Бардин иван павлович: Бардин Иван Павлович — Производственники и новаторы — Знаменитые новокузнечане
Бардин Иван Павлович — Производственники и новаторы — Знаменитые новокузнечане
Иван Павлович Бардин родился 13 (1) ноября 1883 г. в селе Широкий Уступ Антарского уезда Саратовской губернии. После окончания трёх классов начального училища и года домашней подготовки он поступил в Александровское ремесленное училище, где готовили квалифицированных слесарей, литейщиков, машинистов. Молодого Бардина вполне устраивало «ремесленное направление», иначе думала тетка по матери Александра Михайловна. Она предложила забрать документы из ремесленного и пойти учиться в Мариинское земледельческое училище, которое готовило управляющих помещичьими имениями.После окончания училища в 1903 г. И. П. Бардин стал студентом Ново-Александрийского сельскохозяйственного института, из которого был исключен в 1905 г. за участие в демонстрации против постановки антисемитской пьесы. В 1906 г. Иван Павлович поступил в Киевский политехнический институт, сначала на агрономическое, а затем на химическое отделение. Подготовку по металлургии он получил под руководством профессора В. П. Ижевского, который привил ему глубокий интерес к чёрной металлургии. Институт Бардин окончил в 1910 г., получив диплом инженера-технолога.
Не найдя на родине работу по специальности, молодой металлург в 1910 г. уехал в США в надежде обогатить свои знания и получить практический опыт на каком-либо крупном заводе, ведь американская металлургия была в то время наиболее передовой. Он получил работу на самом крупном и механизированном металлургическом заводе «Гери», но русский инженер с дипломом мог попасть на американский завод только в качестве рабочего. Бардина выручили отменное здоровье, большая физическая сила.
В 1912 г. И. П. Бардин вернулся на родину. Профессор В. П. Ижевский помог Бардину устроиться на Юзовский металлургический завод, на котором он работал до 1915 г. Здесь он встретился с доменщиком М. К. Курако, и этот талантливый самоучка стал вторым после профессора В. П. Ижевского наставником будущего академика.
В дальнейшем И. П. Бардин работал на других металлургических заводах юга России: Енакиевском (1915-1923 гг.), Югсталь (1915-1924 гг.), Макеевском (1924-1925 гг.), им. Ф. Э. Дзержинского в Запорожье (1925-1929 гг.). На всех предприятиях И. П. Бардин боролся за строительство крупных, полностью механизированных агрегатов, за внедрение самой прогрессивной техники.В марте 1929 г. Бардина назначили техническим директором Кузнецкстроя. Под его техническим руководством полностью построен Кузнецкий металлургический комбинат, в то время один из самых совершенных и больших металлургических заводов в мире. Вот как Бардин вспоминает о чувствах, охвативших его, когда он узнал о назначении: «Я был горд и преисполнен радости. Комплексное строительство представляло для меня огромный интерес.
Постройка целого завода американского типа у себя на родине — не об этом ли я мечтал всю жизнь, не к этому ли стремилась моя душа инженера! Да и для всякого инженера это явилось бы счастьем и идеалом..
Чтобы начать строительство, в первую очередь нужны были не только чернорабочие, но и чертёжники, механики, металлурги и строители, а также станки и материалы. Все это приходилось искать И. П. Бардину. В первую очередь для решения проблемы кадров он пригласил металлургов-куракинцев, которые уже начинали работу в Сибири. Из них удалось заполучить немногих: Г. Е. Казарновского, который стал правой рукой Бардина, П. Д. Зайцева. И. М. Демидова.
Затем были приглашены металлурги и строители, которых И. П. Бардин знал по работе на южных заводах. Особенно много желающих ехать на новую стройку нашлось на заводе имени Дзержинского. Так сформировался аппарат управления. Основной строительной силой стали спецпереселенцы, крестьяне из сибирских деревень, завербованные рабочие из европейской части России.
Для решения проблемы с материалами И. П. Бардин предложил максимально использовать местные ресурсы, создать свою хотя бы небольшую базу строительства. Иван Павлович такой базой считал Гурьевский завод. Он добился включения Гурьевки в состав Кузнецкстроя, и она после реконструкции стала давать металлоконструкции, литьё, узколитейные рельсы, метизы, огнеупоры.
