Размер полнокадровой матрицы – Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

Содержание

Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

© 2016 Vasili-photo.com

Кроп-фактор
Формат APS-C (красная рамка) на фоне полного 35-мм кадра.

При работе с большинством цифровых фотоаппаратов (за исключением, разве что, полнокадровых моделей) фотограф постоянно вынужден принимать в расчёт такой параметр, как кроп-фактор фотоматрицы, а также тесно связанную с кроп-фактором концепцию эквивалентного фокусного расстояния. Эти понятия приобретают особое практическое значение, когда речь заходит о сравнении камер различного формата, а также объективов, предназначенных для этих камер.

Кроп-фактор

У большинства цифровых аппаратов размеры фоточувствительной матрицы меньше размеров стандартного кадра малоформатной 35-мм плёнки. Лишь полнокадровые камеры обладают сенсором, размер которого совпадает с размером традиционного плёночного кадра т.е. 36 x 24 мм.

Отношение между линейными размерами полного 35-мм кадра и кадра уменьшенного формата называется кроп-фактором (от англ. to crop – обрезать). Иными словами, кроп-фактор говорит нам о том, во сколько раз матрица обсуждаемой фотокамеры меньше полнокадровой матрицы. Чем меньше матрица, тем больше её кроп-фактор, и наоборот.

Поскольку соотношение сторон кадра в различных системах может разниться, для расчёта кроп-фактора обычно используется длина диагонали рабочей области фотоматрицы. Таким образом, кроп-фактор равен отношению диагонали полного кадра (43,3 мм) к диагонали данного конкретного сенсора.

Ниже приведены значения кроп-фактора для наиболее распространённых цифровых форматов:

Кроп-фактор (Kf)Размеры кадраДиагональПримеры
136 x 24 мм43,3 ммПолный кадр: 35-мм плёнка, Nikon FX, Canon Full-frame, Sony α, Leica M, Pentax K-1.
1,327 x 18 мм33,3 ммSigma sd Quattro H, а также снятый с производства Canon APS-H.
1,524 x 16 мм28,9 ммСтандартный APS-C: Nikon DX, Pentax K, Fujifilm X, Sony α NEX, Samsung NX, Sigma sd Quattro.
1,622,5 x 15 мм27,1 ммCanon APS-C.
218 x 13,5 мм21,7 ммФормат 4/3″ (Система Micro 4/3): Olympus, Panasonic.
2,712,8 x 9,6 мм16 ммФормат 1″: Nikon 1, Nikon DL, Canon GX, Sony DSC-RX100, Samsung NX Mini.
4,57,6 x 5,7 мм9,5 ммФормат 1/1.7″Многочисленные мыльницы
66,2 x 4,6 мм7,7 ммФормат 1/2.3″

Компактные цифровые фотоаппараты (иначе – мыльницы) в целях уменьшения стоимости и габаритов, но в ущерб качеству изображения, оснащаются, за редким исключением, маленькими сенсорами с кроп-фактором в районе 3-8. Объектив с фокусным расстоянием 8 мм будет являться нормальным для матрицы с кроп-фактором 6. У камер, встроенных в мобильные устройства, сенсоры обычно совсем крошечные, а кроп-факторы могут быть даже двузначными.

Кроп-фактор
Сравнительные размеры малоформатных фотоматриц.

Эквивалентное фокусное расстояние

Предположим, что сенсор вашей фотокамеры имеет размеры 24 x 16 мм (формат APS-C). Линейные размеры такого сенсора в 1,5 раза меньше размеров полного кадра (36 x 24 мм), а значит, его кроп-фактор – 1,5. Диагональ матрицы APS-C равна примерно 28,9 мм, т.е. опять-таки в 1,5 раза меньше диагонали полного кадра, которая, как уже было сказано, составляет 43,3 мм. Мы помним, что стандартным или нормальным объективом принято считать объектив, фокусное расстояние которого приблизительно равно диагонали кадра. Например, объектив с фокусным расстоянием 50 мм на полнокадровом аппарате может считаться стандартным. Но стоит установить тот же объектив на камеру формата APS-C, как выяснится, что теперь фокусное расстояние объектива оказывается значительно длиннее диагонали кадра, т.е. объектив из нормального превратился в длиннофокусный. Более того, угол изображения объектива также уменьшился пропорционально уменьшению размера матрицы, и теперь соответствует углу изображения именно длиннофокусного объектива. Почему так получается?

Разумеется, при смене камеры истинное фокусное расстояние объектива не изменилось и измениться не могло. Изменился угол изображения. Фокусное расстояние это характеристика, относящаяся исключительно к объективу. Оно никак не зависит от камеры, на которую он установлен, и от размеров её сенсора. А вот угол изображения зависит как от фокусного расстояния объектива, так и от размеров матрицы.

Для удобства описания работы объективов на камерах с различными размерами фотосенсора применяется искусственный термин «эквивалентное фокусное расстояние» (ЭФР), описывающий кажущееся увеличение фокусного расстояния объектива вследствие уменьшения угла его изображения при использовании матрицы с кроп-фактором. Экфивалентное фокусное расстояние указывает на то, какой следовало бы взять объектив при съёмке на полный кадр, чтобы получить такой же угол изображения, какой получается с имеющимся объективом при съёмке на камеру с матрицей меньшего формата.

Эквивалентное фокусное расстояние равняется истинному фокусному расстоянию (ФР или ƒ), умноженному на кроп-фактор (Kf). Например, объектив с фокусным расстоянием 35 мм в связке с вышеупомянутой матрицей с кроп-фактором 1,5 будет иметь эквивалентное фокусное расстояние 53 мм, т.е. превратится в стандартный объектив. Зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний18-55 мм, которым оснащаются многие любительские камеры, имеет переменное эквивалентное фокусное расстояние 27-84 мм, а, стало быть, является практичным универсальным объективом, захватывая как широкоугольный, так и в меру длиннофокусный диапазон. У полнокадровых фотоаппаратов кроп-фактор равен, как несложно догадаться, 1, а эквивалентное фокусное расстояние соответствует реальному.

Само словосочетание «эквивалентное фокусное расстояние» не должно вводить вас в заблуждение. У двух объективов, установленных на камеры разного формата и имеющих одинаковое эквивалентное фокусное расстояние, по-настоящему эквивалентным будет только и исключительно угол изображения. Эквивалентность в данном случае не распространяется на светосилу, боке, глубину резкости и пр. Эти параметры зависят от многих факторов и потому у разных объективов могут, как совпадать, так и не совпадать. И наоборот, при использовании одного и того же объектива на разных камерах изменение эквивалентного фокусного расстояния будет выражаться лишь в изменении угла изображения. Все прочие параметры объектива (включая его истинное фокусное расстояние) остаются неизменными.

Соответствие истинного и эквивалентного фокусных расстояний для сенсоров с различными кроп-факторами

ФР, ммЭФР, мм
для соответствующего кроп-фактора
1,5*1,6**2
1015 1620
14212328
16242632
18272936
20303240
24373948
28434556
35535770
40616580
507681100
558489
110
609197120
70107113140
85129138170
100152162200
105160170210
135206219270
200305324400
300457486600
400609648800
500762
810
1000
6009149721200
800121912961600
* Обычно не 1,5, а 1,52.
** На самом деле – 1,62.

Я не привожу здесь цифры для компактных фотокамер, поскольку среди них существует огромное разнообразие форматов и моя таблица заняла бы слишком много места. Загляните в спецификации своей камеры, чтобы узнать размеры сенсора, и попробуйте самостоятельно рассчитать интересующие вас значения ЭФР. Также я прохожу мимо аппаратуры более крупной, нежели 35-мм цифровая зеркальная камера, коп-факторы которой, как нетрудно догадаться, меньше единицы. Полагаю, что если вы снимаете на средний, и уж тем более на крупный формат, то, скорее всего, вы уже не нуждаетесь в моей скромной помощи.

