Йозеф судек: Йозеф Судек: живой свет

Йозеф Судек

Йозеф Судек, более известный, как Поэт Праги — самый выдающийся чешский фотограф, сторонник жанра субъективной фотографии.

“Мне не нравятся дискуссии о том, является ли фотография искусством. Хотя я думаю, что, если бы это было просто ремесло, я бы не стал заниматься этим всю жизнь.”

Детство и Юношество

Он родился 17 марта 1896 года в Австро-Венгерской империи в провинциальном городке Колин. Спустя год после рождения Йозефа на свет появилась его младшая сестра — Божена.

Судьба будущего фотографа была очень непростой с самого детства. Когда ему было 2 года, Вацлав, его отец, работавший декоратором и художником, умер от воспаления легких. Мама Йозефа, Йоанна, оставшись с двумя младенцами на руках, решила переселиться поближе к своим родственникам.

Переехав в Чехословакию, жизнь семьи Судеков стала чуть легче, благодаря помощи от родичей. В 1908 году 12-летний Йозеф закончил обычную школу, а спустя пару лет и школу искусств.

В 1910-м году Йозеф попадает в столицу Чехословакии — Прагу. Как потом окажется, он попал в город, с которым свяжет всю свою жизнь и творчество. Юноша никогда не был любителем и фанатом школьного образования, однако по своей натуре являлся любознательным, любил читать книги и познавать искусство. И, вскоре, после переезда он стал воспитанником известного переплетчика Франтишка Йерманна. Тогда же он впервые связался с фотографией, однако для него это было лишь хобби, которым он любил заниматься на досуге. Но его сестра Божена, твёрдо решила стать профессионалом в этом деле. Из-за семейных связей её в молодом возрасте приняли на работу в хорошую фотостудию. Там она обучилась фотографии и базовой корректировке.

Йозеф Судек и военный опыт

Спустя три года Йозеф закончил обучение по делу переплетчика, получил аттестат этой Гильдии и работал по профессии. Однако, очень скоро во всем мире началась одна общая трагедия — первая Мировая война. Зимой 1915-го года, когда Судеку было 18 лет, его призвали на фронт, он выступал на стороне австро-венгерской армии. Несмотря на ужасные и трагичные условия Йозеф не потерял энтузиазма: на фронте он встретился с другими рядовыми, которые тоже занимались, или просто увлекались фотографией. Так получилось, что на выходе с военного времени, у Йозефа собралось целых три альбома с фотографиями тех событий. В его работах очень тонко и чётко передается атмосфера и дух того времени. Видно, что автор сам был частью той ситуации и смог передать ее точь-в-точь.

Но война напрямую коснулась самого Судека. Во время одиннадцатой атаки итальянской армии собственная артиллерия при обстреле ранила в руку Йозефа.

“Я потерял руку во время одиннадцатой атаки. Нам скомандовали «Вперед», и, когда мы бросились в атаку, наша собственная артиллерия начала стрелять. Я закричал «Ложись!», но никто меня не слушал. Лежа на земле, я почувствовал, что мне в руку как будто попал камень. Начал оглядываться, но все, кто бежал вперед, были уже убиты. Я пополз обратно к нашим окопам, соскользнул вниз. Тут рука начала болеть, и я потерял сознание”, — позже комментировал ту ситуацию Судек.

Соратники быстро унесли тело раненого Йозефа в ближайший домик. Изначально рана была не самой серьезной, но из-за отсутствия сиюминутного врачебного вмешательства началась гангрена. И после двух месяцев мучений доктора были вынуждены отнять правую руку Судека.

Дальше Йозеф попадает в военные госпитали, по которым скитается три года. Чтобы хоть чем-то заниматься, он начинает фотографировать солдат, лежащих вместе с ним.

“Щелкать затвором можно и одной рукой” — в тот момент подумал Судек.

Первые награды и послевоенный период

Скорее всего его человеческая отстраненность и галантность к людям пошли именно с того момента. Во всех его работах с госпиталей люди всегда являются безликими, немного размазанная композиция, этим Судек подчеркивал то, что в каждом отдельном человеке скрывается общая боль и утрата того времени.

После окончания военных действий, как такового предназначения Йозеф не имел, поэтому часто путешествовал в сторону своего родного города Колина. Именно там он сделал фотографию местности над Эльбой.

С помощью данного кадра Судек получает награду на своей первой же фотовыставке.

В то время молодому Йозефу приходилось жить лишь на пенсию по инвалидности, которой ему, естественно, не хватало. Однако один человек из департамента инвалидов-военных устроил его на должность фотографа-любителя, откуда тот тоже получал небольшую стипендию.

Работу в послевоенное хаосное и беспорядочное время найти было почти нереально. Даже у здоровых людей были с этим проблемы, не говоря уже об инвалидах. В этот момент Йозеф принимает решение начинать зарабатывать, устраивая людям фотосессии, потому что другого пути у молодого безработного юноши не было. Но к сожалению, образования фотографа Судек не имел, а в то время без документа постоянную работу, а соответственно и доход, найти было нельзя.