В апреле 1929 г. был утвержден эскизный проект Кузнецкого завода, были размещены заказы в проектных организациях Ленинграда, Москвы, Харькова, однако трудно было иметь дело с разбросанными по стране организациями. По инициативе И. П. Бардина был создан свой проектно-конструкторский отдел, который увязывал работу проектных организаций, а некоторые проекты выполнял самостоятельно. Рабочее проектирование основных цехов Кузнецкого завода началось во второй половине 1929 г., а уже весной 1930 г. развернулось форсированное строительство. 1 мая 1930 г. была произведена закладка фундамента первой домны. Со второй половины 1930 г. начало прибывать оборудование, заказанное за границей, — экскаваторы, краны, трактора, автомашины, станки.
Инженер большого размаха, Бардин был способен управлять и действующим заводом, и стройкой, обладал ценными для руководителя чертами характера — умом, решительностью, прямотой, оперативностью. Меньше всего он сидел в конторе. У него вошло в привычку большую часть времени проводить на строительных площадках, самому видеть, как ведутся работы. С самого раннего утра его можно было увидеть на площадке. Маршрут обычно был один и тот же: сначала он спускался на будущий шамотный двор и через мартен отправлялся к домнам. Затем обходил группу механических мастерских. И только часов в 6 вечера появлялся у себя в кабинете и начинал заниматься делами производственного отдела, конструкторского бюро, заслушивал отчёты о ходе работ на участках.
При возведении завода И. П. Бардин исходил из идеи комплексного строительства завода, что существенно отличало Кузнецкстрой от других строек. Строительные работы начались по всему металлургическому циклу, не забывая о «тылах» основного производства, с тем, чтобы в кратчайший срок вслед за домной пустить мартеновские печи и прокатные станы, обеспечив каждый из этих агрегатов полноценным вспомогательным хозяйством. Он называл это «выдержать характер» и строить «завод, а не цех».
1 апреля 1932 г. первая кузнецкая домна была задута, через полтора суток пошел первый чугун. Вслед за первой печью через месяц пошла вторая. Вскоре выдал сталь мартен, затем вошёл в строй блюминг и рельсопрокатный стан. Достойной оценкой в создание Кузнецкого металлургического комбината и заслуженным признанием большой научной важности проделанной работы явилось присвоение в 1932 г. И. П. Бардину степени доктора технических наук. В этом же году он был избран действительным членом Академии наук СССР. Рабочие любовно называли своего главного инженера «академиком в полушубке».
Однако освоение мощностей на первых порах проходило неудовлетворительно. Одна за другой следовали аварии, которые вызывали длительные простои цехов и всего завода. Не ладилось с качеством продукции, с её себестоимостью. Причин было много, но главное состояло в том, что не хватало опытных инженерно-технических работников. Особенно плохо в период освоения работали домны, из-за того, что металлурги недостаточно были знакомы с качеством местных руд, углей, известняка. Пришлось И. П. Бардину заняться длительными и кропотливыми исследованиями материалов, разных режимов дутья и температуры, чтобы выяснить, в каких условиях домны смогут работать спокойно. Важную роль в этом отношении И. П. Бардин отводил и центральной заводской лаборатории, стремясь сделать её мозгом завода, штабом технического прогресса. Она стала действовать одновременно с пуском завода. Её исследовательские работы дали многое для определения параметров технологии, чего так не хватало заводу.
С ростом Кузнецкого металлургического комбината всё больше требовались грамотные инженерные кадры. Нужны были не просто технические работники, а специалисты высшего класса, способные разработать технологию производства металла. По инициативе И. П. Бардина в 1931 г. в Новокузнецке открылся Сибирский металлургический институт. И. П. Бардина часто можно было видеть в студенческих бараках, где проводились вечера вопросов и ответов, диспуты о будущем советской металлургии. В спорах и мечтах проявлялась удивительная картина будущего комбината, красивого города, имя которому — Новокузнецк. Он принимал активное участие в учебном процессе: читал лекции будущим сталеплавильщикам и прокатчикам, внимательно следил за становлением и ростом института, за строительством учебного корпуса и общежития.
