (REI), появившаяся в последней версии стандарта ISO 12232:2006[12], разрешает производителям аппаратуры самостоятельно устанавливать значения EI, основываясь на собственной точке зрения, при каких значениях EI получаются правильно экспонированные изображения. Это единственная методика, применимая к форматам изображения, использующим цветовые пространства, отличные от sRGB, а также в случаях использования матричного режима измерения экспозиции.
Методика стандартной выходной чувствительности (англ. Standard Output Sensitivity, SOS) также появилась в последнем стандарте и основана на предположении, что средний уровень яркости в выходном изображении sRGB должен получаться при съёмке серой карты с 18 % отражательной способностью при измерении экспозиции экспонометрической системой, откалиброванной в соответствии со стандартом ISO 2721 без экспокоррекции. Поскольку измерения должны проводиться в цветовом пространстве sRGB, методика применима только к снимкам, сделанным в этом пространстве — главным образом, формата JPEG, — и неприменима к снимкам в формате RAW.
Кроме того, методика неприемлема в случае использования матричного режима измерения.
Методика, основанная на точке насыщения, близка методике SOS, но основывается не на 18 % серой карте, а на 100 % яркости, при которой начинают пропадать детали в света́х. Значения экспозиционного индекса, полученного таким методом, выше, чем предыдущие, на 0,704. Так же, как и предыдущая методика SOS, метод точки насыщения предполагает измерения в цветовом пространстве sRGB и неприменим к файлам формата RAW.
Две методики, основанные на уровне шумов, иногда используются для определения диапазона EI любительских цифровых фотокамер. В этом случае определяются крайние значения EI, при которых снимки могут считаться «отличными» или «приемлемыми», соответственно для наименьшей и наибольшей эквивалентной светочувствительности.
Методы расчёта экспозиционных индексов
Значения эквивалентной светочувствительности ISO цифровых камер зависят от свойств сенсора и алгоритмов цифровой обработки получаемого изображения в камере.
{4}\theta }
Эта величина зависит от коэффициента пропускания T объектива, коэффициента виньетирования v(θ) и угла θ относительно оптической оси объектива. Чаще всего q=0,65, при условии, что θ=10°, T= 0,9, а v= 0,98[8].
Точка насыщения
Светочувствительность, определяемая по точке насыщения, рассчитывается с помощью равенства:
- Ssat=78Hsat,{\displaystyle S_{\mathrm {sat} }={\frac {78}{H_{\mathrm {sat} }}},}
где Hsat{\displaystyle H_{\mathrm {sat} }} — максимальная экспозиция, не приводящая к появлению «пробитых» областей, лишённых информации. Обычно нижний предел такой чувствительности зависит от свойств матрицы, но при усилении её сигнала перед АЦП эквивалентная светочувствительность повышается. Коэффициент 78 принят потому, что калибровка экспонометров основывается на измерении серой карты с отражательной способностью 18 %. Такой объект даёт на изображении значение яркости, составляющее 18 %/√2 = 12,7 % от уровня насыщения.
Множитель √2 обеспечивает запас в полступени, учитывающий блики, более яркие, чем света́ объекта съёмки[12].
Определение по шумам
Светочувствительность, определяемая по методу измерения шумов, зависит от экспозиции, необходимой для достижения определённого отношения сигнал/шум на отдельных пикселях. Используются два соотношения: 40:1 («отличное изображение») и 10:1 («приемлемое качество»). Эти соотношения соответствуют субъективному восприятию изображения с разрешением 70 точек на сантиметр, рассматриваемого с расстояния в 25 сантиметров. Уровень шума определяется как среднеквадратическое отклонение яркости и цветности отдельных пикселей. Светочувствительность, определяемая этим методом, в наибольшей степени зависит от качества матрицы, и в значительно меньшей — от шумов предусилителя.
Стандартная выходная чувствительность
В дополнение к описанным методикам определения светочувствительности, стандарт ISO 12232:2006 предусматривает методику стандартной выходной чувствительности, основанной на зависимости числовых значений пикселей изображения от полученной экспозиции.
Методика основана на равенстве:
- Ssos=10Hsos,{\displaystyle S_{\mathrm {sos} }={\frac {10}{H_{\mathrm {sos} }}},}
в котором Hsos{\displaystyle H_{\mathrm {sos} }} отражает экспозицию, дающую значение 118 в 8-битном изображении sRGB, которое соответствует отображению 18 % серой карты при гамма-коррекции 2,2[12].