Обучение фотографии

Тогда он принимает решение получить удостоверение по этой профессии и в 1922 году его зачисляют в полиграфическое училище на отделение фотографии, где преподавателем является К.  Новак. Также изучив помимо фотографии методику светописи, Йозеф получает диплом фотографа ателье.

На момент окончания училища Судек уже был участником любительского фотоклуба. Разноплановые фотографы часто собирались, чтобы вместе поработать или обсудить интересующие темы. Это было время, когда в фотографии правил жанр пиктореализма. Но Йозеф быстро остыл к подобным представлениям мира через снимки, ему хотелось чего-то более реального и передового. После нескольких стычек по поводу работ в разных жанрах, Судека вместе с его другом Функе исключили из этого клуба. Но это никак не убавило их тяги к «чистой фотографии», поэтому они вдвоем открывают Чешское фотографическое общество.

Жизнь Йозефа потихоньку преображается: у него появляются деньги, любимая работа, возможность путешествовать по разным странам Европы, много знакомых из сферы искусств.

Италия и перемены в сознании

В 1926-м году приятели Йозефа из симфонического оркестра пригласили его поехать с ними в Италию на турне. Проехав Милан и множество городов до него, они подобрались вплотную к месту, где Судек воевал и был ранен.

“Я ушел прямо с концерта, должен был уйти. Я потерялся в темноте, но мне нужно было найти это место. Вдали от города, на поле, умытом утренней росой, я наконец-то нашел его. Но моей руки там не было — только бедный фермерский домик, сюда меня занесли после ранения… Я вернулся в Прагу пару месяцев спустя. С тех пор я никуда больше не ездил — и не поеду. Что мне искать, если я не нашел того, что хотел?” — говорил об этом Йозеф.

В тот момент его сознание повернулось вспять: он будто разочаровался и отстранился от жизни. С его будущих работ почти полностью пропал образ человека, несмотря на то, что до этого он постоянно фотографировал в жанре портрета. Этот инцидент, замкнувший Йозефа внутри самого себя, возможно, подарил миру самого аутентичного и отчужденного фотографа в истории.

После возвращения из турне по Италии в 1927-м году Йозеф наконец-таки покупает себе небольшое помещение под собственное ателье. Всю свою оставшуюся жизнь чех проводит именно там. Позже данное культовое место станет одной из главных достопримечательностей Праги и всей Чехии.

Сборник снимков Свяого Вита, Успехи в творчестве, II Мировая

И спустя год Йозеф презентует свою первую, по-настоящему большую, работу свету. Это была серия фотографий, которая освещала реконструкцию собора Святого Вита. Он начал ее еще до поездки в Италию и закончил только в 1928 году.

Этот сборник работ подарил Йозефу локальную известность, он получил много новых клиентов. С ним начали советоваться по поводу рекламы и каких-то коммерческих фотографий.

У Судека появляются деньги, в которых он безумно нуждался еще чуть раньше. В это время Йозеф начинает жить абсолютно творческой жизнью художника. С утра и днём он фотографирует натюрморты в своём небольшом ателье, или пейзажи в маленьком саду за домом. Каждый вечер он проходил большие расстояния по Праге, фотографируя произведения архитектуры, знаменитые здания города или обычный старый гранж районов.

Но потом в Европе началась Вторая Мировая война. Немецкие нацисты прошли по центральным улицам любимого города Йозефа. Сам Судек уже, естественно, был не в состоянии участвовать в войне. Кроме того, его излюбленный ритуал прогулок по вечерней Праге был также разрушен. По этим причинам Йозеф уходит в еще большую глубь своего одиночества внутри своей старой фотостудии.

Работа в жанре натюрморта

Там он предпринимает попытки сфотографировать неживое, рассказав его историю зрителю. Он фотографирует всё, что попадает ему под руку: яблоки, вазы, цветы, яйца…

Он находит свой собственный неповторимый стиль натюрморта. Для обычных сторонних людей разные предметы выглядели как простые неживые объекты. Однако Йозеф через свои снимки пытался поведать историю каждой вещицы, он связывал их с людьми и их судьбами, моментами и впечатлениями.

После окончания войны Йозеф в своем привычном образе “однорукого человека со штативом” вернулся на привычные места Праги. Образ Поэта Праги будет жить в лице Судека и после его смерти.

В середине двадцатого века на Йозефа обрушилось очень много признаний и наград: его слава простиралась от родной Праги до всего остального мира. В 1956-м году в честь его 60-летия был выпущен сборник с 232 снимками фотографа. Но сказать, что эта монография получилась успешной, вряд ли можно: у зрителей впервые не откликнулось его творчество. Многие называли его натюрморты слишком безжизненными, угрюмыми. Кто-то говорил, что Йозеф сам не до конца знал смысл своих работ.

