Schneider kreuznach: Недопустимое название — Википедия

Объективы большого формата — Оптика SCHNEIDER-KREUZNACH

Теперь в мире существует всего два основных производителя объективов для крупноформатных камер: Rodenstock и Schneider-Kreuznach. Обе немецкие фирмы делают оптику не первый год, и продолжают свою работу столь же безупречно, как и раньше. Конечно, есть и другие изготовители, но основную массу современной оптики делают только они.

До недавнего времени крупноформатные объективы выпускали еще две японские фирмы: Fuji и Nikon. Производство форматных объективов не так просто, как может показаться. Имея всего несколько линз, объективы большого формата очень сложны в расчете и дороги в производстве, так как объемы не могут поспорить с выпуском оптики для зеркальных камер.

Первая из рассматриваемых линеек оптики для использования с пленкой изготовляется немецкой фирмой Schneider-Kreuznach. О ней и рассказывает эта статья. Объективы Schneider-Kreuznach купить в России не очень сложно, они действительно стоят на полках, чего не скажешь о продукции Fuji и Nikon.

Скорее всего, вы уже знакомы с этой фирмой — Schneider-Kreuznach делает фильтры под известной маркой B+W. Сегодня уже есть линейки оптики, предназначенные для цифровых крупноформатных камер, Schneider-Kreuznach тоже делает такие объективы, но о них будет написано отдельно.

Schneider-Kreuznach массово производит пять серий высококачественной оптики для крупноформатных камер: Super-Angulon, Super-Symmar XL Aspheric, Apo-Symmar L, Apo-Tele-Xenar и Makro-Symmar HM. В сумме набирается 23 объектива. Помимо них есть производство элитарных объективов — серия Fine Art XXL, в которой три объектива.

Объективы Schneider-Kreuznach.

Super-Angulon

Шесть объективов Schneider-Kreuznach Super-Angulon — это широкоугольная оптика для архитектуры и пейзажа. Super-Angulon 38/5.6 XL, 47/5.6 XL, 58/5.6 XL, 72/5.6 XL, 90/5.6 XL, и более простой 90/8.0. 38-мм объектив не закрывает «4х5», а 47/5.6 является на сегодняшний момент самым широкоугольным объективом в мире для формата «4х5», соответствуя приблизительно 13 мм для узкого кадра.

Этот феноменальный объектив даже разрешает подвижки, но они лишь небольшое утешение. 58/5.6 имеет такой же круг изображения, как и 47/5.6, поэтому эти два объектива призваны использоваться с форматной пленкой без подвижек или, что более разумно, с меньшими форматами во всей красе.

Широкоугольные объективы настолько искажают объекты, что можно усмотреть плюс в отсутствии реальных подвижек на формате «4х5». Если сдвинуть 47-ми или 58-ми миллиметровый объектив, то на углах будут весьма заметные искажения. С другой стороны, обрезав кадр до 6х12 см мы получаем эффект панорамы не только по формату, но и по ощущению. Заметьте, все головокружительные фокусные расстояния означают безупречное качество по части дисторсии.

Объективы 72/5.6 и 90/5.6 – один из лучших выборов для формата «4х5». Оба объектива закрывают «5х7», и, в общем-то, дают там свободу, но только 90/5.6 является действительно подходящим для вдвое большей площади пленки. Объектив 90/5.6 единственный имеет съемное страховочное кольцо на задней группе линз. В камерах с ограниченными размерами это кольцо может сниматься – иначе объектив нельзя использовать, но при этом крайняя линза совсем обнажается и ее легко повредить. 90/8.0 – облегченный вариант для «4х5», на треть дешевле. Если ваши амбиции заканчиваются на «4х5» или, еще меньше, 9х12 см, а светосила не очень интересует, то 90/8.0 — неплохой выбор. Однако снижение массы ничтожно и совсем не такое, как можно было бы ожидать – десять грамм.

Schneider-Kreuznach Super-Angulon 90/5.6 XL (справа) и Super-Symmar 210/5.6 XL.