Объективы для камер с кроп-фактором

Объективы, предназначенные для малоформатных плёночных, а также цифровых полнокадровых камер, проектируются таким образом, чтобы круг изображения, проецируемый объективом, полностью покрывал рабочую часть кадра. Очевидно, что при использовании сенсоров меньшего размера необходимость в столь большом круге изображения отсутствует. В связи с этим, производители фототехники, выпускающие камеры с кроп-фактором, выпускают и соответствующие этим камерам объективы с уменьшенным кругом изображения. Такие объективы легче, компактнее и дешевле объективов традиционного формата, но они не рассчитаны на использование вместе с полнокадровыми аппаратами, поскольку из-за малого круга изображения углы кадра получатся чёрными. В свою очередь, полнокадровые объективы можно использовать как на полнокадровых, так и на кропнутых камерах (при условии механической совместимости), делая в последнем случае лишь поправку на изменение эквивалентного фокусного расстояния.

Следует подчеркнуть, что вне зависимости от того, для какого формата предназначен объектив, на нём практически всегда указывается истинное, а вовсе не эквивалентное фокусное расстояние. ЭФР не является постоянной величиной, поскольку зависит от камеры, на которую устанавливается объектив, т.е. эквивалентное фокусное расстояние не является характеристикой объектива, а скорее характеризует систему объектив+матрица в целом.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.

Желаю удачи!


  Дата публикации: 19.09.2012
  Последнее обновление: 12.04.2016
Лицензия Creative Commons

Вернуться к разделу «Фотооборудование»

Перейти к полному списку статей


vasili-photo.com

Что такое Кроп фактор. Размер матрицы имеет значение.

Одним из самых важных и основных параметров любой фототехники является величина светочувствительного сенсора фотоаппарата. И речь здесь идет не о мегапикселях, а о реальной физической площади светочувствительного элемента.

Что такое кроп фактор

Раньше большинство фотографов снимали на пленочные фотоаппараты, которые использовали так называемую 35мм пленку (стандарт пленки с далеких 1930 годов).  То были довольно давние времена, а где-то начиная с 2000 года очень популярными стали цифрозеркальные фотоаппараты (ЦЗК), принцип работы которых остался такой же, как и в пленочных камерах, но вместо пленки ЦЗК начали использовать электронную светочувствительную матрицу, которая и формирует изображение.

Вот только цена на изготовление такой матрицы в сотни раз дороже обычной пленки. В связи с огромной ценой на изготовления аналога 35мм пленки и общей сложностью изготовления огромной матрицы с миллионами транзисторов, ряд производителей начали выпускать камеры с кропнутой матрицей. Понятие ‘кропнутая матрица’ означает, что речь идет о матрицы меньшего размера за стандартный размер 35мм пленки.

Кроп-фактор (Crop – от английского «резать») — это показатель для кропнутых матриц, он измеряет соотношения диагонали стандартного кадра 35мм пленки к диагонали кропнутой матрицы. Самые популярные кроп факторы среди ЦЗК, это K=1.3, 1.5, 1.6, 2.0. Например, К=1.6 означает, что диагональ матрицы камеры в 1.6 раза меньше за диагональ полнокадровой матрицы или за диагональ 35мм пленки.

На самом деле не все ЦЗК оснащены кропнутой матрицей, сейчас существует очень много камер, у которых размер матрицы равный размеру35мм пленки, а K=1.0. Фотоаппараты, у которых имеется матрица размером с классическую 35мм пленку, называются полнокадровыми цифрозеркальными камерами.

Кропнутые камеры обычно являются APS-C камерами с K=1.5-1.6, или APS-H камерами с K=1.3. Полнокадровые камеры обычно называются Full Frame. Для примера, кропнутые камеры APS-C Nikon именуют Nikon DX, а полнокадровые имеют название Nikon FX.

DX (кропнутая камера, APS-C типа, К=1.5) имеет матрицу с размерами приблизительно 23.6 на 15.8 мм, площадь такой матрицы буде равна 372,88 кв.мм.

FX (полнокадровая камера, К=1.0) имеет матрицу с размерами  приблизительно 36 на 23.9 мм, площадь такой матрицы буде равна 860,4 кв.мм

Теперь поделим площади матриц и получим, что DX матрица меньше полнокадровой матрицы в 2,25 раза. Чтобы быстро посчитать реальную разницу в физических размерах полнокадровой и кропнутой камеры, достаточно возвести в квадрат кроп фактор. Так, DX камеры используют кроп фактор K=1.5, получим, что площади у DX и FX камер разнятся на1.5*1.5=2.25 раза.

Если мы установим стандартный (для примера) объектив с фокусным расстоянием в 50мм на кропнутую камеру и посмотрим в видоискатель, то увидим, что угол обзора стал уже, нежели с тем же объективом на полнокадровой камере. Не волнуйтесь, с объективом все в порядке, просто из-за того, что матрица кропнутой камеры меньше, она «вырезает» только центральную область кадра, как показано на примере ниже.

Разница между кропнутой и полнокадровой камерой. Первый снимок сделан на полнокадровую камеру и объектив 50мм, второй снимок сделан на кропнутую камеру и тот же объектив. Угол обзора на кропнутой камере стал меньше.

При этом у многих людей складывается мнение, что меняется фокусное расстояние объектива – но это просто иллюзия. На самом деле меняется угол обзора, который человек наблюдает в видоискателе, фокусное расстояние объектива не изменяется. Фокусное расстояние — это физическая величина объектива и она будет оставаться такой же на любой камере. Но из-за такой иллюзии удобно говорить, что на кропнутой камере видимая картинка подобна объективу в 75мм (50мм*1,5=75мм) при использовании на полнокадровой матрице. То есть, если взять два штатива и две камеры – одну полнокадровую, другую кропнутую и на полнокадровую прикрутить объектив с фокусным расстоянием 75мм, а на кропнутую с фокусным расстоянием в 50мм – то в конечном итоге мы увидим идентичную картинку, так как углы обзора у них будут одинаковые.

Пересчитанное фокусное расстояние называют Эквивалентным Фокусным Расстоянием, сокращенно ЭФР. ЭФР пересчитывается даже для кропнутых объективов, таких как Nikon DX и Canon EF-S.

Снимок на полнокадровую камеру в полнокадровом режиме

И пример того же снимка, снятого с той же дистанции, без изменения настроек, но только в кропнутом режиме:

Снимок на полнокадровую камеру в DX режиме. Видна разница в угле обзора. DX режим, или DX камера как будто вырезает с оригинального изображения, которое дает объектив, только центральную область.

Фактически, при использовании объективов от Фул фрейм камер на кропнутых камерах мы получаем некие весомые преимущества:

  1. Уменьшается угол обзора, делая из стандартного объектива – телевик, а с телевика – супер телевик. Так используя телевик в 300мм мы получим угол обзора такой же как и в 450мм объектива на 35мм пленку. Это довольно отличная возможность за не большие деньги купить дешевый зум-телевик и в силу кроп-фактора получать большое ЭФР.
  2. В силу того, что полнокадровые объективы работают только центральной областью на кропнутых камерах, можно избавиться от таких дефектов картинки как виньетирование, падение разрешающей способности по краям кадра, части дисторсии. Обычно в центральной области кадра качество изображения максимальное.

Также, используя объективы от кропнутых матриц мы получаем удешевление объективов. Хотя тут есть свои минусы. Объективам от кропнутых камер нужно крыть меньший участок светочувствительного элемента, а значит можно использовать меньше дорого стекла, сделать меньший вес и т.д. В то же время покупая объективы для кропнутых матриц и при последующем переходе на полный кадр придется дополнительно покупать новые объективы для полного кадра. Советую ознакомится со смежной статьей — различия объективов Nikon, и — Особенности кропнутых камер и объективов

Выводы:

Кропнутые камеры (кропнутые матрицы) — это просто матрицы меньшего размера, и для того, чтобы понять величину уменьшения матрицы используют понятие кроп фактора. Кроп фактор удобно использовать для получения ЭФР объективов при использовании их на кропнутых камерах. Чтобы получить ЭФР любого объектива, при использовании его на кропнутой камере, достаточно умножить значение фокусного расстояния этого объектива на коэффициент кроп фактора камеры.