Закат карьеры, Последние годы жизни

На закате карьеры Йозефа его ассистенткой работала его родная сестра Божена, которая также была настоящим профессионалом этой отрасли. Все работы их совместного периода творчества семья называла общими. За это время они накопили 21660 фотографий, которые по их собственному завещанию перешли в руки галерей, библиотек и академий искусств по всему миру.

Йозеф Судек умер в сентябре 1976-го года. В памяти современников он остается одним из самых влиятельных фотографов 20-го века. Он был награжден званием “Заслуженного деятеля искусства” и орденом Труда. Он стал настоящей легендой и культовой личностью всей Чехии. Его образ и его полотна навсегда вошли в историю этой страны. Однако, сам Йозеф не верил, что через года люди будут восхищаться его старыми работами:

“Я не перестаю удивляться молодым людям, которые проявляют интерес к моим фотографиям. Я могу объяснить это только определенной тягой к романтизму, к старому доброму мастерству. Но это пройдёт и через несколько лет сфера их интересов переместится в другие области. Предсказания всегда рискованны. Критики моего поколения никогда не воспринимали фотографию как самостоятельный вид искусства, сегодня всё по-другому.”

75 Фотографий Йозефа Судека

https://eurasia-photo.com/wp-content/uploads/2022/08/sudek.jpg 1496 1080 Assosiation of Photographers Eurasia Assosiation of Photographers Eurasia https://secure. gravatar.com/avatar/09c6efbbb7bdfcd788709286d45beeee?s=96&d=wp_user_avatar&r=g

В ожидании света. Шедевры светописи Йозефа Судека в Париже

КалендарьПариж Франция

№44

Материал из газеты

Мария Сидельникова

07.06.2016

Йозеф Судек. Пейзаж Мельника. Чехия. 1956. Серебряно-желатиновая печать. 8,8 х 28,7 см / National Gallery of Canada, Ottawa. Gift of an anonymous donor, 2010 ©Estate of Josef Sudek

Удивительные, наполненные светом снимки Йозефа Судека (1896–1976) часто можно повстречать на групповых выставках, тогда как персоналок фотографа было незаслуженно мало. Мир за моим окном — это редкая возможность составить полную картину поэтичного и печального мира Судека, который стучался в окно его мастерской, распускался и увядал в его саду и с которым он встречался в переулках его любимой Праги — лучшего личного фотографа у нее с тех пор так и не появилось.
Из чешского городка Колин в Прагу Йозеф Судек переехал в возрасте 14 лет. Работал переплетчиком, увлекался фотографией, а потом случилась Первая мировая война, он ушел на итальянский фронт и вернулся оттуда без правой руки, но с еще большим желанием снимать. Ведь затвор, как он любил повторять, можно нажимать и одной рукой. Перед тем как запереться в 60 кв. м своей мастерской, одну из первых серий он снял в хосписе для ветеранов

Invalidovna — Судек фотографировал таких же искалеченных войной, как и он сам. К ранним работам относятся и кадры реставрации собора Святого Вита.

Судек начинал как пикториалист, ставя фотографию на одну ступень с живописью и графикой в стиле ар-нуво, а сейчас видно, что даже выше. Ненадолго увлекся конструктивизмом, мода на который не обошла стороной и чешских авторов, но в итоге пришел к классической светописи. Чистота его снимков поражает взгляд. Достигалась она во многом благодаря печати и долгой экспозиции — за время, что он выдерживал кадр, можно было дважды выпить кофе, хотя сам он всегда пил чай. Судек был одержим качеством. Пигментная и контактная печати, использование полутоновых растров — на 1940-е годы пришлись его эксперименты с техническими возможностями фотографии.

А вот техническое совершенствование камер он как будто не замечал — напротив, чем ближе к нему подбирался прогресс со своей многофункциональной Leica, тем увлеченнее он снимал на громоздкие старые машины. На мир за окном Судека можно смотреть, кажется, часами: пробираться взглядом сквозь капли на запотевшем стекле, по-кошачьи щуриться единственному лучу света, продравшемуся через едва приметную щелочку, видеть тени, а не людей, дорисовывать тех, кто остался за кадром, и рассаживать их на пустые скамейки.