Я признаю объектив 72/5.6 лучшим выбором для интерьерной фотографии, хотя более скромный по углу зрения 90/5.6 тоже очень заманчив. И все же, сегодня 72 мм более актуально для интерьера, чем 90. Эти два объектива приятно иметь в паре, к тому же у них унифицированы диаметры резьбы и виды центральных фильтров. Вся серия Super-Angulon не предусматривает установку фильтров сзади – неприятное исключение из общего правила объективов большого формата.

Центральные фильтры, призванные уравновесить падение освещенности к углам изображения, очень желательны ко всем объективам Super-Angulon. Дело в сверх больших углах зрения, доходящих до 120 градусов. А, как известно, снижение освещенности от центра к краям пропорционально косинусу в четвертой степени от угла падения лучей света. Соответственно, чем больше угол зрения, тем больше возможный угол падения света и тем больше снижение освещенности. Для телеобъективов такой проблемы в практических рамках вообще не стоит – посмотрите на угол зрения. Сожаление вызывает цена центральных фильтров, которая в среднем составляет треть стоимости самого объектива и неприлично возрастает с увеличением диаметра.

Конструкция объективов серии схожа: одна оптическая схема из восьми линз в четырех группах и везде один и тот же типоразмер затвора — №0. Используется металлический корпус и просветляющие покрытия, как и во всех остальных объективах Schneider-Kreuznach.

Серия Super-Angulon предоставляет фотографам самые широкие углы, которые только возможны в большом формате при неизменном качестве изображения. Это просто необходимый выбор, прежде всего для съемки интерьеров. Но не спешите с выводами, впереди еще много достойных конкурентов.

Super-Symmar XL Aspheric

Характеристики объективов этой сравнительно новой серии Schneider-Kreuznach после беглого взгляды вызывают мысли об опечатках. Но нет, это всего лишь достижение современных технологий, ставших доступными на рубеже веков. Асферические элементы, примененные в объективах 80/4.5 XL, 110/5.6 XL, 150/5.6 XL и 210/5.6 XL, не только улучшили качество изображения и снизили массу, но и довели диаметры кругов изображений до фантастических цифр. Еще одним преимуществом является небольшая зависимость качества фотографий от масштаба. Снимаете ли вы пейзаж, фокусируясь на бесконечность, или репродукцию в масштабе 1:3, изображение не теряет ни резкости, ни контрастности. Это универсальные объективы для архитектурной, пейзажной и рекламной съемки, которые благодаря небольшому весу (не смотрите на 210/5.6 XL) подходят для работы на выезде.

С серией Super-Symmar XL Aspheric также рекомендуется использовать центральные фильтры, но здесь есть важное замечание.

Дело в том, что поле изображения настолько огромно для формата «4х5», особенно у объективов 150/5.6 XL и 210/5.6 XL, что даже с большими подвижками вы не выйдите из центральной зоны круга изображения. Понятно, что падение освещенности будет несильным, так как вы находитесь у центра, и фильтр не нужен. Чтобы добраться до края, вам придется сдвинуть «4х5» на его полный размер по высоте вниз или вверх и даже больше. Вот только в этом случае нужно использовать центральный фильтр или с большими форматами вроде «8х10». Есть еще один тонкий момент. Изменение освещенности от центра к краям зависит не только от конструкции объектива, но и от его диафрагмирования. Как правило, на открытой диафрагме изменение происходит плавно, на закрытой – поле условно равномерного освещения в центре увеличивается, но более круто «сваливается» к краям. Это приводит к тому, что, сильно диафрагмируя объективы Super-Symmar XL Aspheric, вы снижаете необходимость в центральном фильтре.

Конструкция объективов на первый взгляд проще – шесть элементов в четырех группах, но асферические линзы предъявляют свои требования. Фильтры можно крепить как спереди, так и сзади, кроме 80/4.5 XL (только спереди), что особенно актуально для 210/5.6 XL, где размер резьбы спереди 135 мм, а при использовании центрального фильтра – 152 мм (попробуйте найти такие фильтры), но сзади, вполне разумные 72 мм.

Но ничего не бывает бесплатно. Помимо высокой цены, оптика XL Aspheric чрезвычайно требовательна к точности монтажа. Собранный на заводе передний блок линз и затвор вообще не рекомендуется разъединять, а монтировать объектив на доску стоит как можно реже. Если же затвор сломался, то менять его нужно на производстве Schneider-Kreuznach, а еще лучше там же крепить доску. Что поделаешь, «асферичность» требует точного обращения.