Детищем И. П. Бардина является и научно-техническая библиотека КМК, которой после смерти академика было присвоено его имя. Во всём помогая библиотеке, И. П. Бардин требовал от неё активного участия в решении производственных задач. Давая инженерам задания, он одновременно поручал библиотеке подобрать соответствующую литературу. В библиотеке было создано бюро переводчиков, стал издаваться информационный бюллетень о новых статьях в советских и зарубежных журналах. По словам И. П. Бардина, библиотека стала главной инструменталкой завода, вооружавшей металлургов самым ценным инструментом — книгой.
Еще во время строительства КМК И. П. Бардин приступил к созданию научно-технического музея, основными задачами которого были пропаганда технических знаний, помощь металлургам в овладении техникой, организация экскурсий, выставок, конференций.
Постепенно решались проблемы комбината. К 1936 г. Кузнецкий металлургический комбинат был уже на полном ходу, были освоены и местные угли, и местные руды. Домны — главная забота И. П. Бардина — работали стабильно. Расширялись рудники, продолжал строиться и завод.
Ещё в 1932 г., после того как стали известны результаты разведок местной железной руды, показавшей, что запасы исчисляются многими десятками миллионов тонн, И. П. Бардин предложил строительство в Кузнецком районе нового металлургического завода. По его мнению, огромная продукция нового металлургического завода будет сама уходить в виде вагонов и паровозов. Рядом с металлургическим заводом Бардин предложил возвести паровозостроительный и вагоностроительный заводы. Вскоре было принято решение о постройке кузнецкого паровозостроительного завода и второго кузнецкого металлургического завода. Для строительства была выбрана площадка на правом берегу реки Томи. Начались изыскательные работы, готовились проекты, но строительство было законсервировано из-за нехватки средств.
В 1937 г. И. П. Бардина вызывают в Москву и назначают главным инженером ГУМПа Наркомтяжпрома. С 1938 г. он возглавляет технический совет Наркомтяжпрома СССР, становится членом Совета по металлургии и химии при Совнаркоме СССР, а с 1941 г. — Государственным советником Совнаркома СССР. В годы Великой Отечественной войны И. П. Бардин руководил работами, направленными на мобилизацию ресурсов восточных районов СССР для нужд обороны, возглавлял Уральский филиал Академии наук СССР, был основателем нескольких свердловских НИИ.
После войны его освобождают от работы в наркомате, чтобы он мог заниматься работой в Академии наук. При его участии развивалась тяжелая промышленность Казахстана и Западной Сибири, создавались Череповецкий, Карагандинский, Западно-Сибирский металлургические заводы. В 1943-1958 гг. И. П. Бардин преподавал в Институте стали им. И. В. Сталина. С 1944 по 1960 гг. был директором Центрального научно-исследовательского института чёрной металлургии. В 1960 г. этому институту было присвоено его имя.
И. П. Бардин награждён семью орденами Ленина. В 1942 г. работа Бардина по мобилизации ресурсов Урала была удостоена Сталинской премии первой степени. В 1945 г. за выдающиеся заслуги в деле проектирования, строительства и освоения крупных металлургических заводов и научные достижения в области металлургии ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1949 г. Бардину присуждена Сталинская премия первой степени за работы по интенсификации мартеновского процесса путём применения кислорода. В 1958 г. Бардин удостоен Ленинской премии за работы по созданию первых промышленных установок непрерывной разливки стали.
До последних мгновений своей жизни И. П. Бардин был полон сил и творческих замыслов. Он и умер на посту — на заседании Госплана СССР, через несколько минут после того, как закончил свою речь о перспективах развития советской металлургии. Это было 7 февраля 1960 г…
Когда въезжаешь в Новокузнецк со стороны вокзала, обращаешь внимание на три улицы, которые словно лучи расходятся в разные стороны. Одна из улиц – бывшая Центральная улица – решением горсовета от 9 февраля 1960 г. названа именем академика И. П. Бардина.1 сентября 1961 года на здании заводоуправления КМК (площадь Побед, 1) была открыта мемориальная доска «Здесь работал в 1929-1931 гг. главным инженером строительства и эксплуатации Кузнецкого металлургического комбината академик Иван Павлович Бардин».
1 августа 1967 г. на проспекте Металлургов напротив Дворца культуры КМК открылся бронзовый бюст академика Бардина скульптора С. Д. Шапошникова (изготовлен на Мытищинском заводе художественного литья).