Подписаться на новости

Национальная галерея Же-де-Пом Йозеф Судек. Мир за моим окном. Йозеф Судек

Открытое письмо сотрудников Третьяковки Зельфире Трегуловой

Мы получили письмо сотрудников Третьяковской галереи со словами благодарности теперь уже бывшему директору и решили откликнуться на просьбу его опубликовать

15. 02.2023

Эрмитаж раскрыл обстоятельства приобретения «Острова мертвых» Арнольда Бёклина

Средства на выкуп полотна музей искал около трех лет, в итоге работа была приобретена благодаря целевому пожертвованию. Имена спонсора и бывшего владельца не разглашаются, однако известно, что 40 лет назад картину предлагали Пушкинскому музею

22.02.2023

Найдены археологические свидетельства восстания, упомянутого на Розеттском камне

Во время раскопок холма Тель-эль-Тимай на севере Египта обнаружили следы подавленного восстания против династии Птолемеев

07.02.2023

Новым директором Третьяковской галереи назначена Елена Проничева

Зельфира Трегулова, возглавлявшая главный музей национального искусства восемь лет, покидает должность в связи с истечением срока трудового договора

09.02.2023

Две семьи Шаляпина под одной крышей в Москве

К 150-летию певца два его мемориальных музея, московский и петербургский, открыли выставку «Шаляпин. Путешествие из Санкт-Петербурга в Москву», где в том числе можно видеть картины знаменитых русских художников из коллекции артиста и его скульптуру

15.02.2023

Объявлен лонг-лист ХI Премии The Art Newspaper Russia

Наша газета составила традиционный список номинантов на ежегодную премию за 2022 год в пяти категориях: музей, выставка, реставрация, книга, личный вклад. Знакомьтесь с ее лонг-листом, а также с лауреатами специального приза

13.02.2023

Главные выставки весны

Среди выставок, которые открываются в новом сезоне в Москве и Санкт-Петербурге, мы советуем обратить внимание на проекты, посвященные панк-культуре, бухарским евреям и русскому балету

03.03.2023

Josef Sudek — 115 работ, биографии и выставок на Artsy

527 подписчиков

Bio

Жизнь Йозефа Судека, прерванную двумя мировыми войнами, сформировалась и стала одним из ведущих фотографов Чехии 20-го века. Работая в основном в одиночку, он бродил по улицам Праги и окрестностей с широкоформатной камерой. The …

Посмотреть все прошедшие выставки и выставочные стенды

Обзор

Работы на продажу (52)

Результаты аукциона

Избранные работы

  • Название художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название произведения

    Партнер

  • Имя художника

    Название искусства

    Партнер

  • Название художника

    Название выставки и еще 10

    Групповая выставка в крупном учреждении

    Museum of Sample Art (Example) и еще 33

    Собраны крупным учреждением

    Пример и еще 5

    Достижения

    Активный вторичный рынок

    Последние результаты аукционов в базе данных Artsy Price.

    Рекорд аукциона

    85,0 млн долларов США, Phillips, 2022

    Художественные партии

    Продажа работ из вашей коллекции

    Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.

    Отправить сейчас

    Iconic Collections

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • Работы на бумаге

      От $500

    • 10003

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    • Works on Paper

      From $500

    Works For Sale

    • Artist Name

      Artwork Title

      Partner

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название произведения

      Партнер

    • Имя художника

      Название искусства

      Партнер

    • Название художника

      Имя художника

      Название работы

      Партнер

    Статьи

    • Какой-то художник

      Местоположение

    • Некоторый художник

      Местоположение

    • Некоторые художники

      Расположение

    • . Исполнитель

      Местоположение

    • Некоторый исполнитель

      Местоположение

    Похожие исполнители

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    • Имя исполнителя

      Национальность, р. 9999

    Йозеф Судек — Энциклопедия Нового Света


    Йозеф Судек (17 марта 1896 – 15 сентября 1976) был известным чешским фотографом, получившим прозвище «Пражский поэт».

    Родившись, когда Богемия была королевством в составе Австро-Венгерской империи, он научился переплетному делу, но после травмы, полученной во время Первой мировой войны в 1916 году, которая привела к ампутации правой руки, он занялся фотографией. Неспособность принять норму и предписанные рамки художественного стиля и формы сопровождала его всю жизнь.

    Ампутация руки была для него травмирующим опытом, и казалось, что фотография была формой искупления, поскольку она позволяла ему заглянуть за пределы жизни одиночества в жизнь собратьев и их окружение.

    На его фотографиях мало людей, и меланхолия — это подпись всех. Он усердно работал, чтобы компенсировать свои физические недостатки, и был очень терпелив, движимый стремлением к совершенству.

    Его стиль демонстрирует черты импрессионизма, сюрреализма, магического реализма, неоромантизма, авангарда и движения чешского поэтизма, но центральное место в нем занимает разнообразие световых значений в нижней части тональной шкалы и представление свет как субстанция, занимающая собственное пространство. Работа Судека впервые появилась в Америке в 1974.