Применимость методик стандарта ISO
Стандарт определяет, какая из методик определения светочувствительности предпочтительна в различных ситуациях. Если светочувствительность, выбранная на основе соотношения уровня полезного сигнала к уровню шума 40:1 («отличное качество»), превосходит тот же параметр, полученный по точке насыщения, выбирается первое из двух значений, округлённое до ближайшего нижнего значения стандартной шкалы. Основанием для такого выбора считается тот факт, что меньшая экспозиция, вычисленная на основе более высокой светочувствительности, даёт заведомо худшее изображение. Кроме того, нижняя граница диапазона значений чувствительности выбирается на основе точки насыщения, а верхняя — по оценке наихудшего отношения сигнал/шум 10:1 («приемлемое качество»).
В случае, если соотношение сигнал/шум 40:1 оказывается меньше, чем значение, вычисленное по точке насыщения, или не определяется из-за сильных шумов, для отсчёта берётся последнее, округлённое до ближайшего верхнего значения стандартной шкалы, поскольку использование «шумовой» чувствительности приведёт к передержке. Светочувствительность камеры также может быть однозначно определена на основе стандартной выходной чувствительности, округлённой до ближайшего стандартного значения.
Допустим, сенсор камеры обладает следующими характеристиками: чувствительность по отношению сигнал/шум 40:1 — 107, а по отношению 10:1 — 1688 и «точка насыщения» — 49. Тогда в соответствии со стандартом фотоаппарат должен обладать следующими значениями шкалы:
- при дневном свете — ISO 100;
- диапазон значений — ISO 50—1600;
- стандартная выходная чувствительность — ISO 100.
Стандартная чувствительность может иметь пользовательскую настройку. Для камеры с более шумным сенсором те же значения могут составлять соответственно 40, 800 и 200.
В этом случае система должна быть настроена на чувствительность ISO 200, соответствующую пользовательской настройке стандартной выходной чувствительности[12].
Несмотря на подробные инструкции стандарта о применении той или иной методики определения эквивалентной светочувствительности, инструкции фотоаппаратов не отражают, какой именно способ использован для разметки их шкал.
См. также
- Светочувствительность фотоматериалов
- Светочувствительность
- Экспозиция (фото)
Примечания
- ↑ 1 2 Экспозиция в цифровой фотосъёмке, 2008, с. 18.
- ↑ Телевидение, 2002, с. 105.
- ↑ В.П. Майоров, Л.Ф. Овчинников, М.С. Сёмин. Рассуждения о телевизионных камерах (рус.) // Компьютерра : журнал. — 1998. — № 14. — ISSN 0815-2198. Архивировано 6 июля 2013 года.
- ↑ Николай Миленин, Леонид Чирков. Телевизионные камеры: куда ведёт прогресс? (рус.
) // «625» : журнал. — 1993. — № 4. — ISSN 0869-7914. Архивировано 12 марта 2012 года. - ↑ 1 2 Александр Будик. Canon ME20F-SH: Full HD-камера чувствительностью ISO 4 000 000 (рус.). Новости Hardware. 3D News (1 августа 2015). Дата обращения: 18 ноября 2016. Архивировано 19 ноября 2016 года.
- ↑ 1 2 Martin (Marty) Kuhn. Film Index (англ.) (недоступная ссылка). Film. The Land List. Дата обращения: 10 марта 2014. Архивировано 15 декабря 2003 года.
- ↑ D 5 (англ.). DSLR Cameras. Nikon USA. Дата обращения: 7 января 2016. Архивировано 10 августа 2017 года.
- ↑ 1 2 ISO 12232:1998 (англ.
). Photography — Electronic still-picture cameras — Determination of ISO speed. ISO (20 апреля 2006). Дата обращения: 11 ноября 2012. Архивировано 13 января 2013 года. - ↑ Светочувствительность (рус.). Вопросы и Ответы. Zenit Camera. Дата обращения: 24 октября 2015. Архивировано 4 марта 2016 года.
- ↑ Standardization Commettee. Sensitivity of Digital Cameras (англ.) (недоступная ссылка). CIPA DC-004. Standard of the Camera & Imaging Products Association (27 июля 2004). Дата обращения: 11 ноября 2012. Архивировано 13 января 2013 года.