Schneider-Kreuznach Super-Symmar 80/4.5 XL.

Объектив 80/4.5 XL очень и очень легкий. Он уступает Super-Angulon 72/5.6 и 90/5.6 в круге изображения, хотя и не очень много, но зато светосильней почти на ступень и легче в два раза. При съемке интерьеров его качества невосполнимы, а подвижки для «4х5» достаточны. Кстати его цена не сильно отличается от Super-Angulon 72/5.6 и 90/5.6. Объектив 110/5.6 XL уже великолепно подходит для «5х7», а 150/5.6 XL для «8х10». 210/5.6 XL вообще неповторим, диаметр его круга изображения соответствует объективу классической конструкции с фокусным расстоянием 480 мм. 210 мм для «8х10» — это широкоугольник, а запас поля изображения достаточен и для «11х14», где 210 мм соответствуют привычным 25 мм для узкого кадра. Потрясающие возможности за потрясающие цены. Но трудно поспорить с тем, что сегодня серия Super-Symmar XL Aspheric представляет следующее поколение объективов для большого формата.

Apo-Symmar L

Если для большого формата применимо понятие стандартного или классического объектива, то серия Apo-Symmar L его воплощает. Самые популярные объективы с самым лучшим соотношением цена/качество с самой симметричной конструкцией. Золотая середина между безумными углами широкоугольных объективов и длинными фокусными расстояниями телевиков. Любой объектив – компромиссное решение. Улучшая одни качества, мы теряем в других. Но классические симметричные объективы для большого формата исключение из всех оптических правил.

Многим не нравится 50 мм на кинопленке, с другой стороны перечень фотографов мирового масштаба снимавших такими объективами займет не один лист. Я назову только одно имя, которого будет достаточно: Анри Картье-Брессон.

В большом формате ситуация со стандартными объективами несколько иная, так как влияет размер пленки. Лучше использовать за критерий не фокусное расстояние, а угол зрения. Объективы, дающие 60-80 градусов (в большинстве своем ближе к 75) можно считать стандартными. Другое дело, что на самом деле этот будет соответствовать то легкому широкоугольнику, то серьезному телевику.

Серия Apo-Symmar L состоит из шести объективов: 120/5.6 L, 150/5.6 L, 180/5.6 L, 210/5.6 L, 300/5.6 L и 480/8.4 L. Выбор сводится к фокусному расстоянию. Ясно, что 120…180 мм это преимущественно для «4х5», а 480 — для «8х10» и больше. Особенность объективов — отличное качество изображения для разнообразных видов съемок, включая макро до масштаба 1:3. Освещенность поля изображения очень равномерна и центральные фильтры не требуются вовсе.

Конструкция всех объективов серии одинакова, разнятся лишь размеры. Шесть линз в четырех группах и возможность установки фильтров как спереди, так и сзади. Симметрия объективов диктует одинаковые диаметры резьбы под фильтры с обеих сторон, кроме одного исключения — 300/5.6 L.

Серия Apo-Symmar L – универсальные объективы, область применения которых ограничена только вашей фантазией. Все гениальное просто.

Apo-Tele-Xenar

Телеобъективы выпадают из общих принципов построения оптики большого формата. Дело в том, что они больше всего напоминают объективы к 35-мм зеркальным камерам, где даже широкоугольники сделаны по схеме перевернутого телевика. Это несимметричные объективы с вынесенной вперед фокусной точкой, что позволяет сократить необходимое растяжение меха камеры на 30-40%. Классический объектив 600 мм потребовал бы близкого к своему фокусному расстоянию растяжения меха, которое недостижимо для полевых фотоаппаратов, да и неудобно для монорельсовых. Телеобъектив нетребователен, легче и, часто, дешевле. Платой за преимущества является сокращение поля изображения и большее количество аберраций.

В серию Apo-Tele-Xenar входит четыре (а на самом деле три) объектива: 250/5.6, 400/5.6, 600/9.0 и 800/12.0. Два последних – это один объектив с разными задними группами линз. Здесь Schneider-Kreuznach возрождает концепцию сменных задних элементов. Имея один объектив, но несколько задних групп линз, можно, устанавливая их, менять характеристики оптики. Очевидно, что так дешевле, но менее удобно.