    Содержимое

    • 1 срок службы
      • 1.1 Кризис, изменивший жизнь
    • 2 взгляда на характер Судека
    • 3 Стиль
      • 3.1 Чешское поэтическое движение
      • 3.2 Художественная эволюция
      • 3.3 Рекламная и рекламная фотография
    • 4 Судека в финиках
    • 5 Примечания
    • 6 Каталожные номера
    • 7 Внешние ссылки
    • 8 кредитов

    К концу жизни его заклеймили как одиночку и чудака; классическая музыка и его знаменитые друзья-художники и поэты составляли ему компанию. Он пережил несколько политических режимов, но всегда придерживался собственного взгляда на искусство, не обращая внимания на прихоти и моду того времени. Он никогда не стремился быть в центре внимания и в основном занимался тем, что его интересовало. За свою жизнь он опубликовал 16 книг и оставил после себя более 20 000 фотографий и вдвое больше негативов, большая часть которых так и не была опубликована.

    Йозеф Судек никогда не был женат. Он умер в 1976 году в возрасте 80 лет.

    Мемориальная доска в честь Йозефа Судека возле его бывшей мастерской в ​​Праге королевство в составе Австро-Венгерской империи, отцу-маляру. Его отец отдал его в ученики к переплетчику, и в этой обстановке он также начал заниматься фотографией. Отец умер вскоре после этого, и семья боролась с бедностью, но воспоминания Йозефа о детстве были очень теплыми. Он был очень близок со своей сестрой Боженой, которая помогала ему по хозяйству даже во взрослом возрасте.

    Судек был призван на Первую мировую войну в 1915 году и служил на Итальянском фронте, где получил осколочное ранение в правую руку. Из-за осложнений ему ампутировали руку по плечу; ему был 21 год. Затем последовали три года выздоровления в пражском госпитале для ветеранов, где Судек проводил время, фотографируя своих товарищей-пациентов; это ознаменовало его официальный вход в область фотографии. Примерно в этот период он выпустил несколько альбомов фотографий, в том числе пейзажи, показывающие разрушения, нанесенные войной.

    Когда он смог вернуться к нормальной жизни вне системы здравоохранения, он поселился в Праге и зарабатывал на жизнь фотографией на заказ, чтобы дополнить свою пенсию по инвалидности. Он познакомился с чешским фотографом-авангардистом Яромиром Функе, который стал его хорошим другом, и вступил в Клуб любительской фотографии. В 1922 году он начал формальное образование по своему новому призванию в Пражской школе графических искусств. Его учителя, ведущие чешские фотографы-традиционалисты, такие как Карел Новак, познакомили его с самым влиятельным американским фотографом двадцатого века Эдвардом Уэстоном и его пикториализмом с мягким фокусом.

    Но в значительной степени это была работа Кларенса Уайта, который использовал свет и тень, чтобы вызвать трехмерное настроение и виртуальное свечение от бликов, которые можно различить в ранних работах Судека. Судек также является соучредителем профессиональных ассоциаций, таких как Photoclub Prague и Чешское фотографическое общество.

    Вместе с другими ведущими молодыми фотографами он вскоре отказался от традиционного — «живописного» — подхода и принял модернистские взгляды. За это его и Функе уволили из фотоклуба «Прага». В ответ они сплотили фотографов, разделявших их модернистские взгляды, и в 1924 году образовали «Авангардное чешское фотографическое общество», которое сосредоточилось на негативе. Тем не менее, свет продолжал творить чудеса с Судеком на протяжении всей его карьеры. Он восхищался Функе за его знание права, медицины и философии; этот человек, ровесник Судека, с его острым, всесторонним умом дал толчок многим смелым начинаниям Судека.

    Вторжение нацистов в 1939 году во многом остановило культурную жизнь Праги; Точно так же Судек сделал шаг назад, чтобы подумать о своей работе, и обнаружил контактные отпечатки. Он почти отказался от негатива и вместо этого расширил границы использования бумаги для печати и эффектов. В то время идеал печати, особенно в Америке, олицетворяли «натуральные фотографы», такие как Ансель Адамс. Судек дистанцировался от этой техники и начал использовать очень темные и часто низкоконтрастные изображения. Почти вся его последующая работа — коммерческая и личная — представляла собой контактные отпечатки с негативов. Картины часто опирались на ограниченные тональности; они были темными, мрачными и очень субъективными, как будто жизни его подданных, людей или нет, должны были быть защищены от внешнего мира. Критики ругали его за этот отход от нормы.

    Йозеф Судек за работой

    После Второй мировой войны он нанял помощницу Соню Буллати, молодую чешскую еврейку, пережившую нацистские концлагеря. В то время как ее босс был полон энергии и почти трудоголик, она все еще не оправилась от травмы Холокоста, но она приспособилась к его темпу, чтобы заниматься фотографией. Именно Буллати вынес работы Судека за железный занавес и сохранил более 300 подборок его гравюр, которые он продолжал посылать ей после того, как она эмигрировала в Америку.