В 1975 году на почтовых конвертах СССР появилась миниатюра с надписью «Новокузнецк. Памятник академику И. П. Бардину».Имя И. П. Бардина также носит научно-техническая библиотека КМК. С11 апреля 1984 года имя академика И. П. Бардина носит Кузнецкий металлургический техникум, а 1 марта 2021 года вышло постановление Правительства Кузбасса № 97 , подтверждающее присвоение Государственному профессиональному образовательному учреждению «Кузнецкий металлургический техникум» имени Бардина Ивана Павловича.
Звание «Почётный гражданин города Новокузнецка» присвоено И. П. Бардину посмертно 30 июня 2009 г. (решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.06.2009 г. № 17).
25 января 2013 года газета «Кузбасс» к юбилею области опубликовала рейтинг самых известных людей (событий / явлений) за 70 лет с момента создания Кемеровской области. В числе новокузнечан был назван И. П. Бардин.
12-16 ноября 2018 года АО ЕВРАЗ-ЗСМК и Сибирский государственный индустриальный университет провели Неделю высоких технологий «ЕВРАЗ Hi-Tech СибГИУ. #Bardin Week», посвященную 135-летнему юбилею академика И.П. Бардина.
Бардин, Иван Павлович | ИРКИПЕДИЯ
Иван Павлович Ба́рдин (1 [13] ноября 1883, с. Широкий Уступ Аткарского уезда Саратовской губернии Российской губернии — 7 января 1960, г. Москва, РСФСР, СССР) — выдающийся советский металлург, академик (с 1932) и вице-президент АН СССР, Герой Социалистического Труда (1945). Участник Конференции по развитию производительных сил Иркутской области в 1947.
Родился 10 ноября 1883, 13 ноября рождение было зарегистрировано православной церковью: у портного села Широкий Уступ Аткарского уезда Саратовской губернии Павла Дмитриевича Бардина и его жены Дарьи Михайловны появился сын, в соответствии со святцами он был наречён Иваном. В 1906 И.П. Бардин поступил в Киевский политехнический институт, сначала на агрономическое, а затем на химическое отделение, которое и окончил в 1910, специализировавшись по металлургии чугуна и стали под руководством профессора В. П. Ижевского, привившего ему глубокий интерес к чёрной металлургии.Начальное и среднее образование Бардин получил в ремесленном и земледельческом училищах. После окончания земледельческого училища в 1902 по настоянию родных, мечтавших, чтобы он стал агрономом, поступил в Ново-Александрийский институт сельского хозяйства и лесоводства, но был исключён за участие в революционном студенческом движении 1905. Работал на заводах в США (1910–1911) простым рабочим и до тонкостей узнал производство. Работал на металлургических заводах юга России: Юзовском (1911–1915), Енакиевском (1915–1923), «Югсталь» (1915–1924), Макеевском (1924–1925), имени Ф. Э. Дзержинского в Запорожье (1925–1929). В 1912 И.П. Бардин встретился с замечательным русским доменщиком М. К. Курако на Юзовском заводе. Эта встреча окончательно определила жизненный путь Ивана Павловича.
C 1929 по 1937 он главный инженер Кузнецкстроя, один из руководителей строительства Кузнецкого металлургического комбината. В 1932 за технические разработки и внедрение новых принципов в строительных технологиях И.П. Бардин был удостоен звания академика без учёта опубликованных научных трудов. С 1937 он находился на руководящих постах в чёрной металлургии (главный инженер главка, председатель Технического совета наркомата, заместитель наркома чёрной металлургии и др.), активно участвуя в разработке важнейших вопросов технической политики. С 1939 по 1960 директор Института металлургии АН СССР. В АН СССР он является заместителем председателя Совета по координации научной деятельности АН союзных республик и филиалов АН СССР. В 1940–1946 был во главе коллектива ученых, разрабатывавших проект строительства Череповецкого металлургического завода. С 1942 по 1960 вице-президент АН СССР. В годы Великой Отечественной войны руководил работами академии, возглавлял Уральский филиал Академии наук СССР, был основателем нескольких свердловских НИИ, направленными на мобилизацию ресурсов восточных районов СССР для нужд обороны. В 1943–1958 преподавал в Институте стали имени И. В. Сталина. С 1944 по 1960 директор Центрального научно-исследовательского института чёрной металлургии, носящего с 1960 его имя. C 1955 председатель советского комитета по проведению Международного геофизического года.
Был членом Главной редакции 2-го издания Большой советской энциклопедии. Депутат Верховного Совета СССР 1–5-го созывов (1938, 1946, 1950, 1954, 1958).
7 января 1960 на заседании в Госплане СССР у И.П. Бардина после доклада внезапно остановилось сердце. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Иван Бардин (фотогравюра) русского фотографа (20 век)
[]
Votre Sélection en Cours
средства массовой информации СМИ
модальный-турбо#открытый» title=»Добавить выбор в лайтбокс » >
актив—актив-электронная торговля#addSelection» data-asset—asset-ecommerce-url-value=»/fr/cart/add/selection» title=»Добавить в корзину» >
Иван Бардин (фотогравюра) русского фотографа (20 век)
{«событие»:»просмотр страницы»,»page_type1″:»каталог»,»page_type2″:»image_page»,»язык»:»fr»,»user_logged»:»false»,»user_type»:»электронная торговля», «nl_subscriber»:»false»}
{«event»:»ecommerce_event»,»event_name»:»view_item»,»event_category»:»browse_catalog»,»ecommerce»:{«items»:[{«item_id»:»STC394175″,»item_brand»:» другое»,»item_category»:»фото»,»item_category2″:»неопределенное_авторское право»,»item_category3″:»стандартный»,»item_category4″:»российский_фотограф_20-го_века»,»item_category5″:»not_balown»,»item_list_name»:»search_results» ,»item_name»:»ivan_bardin_photogravure»,»item_variant»:»undefined»}]}}
Все материалыImagesVidéo
Найдите в архивах Bridgeman en téléchargeant une image — faîtes glisser une image ici et clicker sur rechercher ci-dessous.
Veuillez noter que seuls les fichiers en basse définition doivent être téléchargés.
Результаты содержат уникальность точных соответствий.
Les images avec du texte peut ne pas donner de résultats, точные результаты.
Les détails Provenant d’une image плюс большие chercheront les détails соответствуют.
Выбор цветов
Ajoutez jusqu’à 5 couleurs et faites glisser les séparateurs afin d’ajuster la композиция
Добавить блок цвета
Фильтры
Добавить мотыльки для уточнения результатов поиска
Saisir un mot-clé et valider
Черчер
Tapez votre recherche
Титр
Артист
Техника
Заместитель консерватора
Права ТипСтандарт
Премиум
Золото
Année
Av J. CAP J.C
à
Av J.CAp J.C
Siècle
Av J.CAP J.C
à
Av J.CAP J.C
Classer parClasser par pertinenceClasser par PopularitéClasser par plus récentReférence du media Nom de l’artiste
Номер результатов на странице 306090
- ИЗОБРАЖЕНИЕ ИДЕНТИФИКАТОР
- STC394175
- Титр
- Иван Бардин (фотогравюра)
- Артист
- Русский фотограф (20 век) / Русский
- Место консервации
- Частная коллекция
- Техника
- фотогравюра
- Описание
- Кредитное фото
- Коллекция Стэплтона / Изображения Бриджмена
- Двигатель(и)-клей
- 20 век / Россия / Азия / c20e / фото сепия / фотография сепии / президент академии наук / Советский Союз / портрет / мужской / русский / СССР
Vous souhaitez cette image immédiatement ?
Товары, предназначенные для персонала и некоммерческих презентаций €40,00
Тиражи персонала, карты, кадо, диапорамы, референсы. Pas d’utilisation Commerciale, pas d’affichage public, pas de revente. Неповторимая уникальность использования.
Сайт Internet et réseaux Sociaux Персонал €45,00Affichage sur le web, réseaux sociaux, приложения или блоги. Pas d’utilization Commerciale ou Publicitaire. Права мира. Неповторимая уникальность использования.
Интернет-сайт ou réseaux sociaux de l’entreprise €175,00Affichage sur le web, medias sociaux, приложения или блоги. Pas pour la publicité. Права мира. Длительность 1 ан.
Редакция (журналы, журналы и журналы) — стандартная €80,00Impression et/ou версия digitale. Уникальность использования, рекламный формат, уникальность интерьера. Livres: une seule langue/un seul pays. Livres académiques: une seule langue/droits monde.Tirage jusqu’à 1500 экземпляров. 5 ан. Pas de droits Promotionnels inclus. Па де кувертюр.
Редакция (журналы, журналы и журналы) — étendu €240,00Impression et/ou версия digitale. Уникальность использования, рекламный формат, уникальность интерьера. Une seule langue. Livres: une seule langue/un seul pays. Livres académiques: une seule langue/droits monde. Tirage jusqu’à 5 000 экземпляров. 5 ан. Pas de droits Promotionnels inclus. Па де кувертюр.
Техническое обслуживание аккумуляторов и телезарядных устройств Добавить в корзину
Pour plus de détails, veuillez consulter notre page Часто задаваемые вопросы
Получение персональных данных
Коммерческое использование Другое
* Преном * Адрес электронной почты * Номер телефона * ПлатитАфганистанАландские островаАлбанияАлжирАмериканское СамоаАндорраАнголаАнгильяАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАвстралияАвстрияАзербайджанБагамыБахрейнБангладешБарбадосБеларусьБельгияБелизБенинБермудыБутанБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаОстров БувеБразилияБритания Территория Индийского океанаБруней-ДаруссаламБолгарияБуркина-ФасоБурундиКамбоджаКамерунКанадаКабо-ВердеКаймановы островаЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧилиКитайОстров РождестваКокосовые острова (острова Килинг)КолумбияКоморские островаКонгоКонго, Демократическая Республика Острова КукаКоста-РикаКот-д’ИвуарХорватияКубаКипрЧехияДанияДжибутиДоминикаДоминиканка РеспубликаЭквадорЕгипетЭль-СальвадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияФолклендские (мальвинские) островаФарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГватемалаГуамалаГернсиГвинеяГвинея- БисауГайанаГаитиОстров Херд и острова МакдональдСвятой Престол (город-государство Ватикан)ГондурасГонконгВенгрияИсландияИндияИндонезияИран, Исламская Республика ИракИрландияОстров МэнИзраильИталияЯмайкаЯпонияДжерсиИорданияКазахстанКенияКирибатиКорея, Народно-Демократическая Республика Корея, Республика КувейтКыргызстанЛаосцы Демократическая Республика ЛатвияЛиванЛесотоЛиберияЛивийская Арабская ДжамахирияЛихтенштейнЛитваЛюксембургМакаоМакедония, Бывшая Югославская Республика МадагаскарМалавиМалайзияМальдивыМалиМальтаМаршалловы ОстроваМартиникаМавританияМаврикийМайоттаМексикаМикронезия, Федеративные Штаты Молдовы, Республика МонакоМонголияЧерногорияМонтсер ratМароккоМозамбикМьянмаНамибияНауруНепалНидерландыНидерландские Антильские островаНовая КаледонияНовая ЗеландияНикарагуаНигерНигерияНиуэ Остров НорфолкСеверный Марианские островаНорвегияОманПакистанПалауПалестинская территория, оккупированнаяПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруФилиппиныПиткэрнПольшаПортугалияПуэрто-РикоКатарРеюньонРумынияРоссийская ФедерацияРуандаСвятая ЕленаСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСент-Пьер и МикелонСент-Винсент и ГренадиныСамоаСан-МариноСан-Томе и При ncipeСаудовская АравияСенегалСербияСейшельские островаСьерра-ЛеонеСингапурСловакияСловенияСоломоновы островаСомалиЮжная АфрикаЮжная Джорджия и Южные Сандвичевы островаИспанияШри-ЛанкаСуданСуринамШпицберген и Ян-МайенСвазилендШвецияШвейцарияСирийская Арабская РеспубликаТайванТаджикистанТанзания, Объединенная Республика ТаиландТимор-ЛештиТогоТокелауТонгаТрин Идад и ТобагоТунисТурцияТуркменистанТурки И Острова КайкосТувалуУгандаУкраинаОбъединенные Арабские ЭмиратыВеликобританияСоединенные ШтатыОтдаленные малые острова СШАУругвайУзбекистанВануатуВенесуэлаВьетнамВиргинские острова, Британские Виргинские острова, СШАУоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве
Сообщение Имя общества (применяется)Sujet
Тип запросаГенеральный запросDevis et recherche iconographiqueВопрос по использованию сайтаПосылать изображения(и)Посылать видео(и) 9 0003
Большой формат Plus доступен 2613 × 3504 пикселей 5 МБ Просмотрите все форматы
Тайл (пикселей) | Taille en 300 dpi | Taille du fichier (MB) | Achat en ligne | |
---|---|---|---|---|
Большой | 2613 × 3504 пикселей | 221 × 297 мм | 5 МБ | |
Мойен | 764 × 1024 пикселей | 65 × 87 мм | 1 МБ |
уже доказано другими.
.. Владимир Кудрявцев 2022 уже доказано другими… Владимир Кудрявцев 2022В школе Давыдова ты сам должен доказывать, а не «докладывать» то, что уже доказано другими…»
Владимир Кудрявцев, 31 августа 2022 г.
31 августа родился Василий Давыдов, известный педагог и психолог, продолжатель традиции культурно-исторической теории Льва Выготского.
В школе нужно учить думать
август – «давыдовский» месяц. Он заканчивается днем рождения Васильевича Давыдова. А потом – в школу. Его друг Владимир Петрович Зинченко шутил: вроде бы, родившись, он уже на следующий день пошел в школу. Мой Учитель был таким замечательным учеником – и в обычной школе, и в ШРМ – школе рабочей молодежи, которую окончил с золотой медалью.
В знакомом нам по фильму «Большая перемена» ШРМ он попал, как и большинство студентов: ему пришлось подрабатывать. И работал по совместительству лаборантом у академика Ивана Павловича Бардина, классика прикладной науки черной металлургии. И вот академик Бардин, распознав в будущем академике Давыдове задатки ученого-металлурга, настоятельно призвал его поступить в Институт стали и сплавов. Почти нет сомнений, что Давыдов поступил бы и, скорее всего, стал бы классиком металлургии. Но летом перед въездом в страну, когда он вовсю готовился, рядом отдыхала его семья. Узнав о планах Давыдова, взрослые в один голос воскликнули: «Вася, что за металлургия? Вы гуманитарий! Так Василий Давыдов оказался на философском факультете МГУ. В.П. Зинченко, будучи его однокурсником, вспоминал много лет спустя: «Я не помню случая, чтобы Вася не был готов к чему-то, будь то семинары по философии или истории партии». Феноменальная готовность к любой работе отличала В.В. Давыдов и позже. А также умение превратить любую работу в повод для размышлений и форму творчества.
Кем он был? Выдающийся психолог, мыслитель, педагог?
Несомненно, хотя сам себя считал специалист по мышлению, о чем он сказал в личной беседе со своим учеником из Риги Брониславом Зельцерманом, продолжившим работу РО (развивающего образования) в Латвии. Да, он неустанно посвятил себя изменению образа школы, но исходя из того, что «школа должна учить думать» (Е. В. Ильенков). Любая, не специальная, экспериментальная, развивающая. Иначе это не школа. Это значит, что именно школу, а не детей или взрослых в отдельности нужно учить думать. А главный «умный дом» — это школа мышления. Кого учить?
Квалификация «учитель» здесь узкая. Наиболее точным здесь является устаревшее слово «педагог» (примечательно, что оно укоренилось в лексиконе газеты «Вести образования» и Института образовательной политики «Эврика» и, таким образом, сохранилось для широкого употребления). В.В. Давыдов был воспитателем – «воспитателем» ума и сердца» (Н.Г. Чернышевский).
Это слово одновременно обозначает и творца, и воспитателя. Просветитель – в том первоначальном смысле, который ввел Просвещение. Просвещение – это не пропедевтика, не привитие и введение в систему элементарных знаний и умений из разных областей науки. Именно за это, кстати, В. В. Давыдов критиковал традиционную начальную школу, постаревшее, но все еще могучее детище Яна Амоса Коменского.
Просвещение — это, если угодно, «высший пилотаж» образования.
По мнению философа М.К. Мамардашвили, еще один студенческий друг В.В. Давыдовой, просвещение в просветленном смысле есть становление, зрелость, взрослость ума. Когда он становится «собственным разумом», обходясь без внешних авторитетов в поиске и принятии важных решений. Одним словом, просветление — это самосознательный, рефлексивный ум, т. е. интеллект.