Приставка «Apo» говорит о коррекции хроматических аберраций, усиливающихся в телеобъективах. Эти объективы незаменимы при съемке удаленных сюжетов в пейзаже и архитектуре, а также для портрета. И чем больше формат пленки, тем длиннофокусней должен быть объектив. Поэтому 800 мм в «8х10» это всего-то 110 мм в эквиваленте 35-мм кадру. Легкий портретный объектив, так сказать.

Если вы можете отказаться от телеобъективов – откажитесь. Эта не та оптика, за которой стоит приходить в большой формат, но это и та оптика, которой все равно нет замены.

Makro-Symmar HM

Макросъемку можно сделать и стандартным объективом, но если нужно фотографировать крупным планом часто, то не пожалейте денег на макрообъектив. Любой объектив может быть оптимизирован только для определенного диапазона увеличений, поэтому использование обычной оптики приведет к снижению качества картинки.

В серии Makro-Symmar HM три объектива: 80/5.6 НМ, 120/5.6 НМ и 180/5.6 НМ. Все объективы разрабатывались для наилучшего качества при масштабе 1:1 и высокого качества изображения в диапазоне масштабов 1:4…4:1. Серия спроектирована с использованием линз из стекла с пониженной дисперсией (ULD).

Для форматных объективов с ростом масштаба увеличивается и диаметр круга изображения, поэтому даже 120/5.6 НМ пригоден для «8х10» при масштабе 2:1. Чем больше фокусное расстояние объектива, тем дальше при одинаковом масштабе он может находится от предметов. Практическое значение этого трудно переоценить: у вас намного больше места для света и дополнительных приспособлений.

Объективы серии Makro-Symmar HM компактны и легки. Восемь линз в четырех группах, фильтры устанавливаются только спереди, но все небольшого диаметра. Для съемки в масштабе 1:1 к формату «4х5» рекомендуется 80/5.6, к «5х7» — 120/5.6, а для «8х10» — 180/5.6. Как написано выше, большое фокусное расстояние дает плюсы, но, одновременно требует значительных растяжений меха. Так что выбор макрообъектива может оказаться самым сложным – придется искать компромиссное решение.

Fine Art XXL

К последней «Фотокине 2004» Schneider-Kreuznach разработал новую серию объективов Fine Art XXL. Пока выпущено всего три объектива: 550/11 XXL, 1100/14 XXL и 1100/22 XXL. По сути, это два объектива с фокусными расстояниями 550 и 1100 мм. Отличие между 1100/14 XXL и 1100/22 XXL в типе диафрагмы: у первого она вставная, у второго традиционная – в затворе. Серия Fine Art XXL разрабатывалась для сверхбольших форматов вплоть до 20х24 дюйма (50х60 см).

Schneider-Kreuznach Fine Art 1100/22 XXL.

550 мм – это широкоугольник, а 1100 мм – нормальный объектив. Оптика построена по классической симметричной схеме, и поэтому обладает исключительными оптическими свойствами с учетом формата. На объективы можно ставить фильтры с двух сторон, используются затворы №3. Особого внимания требует объектив 1100/14 XXL без затвора, но со вставными диафрагмами. Кроме сравнительно большой максимальной апертуры, здесь можно вставлять сетчатые диафрагмы для получения художественных эффектов.

Серия Fine Art XXL создана для фанатов большого формата, которых немного. Объективы делаются ограниченными партиями и на заказ. Но диаметр круга изображения 900 мм! Попробуйте представить, что нужно сделать с камерой даже на формате «8х10», чтобы выйти в темноту.

Описания всех серий объективов оказались бы неполными, если не предоставить сводную таблицу технических характеристик. Поэтому статья завершается справочными данными.

Основные характеристики объективов Schneider-Kreuznach для пленочных крупноформатных камер

Примечания к таблице: Размер подвижек для каждого формата указан в вертикальном (первый столбец) и горизонтальном (второй столбец) направлениях. Величины подвижек указаны для «горизонтальной» ориентации кадра. Чтобы получить размеры подвижек для «портретного» сюжета, поменяйте местами величины для вертикального и горизонтального смещений. «?» — означает, что характеристика неизвестна (в скобках дается предположение). Прочерк – нет такой характеристики. Пустая клетка – подвижек для этих форматов не существует. Для макрообъективов величина подвижек дана для масштаба 1:1.

Ярослав Амелин. Все фотографии автора

Сравнительная таблица объективов Schneider-Kreuznach

Серия объективов
Schneider-Kreuznach
Объектив Фокусное
расстояние, мм
Максимальная
диафрагма
Диаметр круга
изображения,
мм при f/22
Угол зрения,
град.
Резьба под фильтр
спереди/ сзади, мм
Конструкция,
линз/групп
Номер затвора
(Copal), #
Подвижки
на форматах
Габаритные
размеры
(длина х диаметр), мм
Масса, г
4х5 5х7 8х10
Super-Angulon 38/5. 6 XL 38 5.6 139 120 72/- 8/4 0             60х75 274
47/5.6 XL 47 5.6 166 120 67/- 8/4 0 9 8         61х70 310
58/5.6 XL 58 5.6 166 110 67/- 8/4 0 9 8         66х70 330
72/5.6 XL 72 5.6 229 115 95/- 8/4 0 50 44 16 12     82х100 520
90/5.6 XL 90 5.6 259 110 95/- 8/4 0 67 60 37 30     96х100 665
90/8. 0 90 8.0 216 100 82/- 8/4 0 42 37 6 4     98х90 655
Super-Symmar XL Aspheric 80/4.5 XL 80 4.5 211 105 67/- 6/4 0 39 34 2 1     51х70 274
110/5.6 XL 110 5.6 288 105 67/52 6/4 1 83 76 56 46     60х70 425
150/5.6 XL 150 5.6 386 105 95/62 6/4 1 135 127 113 98 52 44 80х100 740
210/5.6 XL 210 5.6 500 100 135/72 6/4 3 195 185 175 158 121 108 120х140 2010
Apo-Symmar L 120/5. 6 L 120 5.6 189 75 52/52 6/4 0 25 21         42х54 210
150/5.6 L 150 5.6 233 75 58/58 6/4 0 52 46 19 15     53х60 267
180/5.6 L 180 5.6 277 75 72/72 6/4 1 77 70 48 40     63х75 435
210/5.6 L 210 5.6 321 75 77/77 6/4 1 101 93 76 64 7 5 74х80 546
300/5.6 L 300 5.6 430 72 105/77 6/4 3 158 150 137 121 80 69 96х110 1150
480/8. 4 L 480 8.4 500 56 105/105 6/4 3 195 185 175 158 121 108 129х110 1850
Apo-Tele-Xenar 250/5.6 250 5.6 190 42 82/- 5/5 1 26 22         105х86 692
400/5.6 400 5.6 250 36 82/58 5/4 3 62 55 31 24     107х85 916
600/9.0 600 9.0 400 37 105/86 5/5 3 143 134 121 106 61 52 169х112 1940
800/12.0 800 12.0 480 34 105/86 6/5 3 184 175 164 147 109 97 170х112 2132
Makro-Symmar HM 80/5. 6 НМ 80 5.6 160 52 40.5/- 8/4 0 4 4         48х42 200
120/5.6 НМ 120 5.6 251 55 40.5/- 8/4 0 61 55 30 24     55х42 230
180/5.6 НМ 180 5.6 375 55 58/- 8/4 1 129 121 106 92 44 37 80х60 500
Fine Art XXL 550/11 550 11.0 900 79 ? ?(6/4) 3 Подвижки достаточные
(Можно подсчитать, но зачем?)
? 2460
1100/14 1100 14.0 900 44 ? ?(6/4) нет ? 2320
1100/22 1100 22. 0 900 44 ? ?(6/4) 3 ? 2400

Обзор Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm

За предоставленный объектив Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm огромная благодарность читателю Радоживы Виктору Черномазу (instagram).

Schneider-Kreuznach (Шнейдер-Кройцнах) Xenar 1:2,8 F=7,5cm. Увеличить.

Вкратце

Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm – очень старый объектив от среднеформатных камер Reflex-Korelle, которые начали производить в 1935 году. Объектив построен на модернизированной схеме Zeiss Tessar с 5 элементами в 4 группах (классический же Tessar тех времен включл 4 элемента в 3 группах).

Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm в наше время больше представляет коллекционную ценность, нежели полезный инструмент в кофре фотографа. Объектив из обзора адаптирован для работы на зеркальных камерах Nikon с байонетом F.

Под маркой Xenar [‘Ксенар’] выпускались объективы Schneider-Kreuznach на базе оптической схемы типа Zeiss Tessar, в основном на 4 элемента в 3 группах. Первые Xenar были выпущены еще в 1919 году. Xenar стал дополнением к уже существующим с 1913 года линейкам Symmar, Isconar и Componar.

Приставка Кройцнах [Kreuznach] идет от города Бад-Кройцнах [Bad Kreuznach] в котором в 1913 году Йозеф Шнейдер [Joseph Schneider] основал свою компанию.

Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm

Основные технические характеристики Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm

Название экземпляров из обзора Возле передней линзы Schneider-Kreuznach No891472 Xenar 1:2,8 F=7,5cm’
Основные свойства
  • объектив под кадр 6 Х 6 см (пленка типа 120)
  • резьбовое крепление под Reflex Korelle, узкого типа под резьбу 40.5 мм
  • только ручная фокусировки
  • металлический корпус
  • компактные размеры
  • 18 лепестков диафрагмы
Диаметр переднего фильтра 40. 5 мм
Фокусное расстояние 75 мм (7,5 cm = 75 mm)

На среднем формате 6 Х 6 это стандартный/умеренно широкоугольный объектив (в плане фокусных расстояний) с ЭФР около 38 мм.

Кратность зума 1 Х (это фикс)
Разработан для среднеформатных камер с размером кадра 6 X 6
Количество лепестков диафрагмы 18 лепестков
Метки
  • разметка на кольце фокусировки с дистанцией фокусировки в метрах. Значения: бесконечность, 12, 6, 4, 3, 2.4, 2, 1.5, 1.2, 1, mtr.
  • кольцо со значениями диафрагмы, есть метки для F/2.8, 3.5, 4.5, 5.6, 8, 11, 16
Диафрагма от F/2.8 до F/16, вращается плавно, без промежуточных значений и щелчков
МДФ (минимальная дистанция фокусировки) 1 метр
Вес 170 грамм (примерно)
Оптическая схема 5 элементов в 4 группах (источник). Перед диафрагмой видно три отражающих поверхности, за диафрагмой две отражающие поверхности.

Немного обновленный Тессар, с расчисленным передним элементом. Несимметричный анастигмат. Расщепление было применено для того, чтобы повысить максимальное относительное отверстие с 1:3.5 до 1:2.8. Объективов Xenar 75/2.8 с такой схемой было выпущено небольшое количество.

Бленда Должна вкручиваться в резьбу светофильтра
Период Примерно с 1935 или с 1937
Страна производитель Германия

Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm первоначально имел резьбовое соединение с камерой, резьба 40.5 мм, но вариант из обзора уже не хитро адаптирован под Nikon F. Оригинальной осталась только передняя часть линзоблока (она имеет другой металлический оттенок).

Кроме Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm для Reflex-Korelle выпускались и резьбовые версии Schneider-Kreuznach Xenar 1:3,5 F=7,5cm, а также Schneider-Kreuznach Radionar 1:2,9 F=7,5cm и Schneider-Kreuznach Radionar 1:3,5 F=7,5cm. Позже объектив был обновлен/дополнен байонетной версией Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm для Reflex-Korelle III.

Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm

Сборка, управление, фокусировка

Объектив, который побывал у меня на обзоре, потрепан жизнью. Дизайн объектива свойственный многим решениям той эпохи.

Диафрагма состоит из восемнадцати лепестков и на всех значениях формирует отверстие правильной круглой формы. Диафрагма вращается плавно, без промежуточных значений. Кольцо диафрагмы узкое и не очень удобное.

Кольцо фокусировки Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm вращается приблизительно на 220 градусов. Во время фокусировки хобот объектива выезжает вперед, но не вращается. Фокусировка происходит за счет перемещения всего линзоблока. Во время фокусировки на МДФ, которая составляет 1 метр, виден механизм фокусировки. Кольцо фокусировки очень узкое, металлическое.

На корпусе есть только шкала дистанции фокусировки и только в метрах.

Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm

Качество изображения и примеры фотографий на Full Frame

Объектив рассчитан на работу с кадром 6 Х 6 см, при использовании на кадре 3.6 Х 2.4 см всех его особенностей не проследить. Тем не менее, очевидно, что объектив лишен просветления, от чего имеет низкий контраст и очень сильно боится любых засветок. Лучше это раз увидеть на примерах ниже.

По заключению Александра Лимберга, который занимается переделкой и ремонтом старой оптики и не только, проблема низкого контраста связана с задней склейкой. Скорее всего если ее правильно восстановить, то восстановится и часть оптических качеств объектива.

Примеры фотографий с исходными RAW-файлами для обзора подготовила фотограф Наталья Романенко (500px). Конвертирование исходных RAW-файлов с Nikon D700 оригинальной утилитой Nikon Capture NX-D v 1.4.6. Скачать исходные фотографии в формате RAW c Nikon D700 можно по этой ссылке (40 файлов, 600 МБ).

Примеры фотографий на APS-C

Все фото ниже показаны без обработки. Использовалась камера Sony α3500. Все фотографии – накамерный JPEG. Режим управления снимками ‘Портретный 0/0/0’.

Скачать исходные фотографии в формате JPEG c Sony α3500 можно по этой ссылке (20 файлов, 70 МБ). На данной камере я использовал объектив с обычным переходником Nikon F -> Sony NEX/Alpha.

UPDATE

Своими примерами на Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm поделился владелец данного объектива Виктор Черномаз (instagram).

Скачать фотографии в формате JPEG с Nikon D7000 можно здесь и здесь.

Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm

Снимать на Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm довольно весело и занятно, а полученные фотографии сразу имеют свой особенный винтажный вид. Лучше всего с подобным объективом снимать в пасмурную погоду, когда в кадре находятся не контрастные сцены. Часто результат с Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm полностью непредсказуем. Из-за низкого контраста экспонометр камеры может сильно ошибаться (это касается и зеркальных и беззеркальных камер). Работать с подобными объективами и получать результат – своего рода лотерея. Во время съемки на Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm больше важен сам процесс, нежели конечный результат. После Schneider-Kreuznach Xenar 1:2,8 F=7,5cm любой современный объектив кажется пиком совершенства.

Комментарии к этой заметке не требуют регистрации. Комментарий может оставить каждый. Для подбора разнообразной фототехники я рекомендую E-Katalog и Aliexpress.

Материал подготовил Аркадий Шаповал. Ищите меня на Youtube | Facebook | VK | Instagram | Twitter.

 

обзор объектива Schneider Kreuznach Xenoplan 17/1.7

Попало ко мне такое чудо.

фирменная коробка

моё изобретение — посадить C-mount на Canon EOS

Объектив довольно необычен двумя вещами:

1) байонетом C-mount

C-mount чаще всего использовался для 6мм и 8мм видео, а также в микроскопах. На цифровых камерах может быть использован с форматом Micro Four Thirds, но всё равно будет иметь некоторое виньетирование.

2) форм-фактор. кроп немного более х2

Я взялся его тестировать и даже заказал для него переходник по причине известности фирмы-производителя.
Переходник возможно существует в единственном экземпляре (выточен по моему заказу) в мире так как сама идея поставить такой объектив на Canon dSLR уже здорово необычна. Тем не менее я попробовал поставить на Canon с кроп-фактором 1.3х.
Те, кто серьезно занимается фотографией не могут не знать фирму Schneider Kreuznach, которая известна производством объективов для PhaseOne/Leaf/Mamiya и производством объективов для космических программ NASA. В состав компании Schneider Kreuznach входят Rollei и PENTACON, которые вы тоже не можете не знать.

Тем не менее их объективы 35мм очень редки на российском рынке и больше представлены в среднем формате. Это первый объектив Schneider Kreuznach, который мне довелось попробовать и хоть полное тестирование мне провести не удалось, все-таки могу судить о его качестве и сделать некоторые выводы о том, как его всё-таки можно использовать в дальнейшем.

передняя крышка, объектив и адаптер C-mount -> M42

Объектив имеет 4 лепеска диафрагмы, так что при зажатой диафрагме должен давать квадратики в боке, наподобие Зенитара МЕ1.