    В начале 1950-х компания Sudek приобрела панорамную камеру Kodak 1894 года выпуска, объектив которой с пружинным приводом позволял делать большие негативы размером 10 см x 30 см (4 дюйма x 12 дюймов) и делал почти 300 панорамных изображений Праги, которые были опубликовано под названием Панорамы Праги, в 1959 году. Как и большинство его книг, оно было опубликовано только в его родной стране.

    Индивидуализм Судека не прижился при коммунистическом режиме Чехословакии. К счастью, сильные художественные традиции страны позволили ему практиковать свое искусство через индивидуалистов, которые поддерживали его работу, и она продолжала публиковаться. Он был первым фотографом, удостоенным в стране звания «Заслуженный художник». Его сгорбленная фигура, привязанная к громоздкой деревянной треноге, была настоящим зрелищем в Праге. Он никогда не уставал от своей работы и работал непрерывно до 80 лет, когда он скончался. Судек никогда не был женат.

    Кризис, изменивший жизнь

    В 1926 году Судек отправился обратно в Италию с группой друзей, которые были музыкантами Чешской филармонии. Эта поездка привела его совсем близко к тому месту, где его жизнь была разрушена почти десятью годами ранее. Оставив своих друзей посреди концерта и блуждая, как в трансе, пока не достиг места, где произошла его травма, он оставался там два месяца. Его друзья даже предупредили полицию, когда не смогли его объяснить. Наконец, достигнув катарсиса, но навсегда отчужденный, он вернулся в Прагу, где погрузился в свое искусство.

    Соня Буллати воспроизвела описание Судека его одиссеи следующим образом:

    Когда музыканты Чешской филармонии сказали мне: «Йозеф, пойдем с нами, мы едем в Италию играть музыку, — сказал я себе, — ты дурак, вы были там, и вы не наслаждались этой прекрасной страной, когда служили солдатом в армии Императора». Вот и отправились с ними в эту необычную экскурсию. В Милане у нас было много аплодисментов и одобрения, и мы путешествовали по итальянскому сапогу, пока не пришли к этому месту — мне пришлось исчезнуть посреди концерта; в темноте я заблудился, но мне пришлось искать. Далеко за городом, на рассвете, в полях, омытых утренней росой, я наконец нашел это место. Но моей руки там не было — только бедный крестьянский дом все еще стоял на своем месте. Они втянули меня в это в тот день, когда мне прострелили правую руку. Они так и не смогли собрать его снова, и в течение многих лет я ходил из больницы в больницу, и мне пришлось бросить переплетное ремесло. Филармонисты… меня не упрекали, но с тех пор я больше никуда не ходил и не поеду. Что бы я искал, если бы не нашел то, что хотел найти? [1]

    С этого момента фотографии Судека изменились. Те, что были выпущены с 1920 года до года его кризиса, заметно отличаются от тех, что были выпущены позже, как по стилю, так и по содержанию. В его ранних работах содержание было туманным; серия его товарищей-инвалидов из госпиталя ветеранов изображала призрачные силуэты, окутанные облаками света. На других фотографиях того же периода использовался мягкий фокус, часто на удаленных объектах.

    После опыта в Италии в 19В 26 лет Судек, казалось, открыл для себя новый личный стиль и полностью раскрыл свои творческие способности. Он больше не использовал туманность, которая сопровождала его более ранние работы. Он направил свою преданность и преданность делу фотографирования города Праги, создавая запоминающиеся ночные пейзажи и панорамы города. Он также фотографировал лесной пейзаж Богемии, создав некоторые из своих самых захватывающих сцен.

    Знакомство с характером Судека

    Йозеф Судек никогда не посещал свои дебюты. Он сделал только одно исключение, в городе Роуднице, так как хотел посмотреть, как висят фотографии. Осмотрев дисплей и выразив одобрение, он удалился на верхний этаж, чтобы посмотреть сверху. Однако он поддерживал дружеские отношения; среди прочего, с доктором Питером Хелбихом, который назвал его «начальником», на что Судек ответил «студентом». Гельбих приписывал меланхолию Судека потере руки, но в то же время чувствовал, что, если бы не его инвалидность, он не смог бы развить в себе художника. [2]

    Когда друзей не было рядом, Судек слушал успокаивающую музыку, особенно чешского композитора Леоша Яначека (1854–1928). В течение многих лет он посещал родные Яначека Хуквальды в восточном регионе Чешской Республики, Моравии, чтобы запечатлеть как уникальное очарование этого места, так и характер композитора с помощью фотографий сельской местности, города и дома композитора. Он проводил еженедельные вечера классической музыки для своих друзей, опираясь на свою обширную коллекцию пластинок.

    Он как-то сказал об отношениях между художником и средой: «…окружение влияет на человека, даже если ты его проклянешь, оно повлияет на тебя. От него не вырваться». [3] Он осознавал непосредственную связь между художником и предметом его искусства. Чего он не знал, так это того факта, что художник имеет право преобразовывать объект силой своего воображения и степенью своего мастерства.