- ↑ Kodak Image Sensors ISO Measurment (англ.). Revision 5.0 MTD/PS-0234. Kodak (28 сентября 2009). Дата обращения: 11 ноября 2012. Архивировано 13 января 2013 года.
- ↑ 1 2 3 4 ISO 12232:2006 (англ.). Photography — Digital still cameras — Determination of exposure index, ISO speed ratings, standard output sensitivity, and recommended exposure index. ISO (4 октября 2011). Дата обращения: 11 ноября 2012. Архивировано 13 января 2013 года.
Литература
- Крис Уэстон. Экспозиция в цифровой фотосъёмке = Mastering digital exposure and HDR imaging / Т. И. Хлебнова. — М.,: «АРТ-родник», 2008. — С. 18—20. — 192 с. — ISBN 978-5-9794-0235-2.
- В. Е. Джакония. II. Преобразование изображений в электрические сигналы и воспроизведение изображений // Телевидение. — М.,: «Горячая линия — Телеком», 2002. — С. 105—134. — 640 с. — ISBN 5-93517-070-1.
— светочувствительность камер
Все слышали об этом, но его точное значение не так хорошо известно: значения ISO. Помимо диафрагмы и времени экспозиции камеры, значение ISO играет очень важную роль как в аналоговой, так и в цифровой фотографии.
Даже во времена аналоговой фотографии значения ISO имели большое значение. В этом случае значение ISO означает чувствительность пленки и указывает, насколько чувствительна пленка к свету, то есть значение ISO сообщает фотографу, сколько света ему потребуется при фотографировании. Таким образом, в то время фотограф должен был иметь четкое представление о том, какие условия освещения будут присутствовать во время съемки, потому что замена пленки в середине съемки может быть довольно сложной задачей.
С цифровыми камерами все стало намного проще. Здесь индикатор настройки ISO показывает фотографу, насколько светочувствителен датчик изображения. Значение ISO можно изменить в меню настроек и всегда можно изменить мгновенно, чтобы адаптироваться к изменяющимся условиям освещения. Кроме того, многие цифровые камеры предлагают возможность использования автоматической настройки ISO. При использовании этой настройки камера автоматически пытается использовать наиболее оптимальную настройку ISO для каждого изображения.
Аббревиатура ISO расшифровывается как Международная организация по стандартизации и является международным органом по стандартизации, состоящим из многочисленных национальных организаций по стандартизации. До его основания для описания скорости пленки использовались национальные аббревиатуры. В качестве примера можно привести DIN (Немецкий институт нормирования / Немецкий институт стандартизации) и ASA (Американская ассоциация стандартов). В настоящее время указывается только значение ISO.
Использование правильного значения ISO
По умолчанию большинство камер используют значение ISO от 100 до 200. Эти значения указывают на более низкую светочувствительность и наиболее подходят для использования при хорошем освещении при фотографировании. Установка значения ISO становится немного сложнее, когда условия освещения не оптимальны. Если вы все еще хотите использовать значение ISO 100 в этом случае, вам придется либо больше открыть диафрагму, либо увеличить время экспозиции.
Однако, если вы увеличите время экспозиции и не используете штатив, вы можете быстро получить размытые фотографии.
Чтобы бороться с дрожанием камеры, вы также можете увеличить значение ISO на своей камере, чтобы увеличить светочувствительность датчика изображения. Делая это, вы в основном «обманываете» сенсор, заставляя думать, что мотив ярче, чем он есть на самом деле. Таким образом, вам понадобится меньше света, чтобы сделать приличную фотографию. Изменение значения ISO также влияет на скорость затвора. При изменении значения ISO со 100 до 200 время экспозиции уменьшается вдвое. Таким образом, если раньше выдержка была 1/125, то теперь она будет 1/250.
Производители камер дают разные рекомендации по использованию различных настроек ISO в различных условиях освещения. В принципе, можно предположить, что значения от 100 до 200 подходят для съемки в хорошо освещенных местах. В более облачных условиях более подходящим является значение ISO от 400 до 800. При фотографировании ночью или в очень темных помещениях следует использовать настройку ISO 800+.
Эти рекомендации особенно полезны, когда вы не можете использовать вспышку при фотографировании, например, на концерте или в плохо освещенном музее.