диафрагма

К моему сожалению, всё-таки фокус ушел немного внутрь объектива. Т.е. он оказался внутри несъемной бленды. Я знаю, что идеально было бы использовать цифрозеркалку со сменным объективом и кропом 2х, но такой под рукой у меня не было.

Так что у меня получилось вот что:

палец немного погружен в несъемную бленду. F16

разъем USB просунут внутрь несъемной бленды

А вот снимки более удачливого испытателя, у которого была камера Panasonic DMC-G1.

Объектив очень приличный, но кому он может быть интересен? Я предполагаю владельцам Panasonic DMC-G1 и других камер micro 4/3 с кроп-фактором 2 и более. Цена объектива в районе 100usd, но у меня есть второй, лишний, если кому нужно. Отдам дешево.
Другое дело, что к нему понадобится адаптер. Хотя ради теста я бы и адаптер заказал так как судя по снимкам объектив интересный. Для творческих задач, конечно или технических так как все-таки виньетирование видно даже на кропе х2. Зато он широкоугольник и светосила приличная. А потом он позволяет сделать вашу беззеркалу совсем компактной. Возможно совместно с Sony NEX, если объектив «утопить» внутрь, то выйдет супер-компактная камера.

А я пока заканчиваю обзор этого объектива и перехожу к другим, которых скопилось огромное количество. До скорой встречи на страницах новых обзоров, уважаемые читатели!

Schneider Kreuznach ISCO4all Full Frame Anamorphic Set

Компания Schneider Kreuznach, владеющая ISCO Optics, возвращает анаморфотную оптику Iscorama в виде набора ISCO4all. Этот набор состоит из полнокадровых сферических объективов T2.4 43 мм, 58 мм и 85 мм и анаморфотного адаптера 1,5x.

Прежде чем вы будете слишком взволнованы, Schneider Kreuznach будет только делать набор изначально доступным в специально отобранных пунктах проката с января 2022 года. Однако у них есть планы начать продажу набора позже в 2022 году.

ISCO Optics начала производить анаморфотные насадки для широкоэкранного проецирования в 1953 году. Iscorama, торговая марка ISCO Optics, представляла собой серию анаморфотных линз, впервые выпущенных в конце 1960-х годов. Эти объективы пользовались популярностью благодаря своим высоким оптическим качествам и уникальным характеристикам фокусировки. ISCO Optics продолжала производить линзы до начала 2000-х годов.

Адаптер ISCORAMA 54 CU-1,5x по существу является современной версией оригинального ISCORAMA 54.

Выдает 1.5-кратный коэффициент сжатия и использует запатентованную систему единого фокуса ISCO. Анаморфотный механизм фокусировки ISCO был уникален тем, что вы просто устанавливали объектив, который вы использовали, на бесконечность, а затем фокус регулировался с помощью анаморфотного адаптера. Со многими другими анаморфотными адаптерами вам нужно было установить фокус как на объективе, так и на адаптере.

Минимальное расстояние фокусировки адаптера составляет 1,4 м / 4,59 фута. Задняя резьба 77 мм, но в комплекте есть переходник с 77 мм на 72 мм. Резьба переднего фильтра 95 мм.

Сферические объективы T2.4 43 мм, 58 мм и 85 мм имеют 11 лепестков диафрагмы и охватывают круг изображения диаметром 46,5 мм. Они доступны только в PL mount. Что интересно, на самом деле эти объективы производит не компания Schneider Kreuznach, а китайская компания Dulens. Эти объективы выглядят как модифицированные версии Dulens APO Miniprimes.

Выше вы можете увидеть кадры, снятые с помощью комплекта ISCO4all.

Мэтью Аллард ACS

Мэтью Аллард — обладатель многочисленных наград, аккредитованный ACS внештатный оператор-постановщик с 30-летним опытом работы в более чем 50 странах мира.

Он является редактором Newsshooter.com и пишет на сайте с 2010 года.

Мэтью получил 43 награды ACS Awards, в том числе четыре престижных Золотых штатива. В 2016 году он получил награду за лучшую операторскую работу на 21-й церемонии вручения наград Asian Television Awards.

Мэтью можно нанять в качестве DP в Японии или в любой другой стране мира.