    Судек был приземленным человеком, который открыто признавал свои слабости, такие как нежелание читать, неряшливость, неспособность довести проект до конца и накопительство.

    Стиль

    Как и Эжен Атже, его коллега во Франции, Судек был очарован городом, а архитектура Праги в стиле готика, ренессанс и барокко предлагала многое. Но в то время как Атже, который был мастером социологической стороны города, Судек отпечатал свои собственные внутренние заботы в своих загадочных фотографиях. В исторических зданиях, площадях и церквях он искал архитектурные детали и поэтому снимал с разных ракурсов. Таким образом, одно и то же здание будет выглядеть по-разному на каждой картинке.

    Он много работал как над техникой, так и над эстетикой; его панорамные фотографии были поразительного размера 1 x 3 метра, а техника широкоугольного объектива была чрезвычайно сложной. Настойчивость, терпение и постоянные инвестиции окупились и дали уникальные результаты в руках маэстро. Кроме того, он постоянно исследовал и проверял возможности своей антикварной камеры. Вот почему его пейзажи сливаются с окружающей средой, а не разбивают ее на отдельные единицы.

    Josef Sudek

    Гюстав Флобер однажды выразил желание написать книгу, не имеющую сюжета, «книгу, не зависящую ни от чего внешнего… скрепленную силой своего стиля». Фотографы стремились достичь этого, сделав свет предметом своих фотографий, оставив позади банальный материальный мир. Сойер сказал, что Судек, «загипнотизированный тонкой занавеской, накинутой на спинку стула, туманом из садового полива или размытостью воздуха, пропитанного парами, ближе, чем любой другой фотограф, подошел к воплощению этой фантазии в реальность. Он повсюду искал такие материалы. Однажды в сопровождении Буллати он увидел, как луч солнца вошел во тьму романских залов под шпилями собора Святого Вита, и начал махать тряпками, чтобы поднять горы пыли, чтобы увидеть свет». [4] Это чувственность импрессионистов.

    Его работы также отражают центральноевропейскую интенсивность и драматизм эмоций, прослеживаемые у других выдающихся людей, живущих в этой географической зоне, таких как Зигмунд Фрейд и Франц Кафка. [5]

    Чешское поэтическое движение

    Вездесущая меланхолия и отрешенность, с которыми он снимал фотографии, с одной стороны, подчеркивали спокойствие, а с другой — принижали человеческую близость. Эти экскурсии в царство воображения указывают больше на картины сюрреалистов и магического реализма, чем на фотографические стили того времени. Они также отражали чешское поэтическое движение 19-го века.20-х годов, которые никогда не выходили за пределы страны. Он стремился показать оптимистичный взгляд на мир, лишенный политики, опираясь на лиризм и игривость. Единственными допустимыми временными рамками было настоящее — его радостные моменты, пронизанные счастьем и эмоциями. Философски это была реакция на распространенное в Европе того времени чувство отчуждения. Чешские художники были убеждены в искажении человеческих отношений, что они приписывали обществу, ослепленному собственной системой и сложностью. В результате общество не проявляло интереса к счастью отдельного человека и было эгоцентричным. Поэтизм стремился исправить и преодолеть это чувство отчуждения.

    Тем не менее, собственные стилистические и эмоциональные особенности Судека преобладали над стилем, преобладавшим при его жизни. Будучи одиночкой, он сделал огромное количество своих фотографий из окна своей студии, которое служило отражающим фоном, обрамляя искусно расположенные объекты, такие как лук, галька или цветы. Это была его дань уважения тщательно аранжированным натюрмортам Жана Батиста Симеона Шардена и старых голландских мастеров. Несмотря на то, что декорации были одинаковыми, Судек делал каждую фотографию отличной и уникальной с помощью атмосферных условий, таких как роса, лед или капли дождя. В Окно моей мастерской, фигура едва различима сквозь сумеречную пелену дождевого конденсата.

    Художественная эволюция

    В жизни Судека было два основных периода, когда его творчество резко менялось. Первый был после его кризиса в Италии, когда он смирился с потерей руки. До этого его фотографии были залиты туманом, даже назывались призрачными. После его возвращения из Италии в его работах появилась ясность и красота, невиданные прежде. Затем последовали четыре года бурного художественного развития, а затем и исцеления души благодаря изучению реконструкции собора св. Вита, завершенной в 19 г.28. Судек посвящал бесконечные часы фотографированию объектов в различных условиях, особенно объектов, подаренных ему друзьями. Для него фотографии были «воспоминаниями» о человеке.