Недостаток использования более высокого значения ISO — шум изображения
Вы можете подумать, что использование более высокого значения ISO — это решение всех ваших проблем с освещением. Однако есть одна загвоздка. Чем выше значение ISO, тем больше вероятность того, что на ваших фотографиях появится шум изображения. Особенно недорогие модели камер начнут давать непригодные для использования результаты, когда значение ISO установлено на уровне 400 или выше.
Причиной появления так называемого шума изображения являются помехи, испытываемые датчиком изображения. При повышении значения ISO повышается и чувствительность датчика изображения. Это также увеличивает вероятность помех. Чем выше значение ISO, тем более заметным будет этот шум изображения на вашей фотографии в виде несоответствия цвета и яркости. Эти белые или цветные ошибочные пиксели в основном видны в более темных участках вашей фотографии.
Если на вашей фотографии видны какие-то шумы изображения, это можно частично исправить задним числом с помощью специальных программ. Платное программное обеспечение, такое как Photo Ninja или Neat Image, позволяет редактировать данные в формате RAW. Для этого, конечно, ваша камера должна быть способна создавать изображения, сохраненные в формате RAW. Однако следует помнить, что шум изображения, который появляется на вашей фотографии, никогда не может быть полностью устранен.
Полегче с ISO
Как мы уже говорили, высокие значения ISO могут привести к нежелательному шуму изображения на ваших фотографиях. Чем ниже выбранное значение ISO, тем четче будут ваши фотографии. При использовании значения ISO 50 шум изображения не виден. По этой причине вы должны быть осторожны, когда решите настроить значение ISO на своей камере.
Вы также можете регулировать количество света, получаемого датчиком изображения, регулируя диафрагму и время экспозиции. Вы также можете настроить эти значения и использовать штатив.
Если у вас нет штатива, вы можете использовать стену или твердую конструкцию, чтобы стабилизировать себя во время фотографирования. Это может помочь предотвратить нежелательное дрожание камеры.
Закажите фотокнигу прямо сейчас
Похожие статьи
Предыдущий артикул
Назад к обзору
Следующая статья
Настройка чувствительности камеры к свету (чувствительность ISO)
- Центр загрузок
- Онлайн-руководство по D6
- Настройки съемки
- Настройка чувствительности камеры к свету (чувствительность ISO)
- Чувствительность ISO
- Автоматическое управление чувствительностью ISO
Чувствительность ISO
Чувствительность камеры к свету (чувствительность ISO) можно регулировать в соответствии с
количество доступного света.
В целом, выбор более высоких значений обеспечивает более быстрый затвор.
скорости при той же диафрагме. Выберите одну из настроек от ISO 100 до 102 400. Расширенный
настройки от 0,3 до 1 EV ниже ISO 100 и от 0,3 до 5 EV выше ISO 102400
также доступны.
Настройка чувствительности ISO
Удерживайте кнопку S (Q) и вращайте главный диск управления.
Выбранный параметр отображается в видоискателе и на верхней панели управления.
По умолчанию изменения производятся с шагом 1 / 3 EV.
Размер шага можно изменить с помощью пользовательской настройки b1 [Значение шага чувствительности ISO].
Меню фотосъемки [Настройки чувствительности ISO] Опция
Чувствительность ISO также можно отрегулировать с помощью пункта [Настройки чувствительности ISO] в меню фотосъемки.
Высокая чувствительность ISO
Чем выше чувствительность ISO, тем меньше света требуется для экспозиции, что позволяет
снимки, сделанные при плохом освещении и помогающие предотвратить размытие, когда объект
находится в движении. Обратите внимание, однако, что чем выше чувствительность, тем больше вероятность того, что
на изображении должен присутствовать «шум» в виде случайно расположенных ярких пикселей, тумана,
или линии.
Hi 0,3–Hi 5
Значение [Hi 0,3] соответствует чувствительности ISO примерно на 0,3 EV выше, чем ISO 102 400 (ISO 128000) и [Hi 5.0] до чувствительности ISO примерно на 5 EV выше (ISO 3280000). Обратите внимание, что картинки сделанные при этих настройках, особенно склонны к «шуму» в виде случайно расположенных яркие пиксели, туман или линии.
Lo 0,3–Lo 1
[Lo 0,3] соответствует чувствительности ISO примерно на 0,3 EV ниже ISO 100 (эквивалентно ISO
80). [Lo 1.0] примерно на 1 EV ниже ISO 100 (ISO 50). Используйте для больших диафрагм или более медленного затвора
скорости при ярком освещении.
Светлые участки могут быть переэкспонированы. В большинстве случаев ИСО
рекомендуется чувствительность ISO [100] или выше.
Автоматическое управление чувствительностью ISO
Автоматическое управление чувствительностью ISO автоматически регулирует чувствительность ISO при оптимальной экспозиции не может быть достигнуто при значении, выбранном пользователем.
Включение автоматического управления чувствительностью ISO
Выберите [Настройки чувствительности ISO] в меню фотосъемки, выделите [Автоматическое управление чувствительностью ISO] и нажмите 2.
Выберите [Вкл.
].Выделите [Вкл.] и нажмите J, чтобы включить автоматическое управление чувствительностью ISO. Если используется вспышка, чувствительность ISO будет быть скорректированы соответствующим образом.
Если выбрано значение [Выкл.], [Чувствительность ISO] останется фиксированной на значении, выбранном пользователем.
Отрегулируйте настройки.

Если для [Автоматическое управление чувствительностью ISO] выбрано значение [Вкл.], в видоискателе и на верхней панели управления появятся индикаторы ISO AUTO . Когда эти показатели горят (не мигают), снимки будут сделаны с чувствительностью, выбранной для [Чувствительность ISO]. Когда чувствительность отличается от значения, выбранного пользователем, индикаторы ISO AUTO будут мигать, а измененное значение будет отображаться на дисплеях.
Автоматическое управление чувствительностью ISO
Если значение, выбранное в настоящее время для [Чувствительность ISO], выше, чем значение, выбранное для [Максимальная чувствительность], значение, выбранное для [Чувствительность ISO], будет служить верхним пределом для автоматического управления чувствительностью ISO.

Во время фотосъемки со вспышкой скорость затвора ограничивается диапазоном, определяемым значениями выбрано для пользовательских настроек e1 [Выдержка синхронизации вспышки] и e2 [Выдержка затвора вспышки]. Если значение, выбранное для [Минимальная скорость затвора], не находится в этом диапазоне, значение, выбранное для пользовательской настройки e2 [Выдержка вспышки], становится эффективной минимальной скоростью затвора.
Если объектив без процессора используется без данных объектива, минимальная выдержка будет зафиксирована по 1 / 30 с.

Если установлена дополнительная вспышка, чувствительность ISO может повышаться автоматически когда автоматическое управление чувствительностью ISO используется в сочетании с режимами медленной синхронизации вспышки, возможно, препятствуя выбору камерой длинных выдержек затвора.
Включение и выключение автоматического управления чувствительностью ISO
Вы также можете включить или выключить [Автоматическое управление чувствительностью ISO], удерживая кнопку S (Q) и вращая вспомогательный диск управления (
Включение автоматического управления чувствительностью ISO
).
Регулировка чувствительности камеры к свету (чувствительность ISO)
Чувствительность ISO
Чувствительность камеры к свету можно регулировать в зависимости от количества света доступный. Выберите одну из настроек в диапазоне от ISO 100 до ISO 51 200. Настройки также доступны от 0,3 до 1 EV ниже ISO 100 и от 0,3 до 2 EV выше ISO 51 200 для особых ситуаций. Чем выше чувствительность ISO, тем меньше света требуется для съемки. экспозиция, позволяющая использовать более высокие скорости затвора или меньшие значения диафрагмы.
Настройка чувствительности ISO
Удерживайте кнопку S (Q) и вращайте главный диск управления.
Выбранный параметр отображается на панели управления и в видоискателе.
b и все режимы EFCT , кроме j, также предлагают чувствительность ISO X ([Авто]). При выборе X камера автоматически настраивает чувствительность ISO.
По умолчанию изменения производятся с шагом 1 / 3 EV. Размер шага можно изменить с помощью пользовательской настройки b1 [Шаги EV для управления экспозицией].
Меню фотосъемки Опция [Настройки чувствительности ISO]
Чувствительность ISO также можно отрегулировать с помощью пункта [Настройки чувствительности ISO] в меню фотосъемки.
Высокая чувствительность ISO
Чем выше чувствительность ISO, тем меньше света требуется для экспозиции, что позволяет снимки, сделанные при плохом освещении и помогающие предотвратить размытие, когда объект находится в движении. Обратите внимание, однако, что чем выше чувствительность, тем больше вероятность того, что на изображении должен присутствовать «шум» в виде случайно расположенных ярких пикселей, тумана, или линии.
Привет 0,3–Привет 2
Значение [Hi 0,3] соответствует чувствительности ISO примерно на 0,3 EV выше, чем ISO 51 200 (ISO
64000) и [Hi 2.
0] до чувствительности ISO примерно на 2 EV выше (ISO 204800). Обратите внимание, что картинки
сделанные при этих настройках, особенно склонны к «шуму» в виде случайно расположенных
яркие пиксели, туман или линии.
Lo 0,3–Lo 1
Настройки от [Lo 0,3] до [Lo 1,0] соответствуют чувствительности ISO на 0,3–1 EV ниже ISO 100 (эквивалент ISO 80–50). Использовать для большей диафрагмы или более длинной скорости затвора при ярком освещении. Особенности может быть переэкспонирован. В большинстве случаев рекомендуется использовать чувствительность ISO [100] или выше.
Автоматическое управление чувствительностью ISO
Автоматическое управление чувствительностью ISO автоматически регулирует чувствительность ISO при оптимальной экспозиции
не может быть достигнуто при значении, выбранном пользователем в режимах P , S , A и M .
Включение автоматического управления чувствительностью ISO
Выберите [Настройки чувствительности ISO] в меню фотосъемки, выделите [Автоматическое управление чувствительностью ISO] и нажмите 2.
Выберите [Вкл.].
Выделите [Вкл.] и нажмите J, чтобы включить автоматическое управление чувствительностью ISO. Если используется вспышка, чувствительность ISO будет быть скорректированы соответствующим образом.
Если выбрано [Выкл.
], чувствительность останется фиксированной на значении, выбранном пользователем.
Отрегулируйте настройки.
Если для [Автоматическое управление чувствительностью ISO] выбрано значение [Вкл.], на панели управления и в видоискателе появятся индикаторы ISO AUTO . Когда эти показатели
горят (не мигают), снимки будут сделаны с чувствительностью, выбранной для [Чувствительность ISO]. Когда чувствительность отличается от значения, выбранного пользователем, 9Индикаторы 0139 ISO AUTO будут мигать, а измененное значение будет отображаться на дисплеях.
Автоматическое управление чувствительностью ISO
Если значение, выбранное в настоящее время для [Чувствительность ISO], выше, чем значение, выбранное для [Максимальная чувствительность], значение, выбранное для [Чувствительность ISO], будет служить верхним пределом для автоматического управления чувствительностью ISO.
Во время фотосъемки со вспышкой скорость затвора ограничивается диапазоном, определяемым значениями выбрано для пользовательских настроек e1 [Выдержка синхронизации вспышки] и e2 [Выдержка затвора вспышки].
Если значение, выбранное для [Минимальная скорость затвора], не находится в этом диапазоне, значение, выбранное для пользовательской настройки e2 [Выдержка вспышки], становится эффективной минимальной скоростью затвора.Если объектив без процессора используется без данных объектива, минимальная выдержка будет зафиксирована по 1 / 30 с.
Если установлена дополнительная вспышка, чувствительность ISO может повышаться автоматически когда автоматическое управление чувствительностью ISO используется в сочетании с режимами медленной синхронизации вспышки, возможно, препятствуя выбору камерой длинных выдержек затвора ( Использование встроенной вспышки , Режимы вспышки ).


Большой размер их матрицы снижает количество шумов на фото;
Покупка такой камеры чаще всего совершенно бессмысленна, если только вы не занимаетесь печатью фото в малых размерах, на которых шум не так виден;
У разных камер шумы будут проявляться по-разному. Степень шума зависит от размера матрицы.
1 Точка насыщения
/логарифм.°
Все остальные значения вычислены на основе тех же прогрессий в качестве математической экстраполяции существующих шкал.
) // «625» : журнал. — 1993. — № 4. — ISSN 0869-7914. Архивировано 12 марта 2012 года.
). Photography — Electronic still-picture cameras — Determination of ISO speed. ISO (20 апреля 2006). Дата обращения: 11 ноября 2012. Архивировано 13 января 2013 года.
Размер шага можно изменить с помощью пользовательской настройки b1 [Значение шага чувствительности ISO].
].


], чувствительность останется фиксированной на значении, выбранном пользователем.
Если значение, выбранное для [Минимальная скорость затвора], не находится в этом диапазоне, значение, выбранное для пользовательской настройки e2 [Выдержка вспышки], становится эффективной минимальной скоростью затвора.