Взрослость разума может не совпадать с паспортной зрелостью. Среди взрослых 21 века немало хорошо воспитанных и разносторонних, но совершенно непросвещенных людей, мыслями которых легко завладеть любой посторонний авторитет. И наоборот, можно и нужно создавать условия для созревания психики в начальной школе. Но не в обмен на полноценное детство ребенка, а для того, чтобы обогатить разум новыми возможностями, в соответствии с возрастом. В.В. стоял на том. Давыдов вместе со своим старшим коллегой, во многом педагогом Д.Б. Эльконин. Одна из первых обобщающих работ их коллектива, вышедшая 55 лет назад, в 1967, называлась «Возрастные возможности усвоения знаний (начальные классы школы)». Говорят, в книжных магазинах пожилые люди приходили на издание, не понимая подзаголовка…
Нам все доказано?
В.В. Давыдов создал новый подход к построению школьного образования, школы как формы общественной и индивидуальной жизни в целом. В давыдовской школе ученик имеет право потребовать от учителя доказательства, а учитель — ответить ему аналогичной просьбой. Школа В.В. Давыдов, помимо всего прочего, это еще и школа ВЗАИМНОЙ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. На этом строится наука, где люди доказывают истину не вещам — она уже в них есть, сформировалась или формируется (не будем углубляться в классические философские кантианско-гуссерлевские сюжеты). Истина доказывается другим людям, которые только приближаются к ней. В результате себе, кто на окраине. Давыдов говорил, что это относится и к взрослым, педагогам, которые не могут знать, как «общее отношение задачи», т. е. «сущность вещей», проявится в мышлении ребенка. И какие грани «сущности» могут неожиданно (одно из любимых слов Давыдова) приоткрыться. Это основа обучения основам науки – т.е. «мышление по профессии». Не только «по Давыдову».
В массовой школе мы наблюдаем лишь имитацию доказательства научных знаний. И возникает коварный, но неизбежный вопрос: изучаются ли «основы наук» в массовой школе?
Мы любим гордиться «научностью советского образования» задним числом. Недаром: Василий Васильевич этого никогда не отрицал. Несомненно, методическая подготовка была очень тщательной, тогдашние «предметники» глубже знали свой «предмет», который изучали в педагогических вузах под руководством выдающихся ученых – физиков, математиков, биологов, филологов (всего один пример: А.Ф. Лосев служил профессором Московского государственного педагогического университета имени В. И. Ленина, где были прекрасные физико-математические и другие научные школы), некоторые из ученых с мировым именем, такие как академик А.Н. Колмогоров, приложил руку к написанию школьных учебников, даже был инициатором школьных реформ, но…
«Все уже доказано до нас» — достаточно повторить. Так в школе мы все повторяли, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, не по велению «упрямого Галилея». Его «упрямство» основывалось на доказательствах. А как же те 35% россиян, которые придерживаются «отечественного» геоцентризма. Опрос проводился совсем недавно ВЦИОМ, который регулярно спрашивает респондентов, что вокруг чего крутится. Число спонтанных «оппонентов» Галилея с годами росло. Да, уровень образования катится под откос, да, пресловутый телевизор сжимает, уплощает картину происходящего вокруг «до панели» (раньше это было что-то более объемное — «ящик»), да, местечковая архаика мрак сменился глобальной туманностью картины мира. Но ведь респонденты тоже когда-то что-то «повторяли», возможно, даже с «доказательствами» из учебника или презентации учителя. Однако, по мнению философа Е.В. Ильенков, соратник и друг В.В. Давыдова, повторение часто бывает не «матерью», а «мачехой» учения. И «ослиная гавань», если продолжить «политкорректное» опущенное окончание поговорки.
А в школе Давыдова ВЫ, уважаемый ученик или уважаемый учитель, сами должны это доказать! А не «отчитываться» в том, что уже доказано другими. Гордость? Нет. Гордость — это когда вещают от лица науки, у которой на все есть готовые доказательства.
В.В. Не случайно Давыдов любил и настоятельно рекомендовал читать книгу математика, логика и историка науки Имре Лакатоса с говорящим названием «Доказательства и опровержения» (М., 19).67). Там история и логика развития математики разворачиваются в виде воображаемой дискуссии, участниками которой являются школьный учитель и его ученики. Вот, например, была доказана теорема о сумме углов многоугольника (этот пример любил приводить Василий Васильевич). И тут учитель предлагает мысленно просверлить тоннель в многоугольнике: сработает ли теорема? Студенты вступают в настоящую интеллектуальную битву, которая заканчивается заключением мира дорогой ценой: теорема работает! А учитель провоцирует дальше.