Больше информации в разделах

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Размер матрицы и угол обзора объектива фотоаппарата


Читайте также:


Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

Это третья часть урока, рассказывающего про объективы для фотокамер. В первой и второй части мы познакомились с устройством и основными характеристиками объективов. О том, что угол обзора и фокусное расстояние объектива — главные характеристики, мы говорили в прошлых уроках. Мы уже знаем, что эти характеристики взаимосвязаны:

Чем меньше фокусное расстояние объектива — тем шире его угол обзора.
Чем больше фокусное расстояние объектива — тем уже его угол обзора.

Чем меньше фокусное расстояние объектива — тем шире его угол обзора.

Чем больше фокусное расстояние объектива — тем уже его угол обзора.

Когда человек пользуется собственной фотокамерой, он со временем привыкает, что при определенных фокусных расстояниях, его объектив дает тот или иной угол обзора: “приближает” снимаемый сюжет сильнее или слабее. Сохранятся или изменятся эти соотношения между фокусным расстоянием и углом обзора в случае смены фотоаппарата? Сегодня мы это выясним. Часто при обсуждении снимков фотографы говорят: “эта картинка снята с таким-то фокусным расстоянием”, характеризуя тем самым угол обзора, при котором было снято изображение. Даже под фотопримерами в наших статьях часто указано фокусное расстояние объектива, на который эти изображения были сняты. Как узнать, какое фокусное расстояние на вашем фотоаппарате соответствует такому же углу обзора? Как на вашу камеру сделать такое же фото?

Нам предстоит разобраться с тем, как будет зависеть угол обзора объектива от модели вашей камеры, познакомиться с понятиями “кроп-фактор” и “эквивалентное фокусное расстояние”.

Экскурс в историю

Раньше, в пленочную эпоху, широчайшее распространение имела пленка формата 35 мм — обычная фотопленка, знакомая каждому человеку. Она использовалась повсеместно, начиная от простейших компактных фотоаппаратов (пожалуй, у каждого была пленочная “мыльница”), заканчивая серьезной профессиональной техникой. Поскольку все аппараты имели одинаковую площадь светочувствительного элемента (пленочного кадра), на всех аппаратах объективы с одинаковым фокусным расстоянием давали одинаковый угол обзора. К примеру, на любом фотоаппарате, работающем с 35-мм пленкой, объектив с фокусным расстоянием 50 мм имел угол обзора 45°. Напомним, что и в современных полнокадровых цифровых камерах используется сенсор, по размеру равный кадру фотопленки — 24х36 мм.

Угол обзора объектива и размер матрицы

Сегодня же ситуация изменилась. Матрицы в цифровых фотоаппаратах бывают разного размера.

Современные форматы матриц фотоаппаратов

Современные форматы матриц фотоаппаратов

Поэтому при одинаковых фокусных расстояниях объектива на разных камерах угол обзора будет зависеть еще и от того, каков размер матрицы фотоаппарата. Взглянем на схему:

Чем меньше матрица фотоаппарата, тем уже угол обзора объектива при том же фокусном расстоянии

Чем меньше матрица фотоаппарата, тем уже угол обзора объектива при том же фокусном расстоянии

Получается, что если на полнокадровой матрице (или на пленочном кадре) объектив с фокусным расстоянием 50 мм обеспечит угол обзора 45°, то на матрице формата APS-C — уже 35°. На фотокамере системы Nikon 1 с еще более компактной матрицей формата 1” тот же объектив даст угол обзора всего лишь 15°. Чем меньше в фотоаппарате матрица, тем сильнее объектив с тем же фокусным расстоянием будет “приближать”. Один и тот же объектив, будучи установленным на разные фотоаппараты, будет давать совершенно разную картинку. Это нужно учитывать при выборе оптики.

Кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние

Поскольку сегодня в различных камерах установлены матрицы совершенно разного размера, легко запутаться с тем, какой угол обзора даст объектив с тем или иным фокусным расстоянием на той или иной фотокамере.

Фотографам старой закалки, привыкшим к работе с пленочной фототехникой и к классическим значениям фокусных расстояний, четко ассоциируют их с конкретными углами обзора. Чтобы разобраться с тем, какому фокусному расстоянию соответствует тот или иной угол обзора объектива на современных аппаратах, было введено два понятия: кроп-фактор и эквивалентное фокусное расстояние.

Эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР)

Данная характеристика не нужна новичкам, тем кто купил свою первую фотокамеру — ему цифры эквивалентного фокусного расстояния ни о чем не скажут. А вот опытным фотографам, привыкшим к пленочной фототехнике, эта характеристика окажется полезной. Также она будет полезна тем, кто задумался о покупке новой фотокамеры с матрицей другого размера и хочет выбрать подходящую для нее оптику, узнать, как на новой камере будут работать его старые объективы.

Эквивалентное фокусное расстояние позволяет узнать, какое фокусное расстояние будет иметь объектив с таким же углом обзора на полнокадровой (или пленочной) фотокамере. Эта характеристика позволяет сравнивать объективы, всех типов камер, в том числе и компактных. В характеристиках объектива, рассчитанного не под полнокадровую камеру, зачастую можно найти пункт “эквивалентное фокусное расстояние” или “фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте”. Этот пункт нужен для того, чтобы фотограф, смог разобраться с тем, какой угол обзора даст данный объектив. К примеру, для объектива с фокусным расстоянием 50 мм, установленного на камеру с матрицей APS-C эквивалентными фокусным расстоянием будет 75 мм. Крохотное фокусное расстояние 4,3 мм, используемое в объективе компактной камеры, соответствует по углу обзора 24-мм объективу на полном кадре.

Как рассчитать самому эквивалентное фокусное расстояние? Для этого нужно знать кроп-фактор. Это условный множитель, отражающий изменение угла обзора объектива при его использовании с матрицами меньшего размера. Этот множитель выводится при сопоставлении диагоналей матриц цифровых аппаратов с пленочным кадром 24х36 мм. Слово “кроп-фактор” происходит от английских слов crop — “обрезать” и factor — “множитель”.

Например, диагональ матрицы формата APS-C меньше полнокадровой примерно в 1,5 раза. Так что кроп-фактор для матрицы APS-C будет равен 1,5. А вот диагональ матрицы формата Nikon CX меньше полнокадровой в 2,7 раз. Поэтому ее кроп-фактор будет равняться 2,7. Теперь, зная кроп-фактор, мы сможем рассчитать и эквивалентное фокусное расстояние для объектива. Для этого нужно фактическое фокусное расстояние объектива умножить на кроп-фактор. Допустим, нам необходимо узнать эквивалентное фокусное расстояние для объектива 35 мм, если он будет установлен на камеру с матрицей APS-C. 35х1,5=50мм. Итак, эквивалентное фокусное расстояние такого объектива будет равно 50 мм. То есть на любительской зеркалке 35-мм объектив будет вести себя так же, как классический “полтинник” на полном кадре.

Фотография, сделанная полнокадровым аппаратом и объективом с фокусным расстоянием 20 мм. Что будет, если тот же объектив установить на камеру с матрицей APS-C или на аппарат семейства Nikon-1? Угол обзора станет уже. В кадр войдут только области, показанные на картинке.

Фотография, сделанная полнокадровым аппаратом и объективом с фокусным расстоянием 20 мм. Что будет, если тот же объектив установить на камеру с матрицей APS-C или на аппарат семейства Nikon-1? Угол обзора станет уже. В кадр войдут только области, показанные на картинке.

В дальнейших уроках мы будем изучать, какими объективами пользуются при съемке различных сюжетов, укажем их фокусные расстояния как для фотокамер с матрицей APS-C, так и для полнокадровых аппаратов.

Размеры матриц и кроп-фактор фототехники Nikon

В современных системных зеркальных и беззеркальных фотокамерах Nikon применяется всего три стандарта матриц различного размера. В них легко разобраться.

Полнокадровые матрицы (Nikon FX). Имеют физический размер 36х24 мм, то есть равны по размерам кадру с 35-мм пленки. На такие фотоаппараты рассчитано большинство современных объективов. И на них они могут раскрыть весь свой потенциал. Среди современных аппаратов Nikon, полнокадровыми матрицами оснащаются: Nikon D610, Nikon D750, Nikon D800/D800E, Nikon D810, Nikon D4/D4s, Nikon Df. Поскольку матрица таких фотоаппаратов равна по размерам пленочному кадру, то и понятие кроп-фактора и ЭФР для таких аппаратов не нужно.