    Другая отличительная черта его творчества началась с открытия контактных отпечатков в 1940 году, когда он наткнулся на контактную фотографию статуи размером 30 x 40 см (12 x 16 дюймов) из Шартра, Франция. Интенсивная красота и подлинность камня, полученного этим методом, убедили его в том, что лучше всего делать только контактные оттиски. Он понял, что это всемогущий инструмент, позволяющий представить детали в виде широкого спектра тонов, чего он и добивался. Это также означало, что он должен был полностью посвятить себя своей художественной страсти и поддерживать высокий уровень мастерства. С тех пор он носил видеокамеры формата 30 x 40 см (12 x 16 дюймов), одной рукой управляя оборудованием, стоявшим у него на коленях, а с чем не могла справиться одна рука, справлялись зубы.

    Рекламная и рекламная фотография

    В 1930-е годы Судек в основном работал фотографом по заказу. Его описывали как очень дорогого, целеустремленного бизнесмена, который без колебаний нанимал адвоката, когда его гонорары не выплачивались или когда покупатели отказывались от своих обязательств. Позже в своей жизни он преуменьшил значение этой главы, признав, что деньги — это хорошо, но если бы он поступил именно так, то сошел бы с ума. Он очень хотел быстро вернуться к своему искусству, как только коммерческий заказ был выполнен. [6] Однако он никогда не ослаблял своих стандартов, став пионером в этой области в своей стране. Он работал в издательстве Družstevní práce, и его рекламные публикации были посвящены качественной работе, стилю жизни и современной жизни, где он некоторое время входил в состав редакционной коллегии. Затем он получил заказы на фотосъемку пражских фабрик и предприятий, а также различных продуктов.

    Судек в датах

    • 1896 — родился в Колине.
    • 1908 г. — начинает обучение в Королевской богемской торговой школе в Кутной Горе.
    • 1911 г. — переезжает в Прагу, чтобы работать учеником переплетчика. Начинает фотографировать.
    • 1915-1916 — сражается и фотографирует на итальянском фронте Первой мировой войны. Потеряет правую руку.
    • 1917 г. — не в силах продолжать переплет, он концентрируется на фотографии.
    • 1920–1921 — становится членом Пражского общества фотолюбителей.
    • 1922–1924 — изучает фотографию в Пражской школе графических искусств.
    • 1922-1927 — фотографирует ветеранов пражского госпиталя инвалидов.
    • 1924 г. — соучредитель Пражского фотографического общества.
    • 1926 г. — поездка в Италию.
    • 1928 г. — документирует реконструкцию собора Святого Вита и публикует свой первый альбом из десяти фотографий к 10-летию основания Чехословакии.
    • 1927-1936 — Работает для Druzstevni prace, , специализируясь на портретах, рекламе и документальных фильмах.
    • 1932 г. — первая выставка в Праге.
    • 1940 — останавливает увеличение негативов и фокусируется на контактных отпечатках.
    • 1958 — переезжает в новую студию в Увозе под Прагой.
    • 1961 г. — получает награду «За заслуги перед художником» от правительства Чехии как первый фотограф.
    • 1966 г. — награжден чешским правительством орденом Труда .
    • 1976 г. — умирает в Праге.

    Примечания

    1. Creative Camera , Йозеф Судек. Проверено 24 марта 2008 г.
    2. Creative Camera, Йозеф Судек. Проверено 24 марта 2008 г.
    3. Сайт некоммерческих проектов, Йозеф Судек о себе. Проверено 17 января 2007 г.
    4. Creative Camera, Йозеф Судек. Проверено 24 марта 2008 г.
    5. Фотография, Йозеф Судек (1896–1976) — пражский поэт. Проверено 24 марта 2008 г.
    6. Фотография онлайн, Два воспоминания о Йозефе Судеке. Проверено 24 марта 2008 г.

    Ссылки

    Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

    • Буллати, Соня и Йозеф Судек. Судек. Нью-Йорк: CN. Издательство Potter, распространяется Crown Publishers, 1986. ISBN 051756419X
    • .
    • Фарова, Анна и Йозеф Судек. Йозеф Судек, пражский поэт: жизнь фотографа. Нью-Йорк: Aperture, 1990. ISBN 0893813869
    • Пончар, Ярослав и Жан Десперт. Долина Луары: посвящение Йозефу Судеку. Альфорвиль, Франция: Revue K Publishers, 1997. ISBN 2908120089
    • Судек, Йозеф и Ярослав Зайферт. Панорама Праги. Прага: Odeon Publishers, 1992. ISBN 8020703675

    Внешние ссылки

    Все ссылки получены 5 августа 2022 г.

    Чешский язык
    • Зузана Мандисова, «Йозеф Судек: фотограф, который знал, как останавливать время» Сайт чешской архитектуры .
    • Ярослав Андел, «Йозеф Судек о себе» Сайт некоммерческих проектов .
    • Йиржи Заградницкий, 24 июня 2004 г. «Два воспоминания о Йозефе Судеке» Фотография онлайн .

    Авторы

    Энциклопедия Нового Света автора и редактора переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен быть указан в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на New World Encyclopedia участника и самоотверженные добровольные участники Фонда Викимедиа.

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *