Сюрреализм фотографии: Сюрреализм в фотографии — New-creator.info
11 признаков того, что перед вами картина (или фотография) сюрреалистов • Arzamas
У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.
- История
- Искусство
- Литература
- Антропология
Мне повезёт!
Искусство
Полулюди-полурыбы, бесконечные побережья, отвратительные насекомые и человек, разорванный на части. В новом выпуске искусствоведческого цикла учимся отличать сюрреализм в живописи и фотографии
Автор Елена Якимович
1. Автоматизм и игра в чепуху
В основе сюрреализма, буквально «над-реализма», лежит интерес к иррациональному. В 1924 году Андре Бретон Андре Бретон (1896–1966) — французский писатель и поэт., основоположник этого направления, написал манифест, где провозгласил его важный принцип — автоматизм, или «потоковое письмо», то есть отказ от редактирования себя в текстах. Художники-сюрреалисты тоже стали применять этот подход, чтобы перестать контролировать творческий процесс и позволить случайности или материи (например, краске, огню, воде) вмешиваться в него. Такие методы, как декалькомания (жидкая краска наносится на гладкую бумагу, ее прижимают к другому листу, и получаются непредсказуемые абстрактные формы), фроттаж (поверхность, под которую подложен текстурированный материал вроде коры дерева или гальки, натирается карандашом или краской), граттаж (процарапывание острым инструментом, например пером, бумаги или картона, залитых тушью), брюляж (нагревание негативов до расплавления перед печатью) и фюмаж (воздействие на поверхность огнем или дымом), позволяли разбудить воображение, увидеть в абстрактных формах некие новые пространства или образы и иногда достроить их. Еще сюрреалисты очень любили игру в чепуху, которую называли игрой в изысканный труп: она давала волю случаю и помогала создавать странные коллажи и удивительных монстров.
1 / 6
Андре Массон. Фигура 1926–1927 годы © André Masson / Museum of Modern Art (MoMA), New York
2 / 6
Макс Эрнст. Орда 1927 год © Max Ernst / Stedelijk Museum, Amsterdam
3 / 6
Ман Рэй, Андре Бретон, Ив Танги, Макс Морис. Изысканный труп 1928 год © Man Ray, André Breton, Yves Tanguy, Max Morise / Art Institute of Chicago
4 / 6
Жорж Юнье. Автоматический портрет автомата Альберта Великого 1938 год © Georges Hugnet / National Galleries of Scotland
5 / 6
Рауль Юбак. Брюляж 1939 год © Raoul Ubac / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou
6 / 6
Вольфганг Паален. Солнечные пятна 1938 год © Wolfgang Paalen / Sammlung Gary und Kathie Heidenreich
2. Картины, напоминающие бредовый сон
Благодаря Фрейду сюрреалисты очень увлеклись снами и их толкованием. Это вдохновляло их на странные сочетания объектов, без всякой логики существовавшие внутри одного изображения. Иногда это обычные объекты, помещенные в неожиданные места (опасная змея на лестнице буржуазного дома у Пьера Руа) — порой они необычного размера, как на картине Магритта, — иногда мысли, образы, воспоминания, символически соседствующие с предметами реального мира, как у Фриды Кало. Так сюрреалисты говорят о том, каким абсурдным может быть человеческое сознание, а особенно — подсознание.
1 / 6
Макс Эрнст. Неделя доброты 1934 год © Max Ernst / Victoria & Albert museum
2 / 6
Доротея Таннинг. Маленькая ночная серенада 1943 год © Dorothea Tanning / Tate Modern, London
3 / 6
Рене Магритт. Личные ценности 1952 год © René Magritte / San Francisco Museum of Modern Art (SFMOMA)
4 / 6
Пьер Руа. Опасность на ступенях
1927–1928 годы
Museum of Modern Art (MoMA), New York City
5 / 6
Фрида Кало. Что мне дала вода 1938 год © Frida Kahlo / Daniel Filipacchi Collection, Paris
6 / 6
Леонора Каррингтон. Перенос 1963 год © Leonora Carrington / Tate Modern, London
3. Пустынные пространства
На картинах сюрреалистов можно увидеть нечто вроде бесконечного пляжа или побережья (в работах Ива Танги и Сальвадора Дали), огромные площади и безлюдные улицы (у Поля Дельво).
1 / 5
Поль Дельво. Пейзаж с фонарями 1958 год © Paul Delvaux / Albertina, Wien
2 / 5
Ив Танги. Солнце в футляре 1937 год © Yves Tanguy / The Solomon R. Guggenheim Foundation, Peggy Guggenheim Collection, Venice
3 / 5
Сальвадор Дали. Пейзаж (Эскиз для сценографии спектакля «Дон Хуана Тенорио») 1950 год © Salvador Dalí / Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid
4 / 5
Ман Рэй (Эммануэль Радницкий). Удача 1938 год © Man Ray / Whitney Museum of American Art, New York City
5 / 5
Пол Нэш. Пейзаж из сновидения 1936–1938 годы Tate Modern, London
4. Химеры, монстры и другие фантастические твари
Фобии и травмирующие образы интересовали сюрреалистов, но не с точки зрения психоанализа. У художников нет цели излечить нас от страхов. Они только открывают нам ларец фантазий, откуда выскакивают отвратительные насекомые, полулюди-полурыбы, чудовищные птицы, множество нелепых, смешных и странных химер, соединяющих в себе человеческое с нечеловеческим. Даже живое тело может соединяться с предметом: стол внезапно обрастает руками и ногами, сквозь человеческое лицо просвечивает кошачья морда. Все трансформируется: сюрреалистичный мир текуч и неуловим.
1 / 10
Рене Магритт. Коллективное изобретение 1934 год © René Magritte / Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Dusseldorf
2 / 10
Тойен (Мария Черминова). Литография из книги «Сюрреализм в 1947 году», изданная Андре Бретоном 1947 год © Toyen (Marie Čermínová) / Museum of Modern Art (MoMA), New York City
3 / 10
Феликс Лабисс. Артюс из песков 1947 год © Félix Labisse / Christie’s
4 / 10
Эрвин Блюменфельд. Диктатор
1937 год © Erwin Blumenfeld / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou5 / 10
Ремедиос Варо. Создание птиц 1957 год © Remedios Varo / Museo de Arte Moderno, Mexico
6 / 10
Доротея Таннинг. Электрическое напряжение 1942 год © Dorothea Tanning / Collection Ulla und Heiner Pietzsch, Berlin
7 / 10
Андре Массон. Фальстаф 1940 год © André Masson / Art Institute of Chicago
8 / 10
Рене Магритт. Красная модель III 1937 год © René Magritte / Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam
9 / 10
Ванда Вульц. Я + кошка 1932 год © Wanda Wulz / The Metropolitan Museum of Art
10 / 10
Виктор Браунер. Поворотный момент жажды 1934 год © Victor Brauner / Art Institute of Chicago
5. Деформация пространства и предметов
Все знают «Мягкие часы» Сальвадора Дали, но он был не единственным художником, использовавшим этот прием: деформации в сюрреалистических картинах (а также рисунках и фотографиях) очень распространены. Это делает пространство и предметы незнакомыми, странными. Здесь царят неустойчивость и изменчивость.
1 / 5
Сальвадор Дали. Постоянство памяти 1931 год © Salvador Dalí / Museum of Modern Art (MoMA), New York City
2 / 5
Виктор Браунер. Живопись с натуры 1937 год © Victor Brauner / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou
3 / 5
Андре Кертеш. Дисторсия № 60 1933 год © André Kertész / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou
4 / 5
Анжель Планельс. Бесстыдная женщина 1933 год © Àngel Planells / Museu Nacional d’Art de Catalunya
5 / 5
Вильгельм Фредди. Молитва монахини 1937 год © Wilhelm Freddie / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou
6.
Мир иллюзий и галлюцинацийВ нестабильном мире сюрреалистов может померещиться что угодно. Все предметы иллюзорны: они просвечивают, накладываются друг на друга и больше похожи на галлюцинации. Особенно этот прием любят Магритт и Дали.
1 / 5
Сальвадор Дали. Невидимые спящая женщина, лошадь, лев 1930 год © Salvador Dalí / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou
2 / 5
Андре Массон. Головы лошадей Около 1933 года © André Masson / National Galleries of Scotland
3 / 5
Ханс Беллмер. Без названия 1936 год © Hans Bellmer / Art Institute of Chicago
4 / 5
Павел Челищев. Прятки 1940–1942 годы © Павел Челищев / Museum of Modern Art (MoMA), New York City
5 / 5
Рене Магритт. Условия человеческого существования 1933 год © René Magritte / National Gallery of Art, Washington DC
7. Биологизм и копошение существ
Сюрреализм бывает абстрактным или полуабстрактным, и в этих случаях преобладают органические формы, больше всего напоминающие о мире микроорганизмов, насекомых и всего, что далеко от человеческого. Все непрерывно шевелится, размножается, копошится — одним словом, живет. Это напоминает учебник биологии, только никакой научности нет: художник придумывает формы, а не исследует реальность.
1 / 6
Ив Танги. Без названия (Сюрреалистическая композиция) 1927 год © Yves Tanguy / Collection Ulla und Heiner Pietzsch, Berlin
2 / 6
Уильям Базиотис. Сюрреалистический пейзаж Около 1930–1934 годов © Weinstein Gallery, San Francisco
3 / 6
Анри Гётц. Без названия 1941–1945 годы © Henri Goetz / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou
4 / 6
Жоан Миро. Карнавал Арлекина 1924–1925 годы © Joan Miró / Collection Albright-Knox Art Gallery, Buffalo, New York
5 / 6
Вольс (Альфред Отто Вольфганг Шульце). Без названия Около 1942 года Christie’s
6 / 6
Роберто Матта. Вторжение ночи 1941 год © Roberto Matta / San Francisco Museum of Modern Art (SFMOMA)
8. Физиологизм, телесность и эротизм
Телесное и физиологическое интересовало сюрреалистов как часть биологической жизни. Поедание пищи и дефекация, сексуальность и размножение, телесность во всех проявлениях — для сюрреалиста нет запретов. Впервые в истории искусства художники были так откровенны со зрителями: Фрида Кало метафорически рассказывает о своей болезни, Сальвадор Дали — об эротических фантазиях, а Ханс Беллмер — о садистических влечениях.
1 / 5
Сальвадор Дали. Лицо Великого Мастурбатора 1929 год © Salvador Dalí / Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid
2 / 5
Оскар Домингес. Электросексуальная швейная машинка 1934–1935 годы © Óscar Domínguez / Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Madrid
3 / 5
Ханс Беллмер. Кукла 1935 год © Hans Bellmer / Art Institute of Chicago
4 / 5
Поль Дельво. Пигмалион 1939 год © Paul Delvaux / Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique, Bruxelles
5 / 5
Фрида Кало. Без надежды 1945 год © Frida Kahlo / Dolores Olmedo Collection, Mexico City
9. Отдельные части тела
Тело видится не как нечто цельное: человек разорван на части либо фетишистским взглядом смотрящего, либо физическим насилием. Но нередко часть тела (например, рука, палец, глаз или рот) становится самодостаточной и начинает жить как улитка или ракообразное: свободно передвигается в пространстве, а также обретает собственное лицо и характер. Ман Рэй запускает в небо губы своей любимой модели Ли Миллер, Дора Маар соединяет руку манекена с раковиной наутилуса, а Жак-Андре Буаффар, иллюстрируя эссе Жоржа Батая Жорж Батай (1897–1962) — французский философ и теоретик искусства, который исследовал иррациональные стороны жизни общества. «Большой палец ноги», превращает часть тела в почти портретное изображение.
1 / 5
Дора Маар. Без названия (Рука-раковина) 1934 год © Dora Maar / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou
2 / 5
Ман Рэй. Время обсерватории (Влюбленные) 1932–1934 годы © Man Ray / Francis M. Naumann Fine Art (яркая версия) © Man Ray / Christie’s (бледная версия)
3 / 5
Валентина Гюго. Сюрреалистический пейзаж 1938 год © Valentine Hugo / Christie’s
4 / 5
Хедда Стерн. Без названия 1941 год © Hedda Sterne / The Hedda Sterne Foundation New York
5 / 5
Жак-Андре Буаффар. Большой палец ноги 1929 год © Jacques-André Boiffard / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou
10. Тема насилия, смерти и разложения
Смерть и насилие чрезвычайно интересовали сюрреалистов не как метафизическая проблема, а как часть биологического опыта, трансформирующего тело. К этому добавились и травматические переживания эпохи. Сюрреализм начал развиваться в период между Первой и Второй мировой войной, когда разрастались тоталитарные государства, а люди ощущали угрозу новой катастрофы.
1 / 5
Рене Магритт. Девочка, поедающая птицу (Удовольствие) 1927 год © René Magritte / Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Düsseldorf
2 / 5
Сальвадор Дали. Осенний каннибализм 1936 год © Salvador Dalí / Tate Modern, London
3 / 5
Поль Дельво. Распятие 1951–1952 годы © Paul Delvaux / Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique, Bruxelles
4 / 5
Оскар Домингес. Портрет Ромы 1933 год © Óscar Domínguez / Christie’s
5 / 5
Андре Массон. Тавромахия 1937 год © André Masson / The Baltimore Museum of Art
11. Абсурдные названия или игра слов
Игра — неотъемлемая часть метода сюрреалистов. К примеру, Рене Магритт любил названия, никак не связанные с изображенным на картине. Сальвадор Дали предпочитал нечто изысканное и противоречивое. А Ман Рэй в самой известной сюрреалистической фотографии, играя словами, использовал французскую идиому «скрипка Энгра» «Скрипка Энгра» (фр. violon d’Ingres) — это идиома, означающая любимое занятие, хобби. Она возникла благодаря знаменитому французскому художнику Жану Огюсту Доминику Энгру, который, помимо живописи, очень увлекался игрой на скрипке. В работе Мана Рэя цитируется картина Энгра «Купальщица Вальпинсона».. Все они предлагают зрителю думать нелинейно, не подчиняться логике. Абсурд и игра освобождают воображение, придают миру неопределенность и открытость.
1 / 6
Жоан Миро. Персонажи, ведомые ночью фосфоресцирующими следами улиток 1940–1959 годы © Joan Miró / Musée National d’Art moderne, Centre Georges Pompidou
2 / 6
Ив Танги. Мама, папа ранен! 1927 год © Yves Tanguy / Museum of Modern Art (MoMA), New York City
3 / 6
Макс Эрнст. Двум детям угрожает соловей 1924 год © Max Ernst / Museum of Modern Art (MoMA), New York City
4 / 6
Ман Рэй. Скрипка Энгра 1924 год © Man Ray / The J. Paul Getty Museum, Los-Angeles
5 / 6
Сальвадор Дали. Два куска хлеба, выражающие чувство любви 1940 год © Salvador Dalí / Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres
6 / 6
Рене Магритт. Пронзенное время 1938 год © René Magritte / Art Institute of Chicago
9 признаков того, что перед вами картина соцреалистов
11 признаков того, что перед вами картина маньеристов
10 признаков того, что перед вами картина передвижников
17 признаков того, что перед вами экспрессионистская картина
12 признаков того, что перед вами импрессионистская картина
Теги
Живопись
XX век
Признаки картин
микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года
Приложение дня
Помогающее разобраться в классической музыке
Похмелье дня
В английской песне моряков XIX века
Слон дня
Папы римского
Архив
История
Фактчек: 14 самых популярных легенд о Чапаеве
Бродяга, сын артиста-цыгана или выдуманный персонаж?
Фотография и сюрреализм: чудесное, бесформенное, жуткое
В 1924 году французский поэт Андре Бретон опубликовал «Первый манифест сюрреализма», в который включил определение по образцу толкового словаря:
«СЮРРЕАЛИЗМ, м. Чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений.»
Еще будучи студентом медицинского факультета в Сорбонне, Бретон изучал работы Зигмунда Фрейда и его учителя и предшественника в работе в истерическими пациентами, французского невролога и психиатра Жан-Мартена Шарко. Впоследствии Бретон сохранил приверженность идеям психоанализа.
В годы Первой мировой войны он работал санитаром в госпитале; в неврологическим отделении, куда с линии фронта непрерывно поступали военные с нервными расстройствами, Бретон стал открывать для себя выразительность их симптомов. Там же он познакомился с Жаком Ваше (Jacques Vaché), с которым разделил восхищение идеей тотальной открытости любой случайности: Бретон и Ваше претворяли ее на практике во время совместных походов в кино, переходя из одного зала в другой, и таким образом составляя свой кинематографический опыт из разрозненного набора фрагментов киносеансов. Так сформировалась основа для провозглашения Бретоном главенства идеи тотального освобождения: психического, морального, культурного, а впоследствии – телесного.
Первая мировая война продемонстрировала, насколько дискредитированной оказалась культура, основанная на примате человеческого сознания, допустившего подобные бесчеловечные события. Этот опыт не мог не оказать влияния на искусство, которое в изменившихся условиях зачастую оказывалось не менее бессильным, и требовал поисков нового, еще не запятнавшего себя источника художественного воображения.
Первым шагом сюрреалистов в попытке найти такой источник стало обращение к бессознательному, представление о котором они почерпнули из психоаналитических трудов Фрейда и его коллег. В декабре того же 1924 года вышел в свет первый выпуск журнала «Сюрреалистическая революция» (La Revolution surrealiste) под редакцией Андре Бретона и Пьера Навилля (Pierre Naville).
Изначально журнал нельзя было назвать даже литературным: в нем публиковались «стенографические» записи сновидений, протоколы убийств и самоубийств из полицейских отчетов, иллюстрациями к которым служили документальные фотографии. В качестве образца для оформления и верстки «Сюрреалистической революции» был выбран научно-популярный журнал «Природа» (Le Nature).
Первые сюрреалисты отрицали любую связь их деятельности с искусством («Я не знаю вкуса кроме безвкусицы», – заявлял Навилль, бывший редактором журнала вместе с Бретоном, пока тот не отстранил его в 1925 году, взяв обязанности редактора и издателя в свои руки.) После отставки Навилля Бретон приступил к публикации в журнале своего трактата «Сюрреализм и живопись». На страницах «Сюрреалистической революции» вышли и его романы, также иллюстрированные фотографиями. Журнал сохранял документальную направленность до самого конца своего существования: в 1929 году в честь «пятидесятилетия истерии» Андре Бретон и Луи Арагон опубликовали в нем документальные снимки из парижской психиатрической больницы Сальпетриер, сделанные Шарко и его коллегами.
Одной из первых и самых известных сюрреалистических практик стала «игра в изысканный труп», построенная по принципу комбинаторики случайных слов. Названием послужила знаменитая фраза, полученная в ходе игры: «Изысканный труп выпьет молодое вино». «Игра в изысканный труп» представляла собой стремление свести процесс письма к чистому автоматизму бессознательного, снять контроль и цензуру разума и досконально документировать полученный результат.
Аналогом сюрреалистического «автоматического письма» Бретон считал «автоматический рисунок», попытку рисовальщика отпустить руку на волю, и причислял к сюрреалистам таких художников как Жоан Миро и Андре Массон. Следы психического автоматизма он видел в искусстве душевнобольных, детей, примитивных народов, которым, в итоге, и подражали растекающиеся разноцветные пятна и каракули первых художников-сюрреалистов.
Сюрреалистическое стремление к спонтанности творческого процесса, свободного от внешнего контроля, и непредсказуемости результата неизбежно обратили их внимание на технические способы получения изображения, главным из которых, безусловно, была фотографическая техника.
Сюрреализм Фотография.
Лучшие примеры сюрреалистических фотографийТем не менее, многие из определяющих характеристик ранней фотографии сюрреализма все еще присутствуют, такие как использование визуальных шуток и игровое манипулирование ожиданиями зрителя. Кроме того, до того, как мы остановились на названии «сюрреализм», это движение иногда также называли «сверхъестественным», и до сих пор в сюрреалистической фотографии можно найти определенные жуткие или паранормальные сценарии. Например, суперзвезда фотографии Грегори Крюдсон создал множество примеров в высшей степени сюрреалистичных фотографий, изображающих причудливые или необъяснимые сценарии, такие как вывоз скота в открытый космос, плавание мебели в затопленных домах или сбивающие с толку груды бутербродов (последнее на самом деле гораздо более странное, чем звучит, поверьте).
Что люди находят такого привлекательного в этом виде фотографии?
Поскольку сюрреализм Фотография часто напоминает моменты из наших снов, она явно взывает к чему-то глубокому в бессознательных частях нашего разума. Кроме того, сопоставление неожиданных элементов создает образ, который останавливает нас на пути. Каждый день каждый из нас, вероятно, просматривает тысячи фотографий, и все они конкурируют за наше внимание. Но очень немногим удается сохранить его очень долго. Изображения, демонстрирующие удивительные или причудливые сцены, с большей вероятностью выделяются и остаются в нашей памяти.
Самые известные сюрреалистические фотографии
Пожалуй, самая известная сюрреалистическая фотография всех времен — Дали Атомикус, сделанная фотографом Филиппом Халсманом. Интересно, однако, что сюрреализм здесь больше зависит от предмета — художника-сюрреалиста Сальвадора Дали — чем от самого фотографа, который сам не был фотографом-сюрреалистом, а скорее фотографом-портретистом, известным тем, что фотографировал свои различные предметы в стиле, соответствующем их личности. Тем не менее изображение Халсмана с парящим Дали, несколькими кошками, стулом и полосой воды, летящей по мастерской художника, блестяще передает дух сюрреализма в фотографической форме.
Самой известной фотографией ключевого фотографа-сюрреалиста, вероятно, является изображение Ман Рэя спины обнаженной женщины с отметинами скрипки: Le Violin d’Ingres, 1924 год.
Как компьютеры изменили мир сюрреалистической фотографии
Пока У ранних фотографов-сюрреалистов могли быть совершенно фантастические идеи из-за технологических ограничений того времени, они, конечно, были сильно ограничены в своих возможностях реализовать эти идеи в фотографической форме. Однако появление программ цифровой обработки, таких как Photoshop, резко изменило ситуацию, сделав воображение художника единственным реальным препятствием для создания невероятных сюрреалистических изображений.
Моя фотография
Как вы, наверное, заметили, я очень увлечен сюрреалистической фотографией. Я люблю творческую свободу, рассказывание историй, логистические проблемы и всю тяжелую работу, которая идет на создание действительно хорошей современной сюрреалистической фотографии. Я даже разработал собственную самодельную камеру специально для съемки сюрреалистичных фотографий большого формата.
Недавно моя работа получила награду на конкурсе Saatchi Art Surreal Showdown. Если вам интересно, вы можете посмотреть больше моих сюрреалистичных фотографий здесь:
Сюрреалистическая фотография | Школа фотографии NYFA
Posted on by Helen Kantilaftis
Сюрреалистическая фотография прошла долгий путь. В то время как Photoshop и другие программы постобработки позволяют довольно легко создавать сюрреалистические фотографии, во времена фотолаборатории не было компьютеров, которые могли бы вам помочь. Все сюрреалистические эффекты должны были быть сделаны либо на камеру, либо в фотолаборатории — подвиг, который не очень легко осуществить. От знаменитого Ман Рэя до более позднего Эрика Йоханссона интересно посмотреть, с чего началась сюрреалистическая фотография и во что она превратилась за эти годы.
Ман Рэй
Хотя Ман Рэй работал с самыми разными материалами, он наиболее известен своими сюрреалистическими фотографиями и фотограммами (которые он называл рейографами). Для тех, кто не знаком с фотограммами, это фотографические изображения, сделанные без камеры. Вы можете создать фотограмму самостоятельно, устроившись в темной комнате, поместив объекты поверх фотобумаги, а затем подвергнув бумагу и объекты воздействию света. Как только вы проявите фотобумагу, вы увидите белые фигуры там, где стояли объекты. Фотограммы — это простой способ познакомиться с сюрреалистической и абстрактной «фотографией» в фотолаборатории.
Хотя во времена Ман Рэя (1890–1976) Photoshop не был доступен, это не помешало ему создать одни из самых влиятельных сюрреалистических фотографий всех времен. Он использовал соляризацию, двойную экспозицию, монтаж и комбинированную печать для создания произведений искусства, которые заставляли зрителей чесать затылок.
Морис Табар
Морис Табар (1897–1984) — еще один известный фотограф-сюрреалист. Как и Ман Рэй, он использовал методы соляризации, двойной экспозиции и монтажа для создания жутких и пугающих фотографических изображений. Он начал свою работу в качестве портретного, модного и рекламного фотографа, экспериментируя с сюрреалистическими изображениями в своих личных работах. Комната с глазом, дама, которая словно превращается в дерево, и призрачные соляризованные портреты — лишь малая часть созданных им сюрреалистических работ.
Ханс Беллмер
Ханс Беллмер (1902-1975), родившийся в Германии, наиболее известен своими тревожными портретами механических кукол, которые он создал сам. Первоначально он изучал инженерное дело и невероятно интересовался политикой, но отказался от этого, чтобы продолжить карьеру художника. Он читал о сюрреализме и отправлял фотографии своих кукол другим художникам, которые тут же хвалили его работу. Это стимулировало сотрудничество с другими художниками и привело к его работе над еще несколькими книгами, начиная от его собственной фотографии и заканчивая экспериментальной поэзией и иллюстрациями к эротическим рассказам.
Дора Маар
Дора Маар (1907-1997) наиболее известна как одна из любовниц Пикассо. Вместе она и Пикассо учились у Ман Рэя, поэтому Дора Маар так заинтересовалась сюрреализмом. Ее знаменитый портрет Убу стал широко известен в сюрреалистическом движении, поскольку многие предположили, что это фотография плода броненосца; Маар отказался сообщить общественности, что именно было предметом фотографии. Эта фотография — хороший пример того, чем является сюрреалистическая фотография, когда она не включает в себя использование двойной экспозиции или соляризации; сам образ странный и необычный, и хотя он может показаться гротескным, он продолжает очаровывать широкую аудиторию.
Эрик Йоханссон
Давайте перенесемся в наши дни. Эрик Йоханссон — шведский фотограф и ретушер, родившийся в 1985 году. Ему повезло родиться в то время, когда методы постобработки широко используются в фотоиндустрии, и ему повезло, что его воображение позволяет ему создавать красивые сюрреалистические изображения. Он начал свою карьеру художника в первую очередь с рисования; когда он заинтересовался фотографией, его любовь к рисованию, а также к компьютерам привела к тому, что он экспериментировал с различными методами постобработки. Вместо того, чтобы просто закончить с фотографией после того, как момент был запечатлен, это стало холстом для создания сюрреалистических сцен, которые созданы настолько красиво, что почти трудно поверить, что они не настоящие.
Кристофер МакКенни
В то время как Эрик Йоханссон создает красивые, мечтательные сюрреалистические образы, Кристофер МакКенни берет мечтательный сюрреализм и придает ему более темный оттенок. На его фотографиях часто изображен человек, тело которого отсутствует, а лицо закрыто; лицо либо закрыто простыней, либо накрыто горящим бумажным пакетом, либо спрятано за зеркалом (среди многих других). На этих фотографиях часто не видно всего тела. Все его изображения подвергаются постобработке, чтобы получить жуткие, ненасыщенные цветовые тона, и обычно снимаются посреди леса или на проселочной дороге.
Стивен Крисколо
Стивен Крисколо — 20-летний фотограф-самоучка. Хотя все его изображения сильно отредактированы в Photoshop, у него не было формального фотографического образования. Вместо того, чтобы создавать сюрреалистические образы в нашем собственном мире, каждое из его изображений кажется происходящим с полностью вымышленной планеты, созданной в его собственном разуме. Медузы и планеты — повторяющиеся темы в работах Крисколо, наряду с изображениями, которые имеют тенденцию быть монохромными по цвету (преимущественно синие оттенки, преимущественно фиолетовые оттенки и т. д.).
Какой тип сюрреалистической фотографии вы предпочитаете? Вас больше привлекают оригинальные манипуляции в темной комнате или широкий спектр новых возможностей Photoshop и других программ постобработки в наши дни? В то время как сюрреалистическая фотография, безусловно, прошла долгий путь, можно утверждать, что Photoshop позволяет легко создавать изображения, которые когда-то были доступны только профессионалам в темной комнате.