Фотография, сделанная полнокадровым аппаратом и объективом с фокусным расстоянием 20 мм. Что будет, если тот же объектив установить на камеру с матрицей APS-C или на аппарат семейства Nikon-1? Угол обзора станет уже. В кадр войдут только области, показанные на картинке.

Матрицы формата APS-C (Nikon DX). Имеют физический размер 25,1х16,7 мм и кроп-фактор 1,5. Такая матрица незначительно меньше полнокадровой, но зато значительно дешевле. Подобные матрицы иногда называют “кропнутыми” (обрезанными). Такой размер матриц используют почти все производители цифровых зеркальных фотоаппаратов. Среди современных аппаратов Nikon матрицы APS-C имеют камеры Nikon D3300, Nikon D5300, Nikon D5500, Nikon D7100. С ними по-прежнему можно использовать полнокадровую оптику, однако, все объективы будут значительно сильнее “приближать”, что не всегда удобно, ведь некоторые объективы рассчитаны на сугубо определенный вид съемки и потеря ими нужного угла обзора не позволяет их использовать по назначению. Прежде всего это касается широкоугольной, портретной и репортажной оптики. Полнокадровая широкоугольная оптика теряет свое главное достоинство — большой угол обзора; портретные полнокадровые объективы на “кропе” начинают слишком сильно приближать, и на них становится сложно снимать, приходится очень далеко отходить. Например, установив классический портретный объектив с фокусным расстоянием 85 мм на кропнутую камеру, придется отойти от фотографируемого человека на 5-7 метров, чтобы снять хотя бы портрет по пояс. Полнокадровая репортажная оптика (прежде всего зум-объективы с фокусным расстоянием 24-70 мм) получает на кропе неудобные углы обзора, не очень подходящие на практике для быстрой, динамичной репортажной съемки.

Чтобы создать подходящие для этих задач объективы, для “кропа” выпускают специально разработанные объективы. В системе Nikon такие объективы маркируются буквами “DX” в названии. Поскольку такие объективы рассчитываются для использования на меньшей по размеру матрице, они и сами становятся компактнее и дешевле своих полнокадровых собратьев.

Важно иметь в виду, что на DX-объективах (рассчитанных на камеры с матрицей APS-C) указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние

Важно иметь в виду, что на DX-объективах (рассчитанных на камеры с матрицей APS-C) указывается реальное, а не эквивалентное фокусное расстояние

По этой же причине они не смогут корректно работать на полнокадровых матирцах. Что будет, если установить “кропнутый” объектив на полнокадровую камеру? В отличие от фотоаппаратов Canon, у Nikon есть такая возможность. В таком случае будет получаться очень сильное затемнение по краям кадра. Кстати, современные полнокадровые аппараты Nikon могут распознавать “кропнутую” оптику в случае ее установки, они автоматически обрезают кадр до размеров матрицы APS-C. Такую настройку можно включить или выключить в меню камеры.

Фото сделано на полнокадровую фотокамеру объективом с фокусным расстоянием 85мм.

Фото сделано на полнокадровую фотокамеру объективом с фокусным расстоянием 85мм.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 80, F1.4, 1/1250 с, 85.0 мм экв. Фото сделано на фотокамеру с матрицей APS-C тем же объективом и с той же дистанции. Как видите, объектив на кропе дал более узкий угол обзора.

Фото сделано на фотокамеру с матрицей APS-C тем же объективом и с той же дистанции. Как видите, объектив на кропе дал более узкий угол обзора.

NIKON D5300 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F1.4, 1/1600 с

Фотографии сделаны одним и тем же объективом с одинаковой дистанции. Как видите, вариант, сделанный на “кропнутую” камеру имеет более узкий угол обзора, в кадр вошло меньше деталей.

Nikon CX — формат матриц для беззеркалок семейства Nikon 1. Физический размер — 13,2х8,8 мм. Имеют кроп-фактор 2,7. Столь небольшая матрица обеспечивает всей системе компактность. Для нее разрабатывается своя оптика: она компактна и практична. Через специальный переходник (Nikon FT-1) на камерах Nikon 1 можно использовать и объективы для полнокадровых и APS-C аппаратов.

Через переходник Nikon FT-1 можно устанавливать объективы от зеркалок на фотокамеры семейства Nikon 1.

Через переходник Nikon FT-1 можно устанавливать объективы от зеркалок на фотокамеры семейства Nikon 1.

У других производителей встречаются матрицы и других размеров, а значит и с другим кроп-фактором. Например, широко известен стандарт матриц micro 4/3, используемый сразу несколькими производителями. Этот стандарт имеет кроп-фактор 2. Это не очень крупные матрицы, со всеми вытекающими плюсами и минусами. Камеры, оборудованные такими матрицами компактны, как и разработанная для них оптика. Однако, аппаратам с таким сенсором очень сложно тягаться в качестве изображения с полнокадровыми аппаратами — площадь матрицы различается в четыре раза.

Итоги

Если вы собираетесь покупать новую фотокамеру или выбираете новую оптику к старой и хотите выполнить примерный расчет угла обзора объектива, узнайте кроп-фактор установленной в ней матрицы. Исходя из этого выбирайте и технику. Если ваш фотоаппарат имеет кроп-фактор 1,5, знайте, что вам потребуется более короткофокусная оптика, чем для полнокадровых фотоаппаратов. В следующем уроке мы поговорим о том, объективы с каким фокусным расстоянием подойдут для тех или иных видов съемки, какой подойдет объектив для съемки портретов, а какой — для съемки пейзажей.

prophotos.ru

Кроп-фактор Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Кроп.

Кроп-фактор (от англ. Crop factor, crop — обрезать, factor — множитель) — условный коэффициент, отражающий изменение поля зрения объектива при его использовании с кадровым окном уменьшенного размера. Эта величина появилась одновременно с цифровой фотографией и чаще всего интерпретируется, как виртуальное увеличение фокусного расстояния оптики, рассчитанной на малоформатный кадр фотоплёнки при использовании фотоматрицы меньшего размера. Физический смысл кроп-фактора можно описать отношением диагонали стандартного кадра к диагонали используемого.

Kf{\displaystyle K_{f}} = диагональ35мм / диагональматрица (диагональ малоформатного кадра 24×36 мм ≈ 43,3мм)

Таким образом, кроп-фактор «полнокадровой» матрицы, соответствующей размерам малоформатного кадра, равен единице. В практической фотографии кроп-фактор не может быть меньше единицы, поскольку использование кадра размеров, превышающих расчётные, приводит к виньетированию. Кроп-фактор служит только в качестве справочной величины и никак не влияет на действительное фокусное расстояние объективов, зависящее от их оптической конструкции.

Содержание

  • 1 Происхождение термина
  • 2 Уменьшение поля зрения
  • 3 Эквивалентное фокусное расстояние
  • 4 Эквивалентная резкостная диафрагма
  • 5 Сменная оптика для камер с кроп-фактором
  • 6 Некоторые размеры матриц
    • 6.1 4/3, 18×13,5 мм, соотношение сторон 4:3
    • 6.2 DX и APS-C, около 25,1×16,7 мм, соотношение сторон 3:2
    • 6.3 APS-H формат, 27×18 мм, соотношение сторон 3:2
    • 6.4 Полнокадровый (англ. full frame) фотодатчик формата 36×24 мм ±1 мм, соотношение сторон 3:2
    • 6.5 Среднеформатная матрица формата 60×45 мм, соотношение сторон 4:3
  • 7 Кроп-фактор и размеры матриц
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Источники
  • 11 Литература

Происхождение термина[ | ]

В аналоговой фотографии понятия кроп-фактора не существовало, несмотря на огромный диапазон размеров кадрового окна фотоаппаратов. Каждому формату негатива соответствует определённое фокусное расстояние объектива, считающееся нормальным. Обычно оно приблизительно равно диагонали кадра или незначительно её превосходит[1]. Так, для крупноформатных камер с кадром 9×12 см нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 135 мм. Для среднеформатного кадра 6×6 см нормальный объектив — 80 мм, а для малоформатного — 50[2]. Объективы с фокусными расстояниями меньшими, чем нормальное, считаются

ru-wiki.ru

Что такое Кроп фактор. Размер матрицы имеет значение.

Одним из самых важных и основных параметров любой фототехники является величина светочувствительного сенсора фотоаппарата. И речь здесь идет не о мегапикселях, а о реальной физической площади светочувствительного элемента.

Что такое кроп фактор

Раньше большинство фотографов снимали на пленочные фотоаппараты, которые использовали так называемую 35мм пленку (стандарт пленки с далеких 1930 годов).  То были довольно давние времена, а где-то начиная с 2000 года очень популярными стали цифрозеркальные фотоаппараты (ЦЗК), принцип работы которых остался такой же, как и в пленочных камерах, но вместо пленки ЦЗК начали использовать электронную светочувствительную матрицу, которая и формирует изображение.

Вот только цена на изготовление такой матрицы в сотни раз дороже обычной пленки. В связи с огромной ценой на изготовления аналога 35мм пленки и общей сложностью изготовления огромной матрицы с миллионами транзисторов, ряд производителей начали выпускать камеры с кропнутой матрицей. Понятие ‘кропнутая матрица’ означает, что речь идет о матрицы меньшего размера за стандартный размер 35мм пленки.

Кроп-фактор (Crop – от английского «резать») — это показатель для кропнутых матриц, он измеряет соотношения диагонали стандартного кадра 35мм пленки к диагонали кропнутой матрицы. Самые популярные кроп факторы среди ЦЗК, это K=1.3, 1.5, 1.6, 2.0. Например, К=1.6 означает, что диагональ матрицы камеры в 1.6 раза меньше за диагональ полнокадровой матрицы или за диагональ 35мм пленки.

На самом деле не все ЦЗК оснащены кропнутой матрицей, сейчас существует очень много камер, у которых размер матрицы равный размеру35мм пленки, а K=1.0. Фотоаппараты, у которых имеется матрица размером с классическую 35мм пленку, называются полнокадровыми цифрозеркальными камерами.

Кропнутые камеры обычно являются APS-C камерами с K=1.5-1.6, или APS-H камерами с K=1.3. Полнокадровые камеры обычно называются Full Frame. Для примера, кропнутые камеры APS-C Nikon именуют Nikon DX, а полнокадровые имеют название Nikon FX.

DX (кропнутая камера, APS-C типа, К=1.5) имеет матрицу с размерами приблизительно 23.6 на 15.8 мм, площадь такой матрицы буде равна 372,88 кв.мм.

FX (полнокадровая камера, К=1.0) имеет матрицу с размерами  приблизительно 36 на 23.9 мм, площадь такой матрицы буде равна 860,4 кв.мм

Теперь поделим площади матриц и получим, что DX матрица меньше полнокадровой матрицы в 2,25 раза. Чтобы быстро посчитать реальную разницу в физических размерах полнокадровой и кропнутой камеры, достаточно возвести в квадрат кроп фактор. Так, DX камеры используют кроп фактор K=1.5, получим, что площади у DX и FX камер разнятся на1.5*1.5=2.25 раза.

Если мы установим стандартный (для примера) объектив с фокусным расстоянием в 50мм на кропнутую камеру и посмотрим в видоискатель, то увидим, что угол обзора стал уже, нежели с тем же объективом на полнокадровой камере. Не волнуйтесь, с объективом все в порядке, просто из-за того, что матрица кропнутой камеры меньше, она «вырезает» только центральную область кадра, как показано на примере ниже.

Разница между кропнутой и полнокадровой камерой. Первый снимок сделан на полнокадровую камеру и объектив 50мм, второй снимок сделан на кропнутую камеру и тот же объектив. Угол обзора на кропнутой камере стал меньше.

При этом у многих людей складывается мнение, что меняется фокусное расстояние объектива – но это просто иллюзия. На самом деле меняется угол обзора, который человек наблюдает в видоискателе, фокусное расстояние объектива не изменяется. Фокусное расстояние — это физическая величина объектива и она будет оставаться такой же на любой камере. Но из-за такой иллюзии удобно говорить, что на кропнутой камере видимая картинка подобна объективу в 75мм (50мм*1,5=75мм) при использовании на полнокадровой матрице. То есть, если взять два штатива и две камеры – одну полнокадровую, другую кропнутую и на полнокадровую прикрутить объектив с фокусным расстоянием 75мм, а на кропнутую с фокусным расстоянием в 50мм – то в конечном итоге мы увидим идентичную картинку, так как углы обзора у них будут одинаковые.

Пересчитанное фокусное расстояние называют Эквивалентным Фокусным Расстоянием, сокращенно ЭФР. ЭФР пересчитывается даже для кропнутых объективов, таких как Nikon DX и Canon EF-S.

Снимок на полнокадровую камеру в полнокадровом режиме

И пример того же снимка, снятого с той же дистанции, без изменения настроек, но только в кропнутом режиме:

Снимок на полнокадровую камеру в DX режиме. Видна разница в угле обзора. DX режим, или DX камера как будто вырезает с оригинального изображения, которое дает объектив, только центральную область.

Фактически, при использовании объективов от Фул фрейм камер на кропнутых камерах мы получаем некие весомые преимущества:

  1. Уменьшается угол обзора, делая из стандартного объектива – телевик, а с телевика – супер телевик. Так используя телевик в 300мм мы получим угол обзора такой же как и в 450мм объектива на 35мм пленку. Это довольно отличная возможность за не большие деньги купить дешевый зум-телевик и в силу кроп-фактора получать большое ЭФР.
  2. В силу того, что полнокадровые объективы работают только центральной областью на кропнутых камерах, можно избавиться от таких дефектов картинки как виньетирование, падение разрешающей способности по краям кадра, части дисторсии. Обычно в центральной области кадра качество изображения максимальное.

Также, используя объективы от кропнутых матриц мы получаем удешевление объективов. Хотя тут есть свои минусы. Объективам от кропнутых камер нужно крыть меньший участок светочувствительного элемента, а значит можно использовать меньше дорого стекла, сделать меньший вес и т.д. В то же время покупая объективы для кропнутых матриц и при последующем переходе на полный кадр придется дополнительно покупать новые объективы для полного кадра. Советую ознакомится со смежной статьей — различия объективов Nikon, и — Особенности кропнутых камер и объективов

Выводы:

Кропнутые камеры (кропнутые матрицы) — это просто матрицы меньшего размера, и для того, чтобы понять величину уменьшения матрицы используют понятие кроп фактора. Кроп фактор удобно использовать для получения ЭФР объективов при использовании их на кропнутых камерах. Чтобы получить ЭФР любого объектива, при использовании его на кропнутой камере, достаточно умножить значение фокусного расстояния этого объектива на коэффициент кроп фактора камеры.

Больше информации в разделах

Материал подготовил Аркадий Шаповал.

radojuva.com

Что такое кроп-фактор матрицы — Блог Владимира Захарова

Приветствую друзья! С вопросом: « что такое кроп-фактор матрицы?» «что такое полный кадр?», рано или поздно сталкивается все, кто стремится более серьезно заниматься фотографией. В этой статье мы разберёмся — что это за понятия и в чём их отличия.

Что такое кроп-фактор матрицы

Кроп-фактор – («crop» — обрезать), это величина, обозначающая разницу физического размера между пленочным кадром формата 35mm (24×36 mm) и размером матрицы цифровой камеры. Другими словами, отношение диагонали кадра пленки к диагонали матрицы.

Значение кроп, используется по отношению к цифровым камерам, у которых размер матрица меньше стандартного плёночного кадра. Такие камеры называют кропнутыми. Самые распространенные зеркальные (любительские) камеры с размерами обрезанных матриц: 1,5 Nikon; 1,6 Canon. К примеру значение кропа 1,6 в камере Canon, означает, что его матрица меньше в 1,6 раз полнокадровой.

Матрица равная по размеру плёночному кадру (24×36 mm), называется Full Frame — полная или полноразмерная. Такой размер, условно принято считать как кроп-фактор равный 1.

Отличие Full Frame от кроп в размере картинки

В чем проявляются отличия двух разных по величине матриц. Если использовать одинаковые объектив, на полнокадровой и кроп камере, обрезанная матрица захватит меньшую часть проецируемого изображения через объектив. Угол обзора будет меньше, при этом создаётся впечатление, что используется большее фокусное расстояние объектива.

Как видит объектив камеры (круг), полнокадровая матрица (верху с права), кроп матрица 1,6 (внизу с права)

Из-за уменьшенного размера, марица не в состоянии захватить всё передаваемое изображение, оно получается обрезанное 1,6 раза (для Canon), увеличение происходит потому, что используется его меньшая часть, которая выглядит увеличенной при печати в том же формате. Из-за этой визуальной разницы картинки, появился термин эквивалентное фокусное расстояние (ЭФР).

Эквивалент фокусного расстояния

На объективах, производители указывают значения фокусного расстояния, соответствующие полнокадровой матрице.

ЭФР — определяет значение реального фокусного расстояния для Full Frame с учётом использования объектива на кроп камерах.

Для того чтобы вычислить эквивалентное фокусное расстояние, необходимо умножить значение фокусного расстояния объектива на кроп фактор матрицы. К примеру 50 mm умножаем на 1,6 получаем 80 mm эквивалент для полного кадра.

Это означает, что если мы будем использовать объектив 50 mm на камере с кроп матрицей, то для камеры с полным кадром, будет соответствовать значение 80 mm.

Эквивалентные фокусное расстояние в зависимости от кроп-фактора

Обозначение на объективе

Принадлежность объектива обозначается следующими сокращениями:

Характеристика объектива

Полный кадр (FF)
Кроп (матрица APS-C)
 Canon

EF
EF–S
 Nikon

FX
DX
 Sony

-
DT
Pentax

FA
DA
 Sigma

DG
DC
 Tamron

-
Di II

Объективы для полнокадровых камер, могут использоваться также для камер с APS-C матрицами, но не на оборот.

На что влияет размер матрицы

Безусловно «Full Frame» имеет большее преимущества над «crop», но есть и недостатки.

Преимущества

  • Угол обзора и как следствие больший захват картинки;
  • Глубина резкости (ГРИП), чем больше размер матрицы, тем больше возможность добиться меньшей глубины резкости;
  • Светочувствительность (ISO), у полного кадра есть возможность работать на более высоком значении ISO без появления шумов.

Недостатки

  • Возможно появление эффекта виньетирования, это обусловлено свойствами матрицы. При использование этого же объектива на камере с матрицей APS-C, такого эффекта не будет;
  • Большие размеры сенсора, соответственно влияют на размеры самой камеры, и как следствие на её вес;
  • Стоимость камеры Full Frame в разы дороже кроп камеры.

Заключение

Какую камеру лучше выбрать, нет однозначного ответа. Мастер своего дела и на любительскую камеру может создать шедевр.

Камеру необходимо выбирать, в зависимости от задач которые планируются решать, соответственно согласовывая свой выбор с бюджетом.

Надеюсь данная статья помогла вам разобраться в данном вопросе.

 

C уважением Автор блога vzest.ru

Владимир Захаров!

 

Понравилась статья? Прими участие в развитии Блога, сделай репост, поделись с друзьями.

[Всего голосов: 1    Средний: 5/5]

Похожее

vzest.ru

«Эквивалент полного кадра». Что за этим стоит и так ли это важно

С сайта: http://admiringlight.com
Перевод: Анна Седова
http://admiringlight.com/blog/full-frame-equivalence-and-why-it-doesnt-matter/
26 января 2013 г.
Автор: Джордан Стил

Когда мы имеем дело с матрицами, размер которых менее 35 мм, можно часто услышать о фокальной длине или апертуре камеры или объектива, что она «эквивалентна соответствующей длине/апертуре на полнокадровом сенсоре». Новичков эта фраза может очень озадачить, а в чьем-то случае и явиться основанием для необоснованных насмешек, особенно когда речь идет об «эквивалентности апертуры». Сейчас я попытаюсь дать свои разъяснения относительно того, что же в действительности подразумевается под эквивалентностью с полнокадровыми матрицами, равно как и развеять некоторые мифы об этом понятии. Я раз и навсегда докажу вам, что, если вы снимаете с матрицей меньшего формата, это по большей части не играет никакой роли.

Примечание автора: Эта статья была опубликована на моем сайте некоторое время назад, и по комментариям я понимаю, что должен добавить ряд пояснений.

• Целью этой статьи не было показать превосходство одного формата над другим. Совсем нет. Я не спорю и ни в коей мере не пытаюсь доказать, что фулл-фреймовые камеры не обеспечивают лучшей по качеству картинки, чем кропнутые… Как правило, они дают лучшее качество (если сравнивать камеры одного поколения и т.п.)

• Я абсолютно убежден, что применение расчета эквивалентности, несомненно, обоснованно, если вы привыкли снимать 35-миллиметровыми камерами и профессионально «мыслите» этим форматом. Тогда в уме вам полезно перерассчитывать на ФФ, чтобы сравнить фокусные расстояния или даже рассчитать глубину резкости. Не имею ничего против того, чтобы использовать понятие «эквивалентности» для соотнесения, в качестве референсной точки.

• Я просто не понимаю, зачем понятие «эквивалентности полному кадру» применят люди, для которых нет никаких оснований ссылаться на формат, которым они не пользуются. Я против того, что фразы типа «эквивалентность апертуры» используются к месту и не к месту, что об эквивалентности рассуждают применительно к минимальной глубине резкости, принимая фулфреймовую ГРИП за некий эталон при определении качества объектива

• Я внес небольшие коррективы в статью с тем, чтобы прояснить то, о чем только что упомянул, и избежать дальнейшего недопонимания.

Что означает «эквивалентность полному кадру»?

Прежде всего, давайте разберемся, что же имеется в виду, когда о сенсоре или объективе говорят в терминах «эквивалентности 35 мм, или полному кадру». Все просто. Это — способ сопоставления углов зрения, а в последнее время под эквивалентностью чаще понимается разница в той ГРИП, которую вы получите на снимках, сделанных полнокадровым и кропнутым сенсорами. Здесь считаю необходимым разъяснить терминологию:

• Полный кадр: у полнокадровой камеры сенсор тех же физических рамеров, что и кадр пленки 35 мм, то есть 36 мм в длину х 24 мм в высоту.

• Кропнутый сенсор: камера с кропнутой матрицей, например, многие DSLR-камеры ( в них используется матрица размера APS-C), или матрица размера Four Thirds ( используется в DSLR-камерах формата Four Thirds и в беззеркальных камерах формата Micro 4/3), иными словами, это — сенсор, физические размеры которого меньше размеров полнокадровой матрицы.

• APS-C: аббревиатура APS-C расшифровывается как Advanced Photo System – Classic (название пришло от формата пленки APS) и обозначает матрицу, физические размеры которой – между 22.2 мм х 14.8 мм и 23.6 мм х 15.7 мм (или камеру с такой матрицей).

• Four Thirds, или 4/3: размер сенсора, применяемый на DSLR-камерах формата 4/3 и беззеркальных камерах формата Micro 4/3, производимых Olympus и Panasonic. Стандартные размеры такой матрицы соотносятся как 4:3 и составляют в абсолютных величинах 17.3 мм х 13 мм.

• Поле зрения, или угол зрения: угол зрения, который проецируется на матрицу данным конкретным сочетанием камеры и объектива. Например, объектив с фокусным расстоянием 24 мм для полнокадровой матрицы имеет диагональный угол зрения 84 градусов. Это угол между левой верхней точкой той картинки, которую «захватывает» объектив, и правой нижней (или наоборот).

Взгляните на схему, представленную ниже. На ней вы можете увидеть кривые, обозначающие диагональный, горизонтальный и вертикальный углы зрения. Зеленый прямоугольник – это изображение, «захватываемое» полнокадровой камерой. С тем же самым объективом кропнутый фотоаппарат «захватит» только зону, ограниченную красным прямоугольником. Как видите, на матрицу входит только центральная часть того изображения, которое проецируется объективом, угол зрения становится более прямым.

Кроп-фактор

C появлением DSLR-камер в обиход вошел термин «кроп-фактор», под которым подразумевается численное значение различия в фокусных расстояниях, необходимых для получения одного и того же поля зрения, между камерой с меньшей матрицей и камерой с полнокадровой матрицей. Необходимость в этом термине возникла, так как он помогает отчетливо представить себе и понять, что, когда вы используете объективы, предназначенные для полнокадровых камер, на кропнутой, поле зрения будет меньше… как будто делаете на камере кроп из снимка.

На первых DSLR-камерах были матрицы размера APS-C, поскольку в то время делать жизнеспособные фулл-фреймовые матрицы было непомерно дорого и очень сложно. По мере развития технологий матрицы размера APS-C стали лакомым кусочком и для производителей, и для потребителей: они давали высочайшее качество картинки, а затраты на производство при этом были меньше, чем в случае с полнокадровыми сенсорами.

Кроп-фактор для матрицы формата APS-C составляет либо 1.6х (у Canon), либо 1.5х (у большинства других производителей). На практике это означает, что, если вы снимаете 50-миллиметровым объективом на камере с матрицей APS-C, вы получите то же поле зрения, что и с объективом 75 мм (50х1.5) на полнокадровой камере. Кроп-фактор на матрицах 4/3 составляет 2х, так что 25-миллиметровый объектив на камере с сенсором 4/3 или Micro 4/3 даст поле зрения такое, как объектив 50 мм на фулфреймовой камере.

Можно частенько услышать фразы типа «у вас кропнутая камера, так что ваш 50-миллиметровый объектив на ней равносилен 75-миллиметровому». ЭТО НЕВЕРНО. Фокусное расстояние – это свойство ОБЪЕКТИВА, и ТОЛЬКО ОБЪЕКТИВА, и оно никак не меняется в зависимости от того, на какую камеру вы его установите. Соответствует истине только утверждение, что на DSLR-камерах или на компактных системных камерах с сенсором формата APS-C объектив 50 мм даст поле зрение, эквивалентное тому, что вы получили бы на ФФ-камере с объективом 75 мм. Постараюсь объяснить это поподробнее.

Важнейшия момент, который следует понять относительно кроп-фактора: это — всего лишь справочная величина, коэффициент относительности. Это означает, что, если вы привыкли снимать на пленку 35 мм или на DSLR с полнокадровой матрицей, понятие кроп-фактора поможет вам выбрать на объективе нужное фокусное расстояние (или фикс с нужным фокуным расстоянием), если вы хотите получить определенную картинку, и, исходя из вашего опыта, знаете, какой объектив использовался бы для этого на фулфреймовой камере. Если вы знаете, чтó дает объектив 35 мм на вашей камере, вы можете вычислить, что, чтобы получить то же поле зрения, для матрицы APS-C вам понадобится 35 мм, а для формата 4/3 – 25 мм. Вот и все. Кроп-фактор означает только это. Чуть позже я вернусь к этому вопросу.

«Эквивалентность апертуры»

Это понятие вошло в обиход совсем недавно. Последние несколько лет термин «кроп-фактор» стали использовать и в отношении так называемой «эквивалентности апертуры». Имеется в виду, что, умножая значение светосилы объектива (f) на кроп-фактор, получается «эквивалентность апертуры» объектива для полнокадровой матрицы. В этом, и правда, есть доля истины, но, на мой взгляд, это – огромное заблуждение, только искажающее восприятия большей части публики. Я получаю бесчисленное количество гневных и грубых комментариев в этом блоге относительно того, как я заблуждаюсь по поводу системы Micro 4/3 из-за «апертурной эквивалентности». Интересный факт: этот термин начал циркулировать в профессиональной среде, только когда популярность начали набирать камеры формата Micro 4/3… не слышал, чтобы его применяли в отношении DSLR-камер с матрицами APS-C. Уже походит на какое-то помешательство на этом понятии. В любом случае, предлагаю более тщательно изучить вопрос.

Несколько пояснений к понятию «апертура»:

• Максимальная апертура объектива – это диаметр относительного отверстия, открытого для прохождения светового пучка на входе в объектив при его апертурной диафрагме (устройство, состоящее из перекрывающихся лепестков, которые открываясь и закрываясь, регулируют количество проходящего через объектив света), полностью открытой. Точнее, это эффективный размер отверстия, который определяет угол раствора конуса, под которым лучи света входят в объектив. Размер (диаметр) апертуры, как правило, представляется в долях как отношение эффективной апертуры к длине фокусного расстояния объектива. Это «относительное отверстие» называют также f-стопом(шагом) или f-числом. Например, если максимальная апертура объектива с фокусным расстоянием 50 мм составляет 25 мм, это будет объектив с обозначением светосилы f/2 (Фокусное расстояние/апертуру=50/25=2). Сокращение f/2 означает, что размер апертуры равен фокусному расстоянию, поделенному на 2 (в данном примере – 25 мм). Отсюда – знак дроби в обозначении.

• F-число – ключевой компонент экспозиции. Интенсивность света, попадающего на пленку или сенсор, будет одинаковой у объективов с одинаковым f-числом, независимо от фокусного расстояния объектива или выбранного физического размера диафрагмы (апертуры). Если вы возьмете объектив 200 мм f/2.8 и 18 мм f/2.8, свет в них будет падать на матрицу с одинаковой интенсивностью… т.е.одно и то же число фотонов на единицу площади. Этот показатель, совместно с ISO и скоростью срабатывания затвора (величиной выдержки) позволяет определить, насколько яркой или темной будет картинка. Бóльшее численное значение f-числа означает меньшее апертурное отверстие (обратите внимание! Здесь всегда имеет место деление: маркировка объектива f/8 означает, что апертура составляет 1/8 длины фокусного расстояния), то есть на сенсор попадает меньше света.

• «Полный шаг» означает, что экспозиция удваивается или уменьшается вдвое. На каждом полном шаге диафрагма объектива уменьшает/увеличивает диаметр апертуры на число, равное корню квадратному из 2 (Для удобства используют округленное значение полного стопа — 1.4). Таким образом, между f/1.4 и f/2 – один полный стоп, равно как и между f/5.6 и f/8 (5.6 х 1.4 = 7.9, или ≈ 8).

• Глубина резкости: Глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) – это глубина изображения, оказывающегося в зоне фокуса. ГРИП зависит от трех моментов: длина фокусного расстояния, f-числа и фокусировочной дистанции (расстояния до предмета съемки). Все они напрямую связаны одно с другим. На самом деле, это работает таким образом, что, если вы компонуете кадр относительно предмета съемки одинаково, то все объективы дадут ту же ГРИП для того же f-числа на том же формате. Для наглядности представьте себе портрет, где нижний край кадра проходит чуть ниже линии плечей модели, а верхний – прямо по верхней точке головы. Если вы скомпонуете такой кадр объективом 50 мм при f/2, а затем отойдете НАЗАД на расстояние в два раза большее, чем предыдущее, и возьмете объектив 100 мм f/2, то ГРИП, или часть модели, находящаяся в фокусе, останется той же самой.

• Размытие фона: стпень размытости зоны, находящейся на заднем плане от предмета съемки. Использование объективов с по-настоящему широкой диафрагмой, такими как f/1.4, может привести к очень сильному размытию фона, тогда как предмет съемки будет оставаться предельно резким. Несмотря на то, что размытие фона связано с глубиной резкости, это далеко НЕ одно и то же. Размывание фона зависит от тех же трех факторов, что и ГРИП, но несколько по-иному. А именно: в то время как ГРИП определяется фокусным расстоянием, f-числом и фокусировочной дистанцией, то в отношении размытия фона можно все упростить до формулы: полностью зависит от фокусировочной дистанции и физического размера диаметра апертурного отверстия. Математики сейчас смогут себя проявить, заявив, что, поскольку физический размер диаметра диафрагмы можно выразить через фокусное расстояние и f-число, значит ГРИП и размытие фона – одно и то же… Но должен заметить, что здесь зависимость все-таки другая. Давайте вернемся к примеру из предыдущего пункта. При том, что на снимке, сделанном объективом 50 мм при f/2, и снимке, сделанном 100-миллиметровым объективом при f/2 с расстояния в 2 раза большего, чем в предыдущем случае, будет одна и та же ГРИП, можно увидеть, что размытость поля с объективом 100 мм будет сильнее. Почему? Дело в том, что, несмотря на то, что у объективов 50 мм f/2 и 100 мм f/2 f-число одинаковое, у 100-миллиметрового физический размер отверстия будет больше (50 мм в сравнении с 25 мм у объектива 50 мм f/2). Мы можем покопаться в причинах того, почему так происходит (главным образом, вследствие того, что, снимая объективом с бóльшим фокусным расстоянием, вы больше увеличиваете зону, находящуюся за пределами фокуса), но на практике удобно пользоваться следующим правилом: при съемке с одной и той же дистанции объективы с одинаковыми физическими размерами диаметра отверстия дадут сходное размытие фона.

Итак, что же, исходя из всех этих разглагольствований, показывает так называемая «апертурная эквивалентность»? Она имеет смысл сугубо для сравнения ГРИП данной комбинации данного сенсора и объектива с полнокадровым. То есть… вы можете умножить f-число на кроп-фактор и определить таким образом апертуру на фулфреймовой камере, с которой можно получить ту же ГРИП.

Таким образом, при съемке портрета камерой Micro 4/3 с объективом 25 мм f/1.4 при полностью открытой диафрагме f/1.4 я получу то же поле зрения, ГРИП и размытие фона, что и при съемке того же портрета с той же точки полнокадровой камерой с объективом 50 мм при диафрагме f/2.8. Поскольку кроп-фактор камер формата Micro 4/3 равен 2, мы имеем: 25 мм х 2 = 50 мм – объектив с таким фокусным расстоянием даст то же поле зрения; f/(1.4 х 2) = f/2.8 – апертура, дающая то же поле зрения. Также: 25 мм / 1.4 = 17.9 мм и 50 мм / 2.8 = 17.9 – физический размер диаметра апертурного отверстия одинаков, следовательно, размытие будет одинаковым при одном и том же расстоянии до предмета съемки.

Это означает, что при прочих равных условиях на сенсорах меньшего формата ГРИП, как правило, будет БОЛЬШЕ, а размытие фона МЕНЬШЕ, чем на камерах с бóльшими сенсорами. Эта формула сопоставления имеет практическое значение, поскольку на камерах с матрицами меньшего формата для получения того же поля зрения используют объективы с меньшим фокусным расстоянием, а следовательно, то же f-число означает меньшее по диаметру апертурное отверстие.

Общее количество света

И последнее въедливое замечание, которое любят высказывать в отношении «эквивалентности апертуры»: она показывает установки, которые не только дадут ту же картинку, но также и учитывают то же общее количество света, используемое при съемке изображения. Например, полнокадровый сенсор в четыре раза больше по площади, чем сенсор 4/3. Значит, при использовании объективов с одинаковым f-числом, а следовательно, при одинаковой интенсивности света (и одинаковой экспозиции), фулфреймовая камера использует для создания изображения общее количество света, в 4 раза большее, чем камера с матрицей 4/3, поскольку площадь сенсора у нее в 4 раза больше. Чтобы то же общее количество света попало на меньший по размеру сенсор, нужно использовать объектив со светосилой на 2 f-шага больше или выставить чувствительность ISO на 2 стопа ниже при более долгой выдержке. Поэтому часто говорят, что камеры с фулл-фреймовыми сенсорами имеют преимущество в 2 стопа по ISO по сравнению с матрицами Micro 4/3.

Однако в реальной жизни это правило не работает по линейному закону, поскольку маленькие сенсоры оказались более «светоэффективными», чем большие, и формула рассчета действует только в случае идентичности технологий, использованных в сенсорах. Если вы посмотрите на сравнение сенсоров DxO Mark, увидите, что у Olympus OM-D E-M5 показатели по ISO всего на приблизительно 1 2/3 стопа хуже, чем у полнокадровых Nikon D600 и Canon 5D Mark III, а не на 2, как можно было ожидать. Вы, конечно, можете подумать, что разница не такая уж и большая, но она говорит в пользу следующего:

При сравнении сенсоров разных поколений вся теория рассыпается, но ведь любители порассуждать об «эквивалентности» никогда не сопоставляют матрицы разных поколений. OM-D E-M5 не дотягивает до Canon 5D всего пол-шага, а до 5D Mark II – уже один полный шаг (эта камера вышла всего 9 месяцев назад). См. график выше.

Моя основная мысль: хотя и подразумевается, что качество картинки по показателям ISO при увеличении общего количества света, попадающего на матрицу, увеличивается в 2 х или в 4 х раза на ФФ, однако на практике это подходит только для приблизительного сопоставления размеров сенсоров и качества картинки, которое они дают; выстраивать же эквивалентность на одном только факторе размера не имеет никакого смысла, поскольку технологии слишком быстро совершенствуются с течением времени, и даже в камерах одного поколения могут быть принципиально разные по качеству сенсоры.

Почему «эквивалентность полному кадру» не играет никакой роли

А сейчас, после витиеватых объяснений относительно того, что такое эквивалентность… давайте попробуем разобраться, так ли она важна. Как она сказывается на качестве фотографий? На мой взгляд, если вы выбрали формат камеры, основываясь на ваших предпочтениях, ее соотнесенность с полнокадровыми камерами не играет ни малейшей роли.

Полный кадр – не магический формат для сравнения

Что меня больше всего коробит во всех этих разговорах об эквивалентности, так это то, что размер матрицы в 35 мм принимается за некий магический эталонный формат, с которым объективы проявляют свою «истинную сущность». А это абсолютно не так. Это мнение зародилось с распространением понятия «кроп-фактор», которое всего лишь было призвано помочь фотографам, привыкшим к формату 35 мм, сориентироваться при переходе на цифру, когда матрицы APS-C были практически единственной альтернативой. До того, как размер пленки 35 мм стал столь популярными, большинство профессионалов снимало на пленку бóльшего формата. Тогда 35 мм считалась мини-форматом. Тот же Ансель Адамс большей частью использовал камеры с соотношением 8х10 и 4х5 и пленку с размерами кадров намного больше, чем 35 мм. Если бы понятие «кроп-фактор» появилось тогда, формат 4х5 считался бы кропнутым по отношению к 8х10 с кроп-фактором 2х, а кроп-фактор 35-миллиметровых камер был бы 7.5!

И, хотя и тогда был некий снобизм по отношении к 35-миллиметровой пленке со стороны тех, кто предпочитал большой и средний форматы, но сейчас разговоров о разнице между полнокадровыми камерами и камерами меньшего формата со сменными объективами в разы больше. Нормальный объектив для камеры среднего формата 645 был 75 мм. Для 35 мм – 50 мм, для камер с матрицами APS-C – 30-35 мм, а для фотоаппаратов с сенсорами 4/3 – 25 мм. Почему мы не сравниваем все остальные камеры со среднеформатными 645? Тогда бы наш «фулфрейм» тоже оказался бы кропнутым? Получается, что 35-миллиметровые камеры стали «эталонным форматом» произвольно, а использование термина «кроп-фактор» для обозначения эквивалентности объективов – тенденция только последних лет, и в этом нет никакого практического смысла кроме того, как помочь ориентироваться тем, кто привык к одному формату и переходит на другой.

Если вы не отягощены грузом огромного опыта и не прониклись до мозга костей «ощущением» того, чтó из себя представляют то или иное фокусное расстояние или апертура на камере 35 мм, ПОЛНОСТЬЮ вычеркните для себя понитие «кроп-фактор». Для вас оно не будет значить ровным счетом НИЧЕГО. Зачем вам сопоставлять свою технику с камерой или форматом, которым вы не пользуетесь?

Преимущества полного кадра

До того, как я начну доказывать вам, что вопрос эквивалентности вообще нерелевантен, вы должны уяснить, что я ни коим образом не отрицаю наличия у полнокадровых матриц по-настоящему важных преимуществ по сравнению с матрицами меньшего формата. Они, действительно, есть, но только ОДНО из них имеет отношение к апертуре. Фулл-фреймовые камеры имеют следующие преимущества по сравнению с DSLR-камерами с матрицами меньшего формата и компактными системными камерами (КСК):

• Меньше шумов. Полнокадровая матрица со сходной технологией изготовления, что и меньшая по размеру матрица, даст изображение с меньшим коли

mirrorless1.livejournal.com

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *