Приемы в фотографии – 20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь

Содержание

Приемы и техники фотографии

Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу....

Читать дальше → 04/09/2018. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

9 009

Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер...

Читать дальше → 17/08/2018. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

5 961

Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели...

Читать дальше → 20/11/2017. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

22 865

Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно...

Читать дальше → 24/08/2017. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

9 343

Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые...

Читать дальше → 19/05/2017. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

9 170

Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом...

Читать дальше → 20/03/2017. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

27 462

Если вы работаете в сфере дизайна, вам наверняка может потребоваться запечатлеть текстуры так, как это делают профессиональные фотографы. В то время, когда фотограф сфокусируется...

Читать дальше → 06/03/2017. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

15 645

В сегодняшнем небольшом уроке мы рассмотрим три вида зрительного контакта, которые стоит учитывать при съемке портрета, а также различные ситуации, в которых каждый вид будет...

Читать дальше → 26/01/2017. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

22 271

Не так давно я отметил, что лишь немногие фотографы создают фотографии, напоминающие своей стилистикой стоп-кадр из фильма. Пара известных фотографов, снимающих в этом жанре...

Читать дальше → 21/03/2016. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Анастасия Родригес

81 769

В первой и второй части этой статьи мы разбирали психологические особенности малышей и приёмы общения с ними. Пора переходить к практике фотосъёмки  – фотоиграм для...

Читать дальше → 12/01/2016. Фотосъёмка - Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев

28 221

Первая часть статьи была целиком посвящена вопросам установления контакта с малышами и созданию дружеских уз. При работе с детьми этим вопросам надо посвятить МЕГАособое внимание...

Читать дальше → 08/01/2016. Фотосъёмка - Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев

27 496

В предыдущей статье я описал несколько так называемых «правил композиции». Правила эти не так уж однозначны и могут вызывать разногласия...

Читать дальше → 24/02/2015. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Анна Смолина

46 859

В последнее время среди фотографов все популярнее становятся мобильные комплекты импульсного света, которые легко помещаются в небольшую сумку и позволяют получать качественный...

Читать дальше → 06/12/2014. Фотосъёмка - Приемы и техники. Автор: Евгений Карташов

50 798

Нам удалось взять у Линуса интервью, в котором он делится приёмами создания своих удивительных натюрмортов и тем, что его вдохновило к подобному творчеству...

Читать дальше → 09/07/2014. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

27 308

Перед вами четвёртая статья из серии, посвящённой съёмке обнажённого женского тела. Серия отражает мой подход в ню-фотографии, содержит иллюстрированные тексты и видеоролики...

Читать дальше → 28/06/2014. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

66 020

Перед вами третья статья из серии, посвящённой съёмке обнажённого женского тела. Серия отражает мой подход в ню-фотографии, содержит иллюстрированные тексты и видеоролики. В этой...

Читать дальше → 26/06/2014. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

110 417

Перед вами вторая статья из серии, посвящённой съёмке обнажённого женского тела. Серия отражает мой подход в ню-фотографии, содержит иллюстрированные тексты и видеоролики...

Читать дальше → 25/06/2014. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

31 375

Перед вами первая статья из четырёх, которые в подробностях раскрывают мой подход в фотографии ню. Серия включает в себя не только иллюстрированные тексты, но и видеоролики...

Читать дальше → 21/06/2014. Фотосъёмка - Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

203 479


photo-monster.ru

20 приёмов фотографии, изучив которые вы будете фотографировать как профи

Фактрум публикует практическое руководство по фотографии, написанное ирландским фотографом Барри О’Керролом и проиллюстрированное его живописными работами.

Правило третей

[media-credit name=»Источник фотографий: Boredpanda.com» link=»http://www.boredpanda.com/guide-to-photography-composition-barry-o-carroll/» align=»alignnone» width=»730″][/media-credit]

Это очень просто: вы разделяете кадр на 9 равных прямоугольников, 3 по горизонтали и 3 по вертикали, как показано на фото. Многие производители камер включили возможность отображения этой сетки в режиме просмотра в реальном времени. Проверьте руководство вашей камеры, чтобы включить эту функцию.

Идея заключается в том, чтобы поместить важный элемент кадра вдоль одной или нескольких линий, или там, где линии пересекаются. Наша естественная тенденция — поместить главный объект в центр. Размещение его в стороне от центра, используя правило третей, создаст более привлекательную композицию.

На этой фотографии Староместской площади в Праге, фотограф поместил горизонт вдоль верхней трети кадра. Большинство зданий находятся в средней трети, а сама площадь занимает нижнюю треть кадра. Шпили церкви расположены вблизи горизонтальной линии справа от центра кадра.

Симметрия

Сначала мы советовали вам не помещать главный объект в центр кадра, а сейчас скажем прямо противоположное! Есть моменты при размещении объекта в центре кадра, когда это оправдано и выглядит прекрасно. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Они идеально вписываются в квадрат.

Эта фотография моста в городе Дублин был идеальной для центрированной композиции.

Можно использовать симметрию, можно асимметрию. В любом случае это очень сильный инструмент для построения композиции. Важно помнить одну вещь — в вашем кадре должны быть изюминка, то, что привлечет внимание зрителя.

Кадры с отражением — отличная возможность использовать симметрию в вашей композиции. На этой фотографии, мы использовали оба правила — правило третей и симметрии. Дерево расположено справа от центра, а отражение в воде обеспечивает симметрию. Можно и нужно комбинировать несколько принципов композиции в одной фотографии!

Расфокус и глубина резкости

Расфокус — использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии 2D по своей природе, а этот прием позволяет добиться 3D эффекта.
На этой фотографии водопада в Нидерландах, камни в реке видны очень четко, а задний план немного расфокусирован. Добавление резкости переднему плану особенно хорошо работает с широкоугольными объективами.

Эти кадры тоже сняты в Дублине. Передний план снят с очень большой резкостью, а задний план в расфокусе. И еще один совет — выходите на фото-охоту пораньше, хоть в 5 утра — и вы будете вознаграждены прекрасными видами.

Рамка

Рамка внутри кадра (или «кадр к кадре», или фрейминг) является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Обратите внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. «Рамка» не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным.

На фотографиях, сделанных на площади Сан-Марко в Венеции, фотограф использовал арку как рамку для собора в дальнем конце площади. Использование арки в качестве декораций было присуще ренессансной живописи в качестве способа изображения глубины и перспективы.

Еще пример фрейминга. Обратите внимание: даже несмотря на то, что «рамка» не окружает весь кадр в этом случае, она по-прежнему добавляет ощущение глубины.

Использование «кадра в кадре» представляет собой прекрасную возможность быть творческими в ваших композициях.

Линии

Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом вы «ведете» взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на нужных вам моментах.

Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми, как показано на рисунке выше. На самом деле, изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью. В этом случае дорога ведет взгляд зрителя от нижнего края по направлению к дереву. Фотограф также использовал правило третей при создании снимка.

Диагонали и треугольники

Часто говорят, что треугольники и диагонали добавляют «динамическое напряжение» в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

Паттерны и текстура

Что такое паттерн? Если говорить о фотографии — это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Внимательно посмотрите по сторонам и вы увидите, что вокруг нас очень много паттернов — особенно в городском ландшафте. Вспомните об этом приеме, когда в следующий раз пойдете на прогулку с фотоаппаратом.

Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём. Если вы работаете с естественным светом, попробуйте поменять положение камеры — ищите интересные ракурсы и тогда текстура в кадре может сделать вашу фотографию оригинальной и запоминающейся.

На этой фотографии, нам очень понравилась текстура камня. Вы также можете заметить, что арка создает «кадр в кадре» вокруг человека и кафе на другой стороне арки.

Правило нечётных объектов

Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов.

По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях. Что делать, если у вас четверо детей? Как решить, кому из них выйти из кадра? Если серьезно, то конечно, это правило нужно нарушать!

На фото пример использования правила нечетных объектов. Тут три арки, и автор фото убежден, что две арки «не сработали бы» так хорошо. Кроме того, в кадре три человека. Эта композиция также использует правило «фрейминга».

На этой фотографии двух венецианских гондольеров полностью проигнорировано правило нечетности. Это правда, ваше внимание может перемещаться между гондольерами. Однако тут дело именно в разговоре, это и притягивает глаз, и количество объектов в данном случае неважно.

Заполнение кадра

Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния. Во многих случаях это может помочь получить оригинальную и интересную композицию.

На этой фотографии любимой кошки фотографа, вы заметите, что он полностью заполнил кадр «лицом», и кадрировал края головы и гриву. Это позволяет зрителю по-настоящему сосредоточиться на деталях, таких как глаза или текстура меха. Вы также можете заметить, что автор использовал правило третей в этой композиции.

Собор Нотр-Дам в Париже на этом снимке занимает весь кадр, оставляя очень мало места по краям. Это позволило продемонстрировать архитектурные детали фасада здания.

Больше воздуха или Оставляйте свободное пространство в кадре

Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь.

Фото гигантской статуи бога Шивы в Маврикие является хорошим примером использования пространства. Статуя, очевидно, центр композиции, но еще оставлено много пространства, заполненного только небом. Это акцентирует внимание на самой статуе, давая главному предмету «пространство для дыхания», так сказать. Композиция также создает ощущение простоты. Там нет ничего лишнего. Статуя окружена небом, вот и все. Фотограф также использовал правило третей, поместив статую справа от центра кадра.

Простота и минимализм

Простота сама по себе может быть мощным инструментом композиции. Часто говорят, что «лучше меньше, да лучше». Простота часто означает получение снимков с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Вы также можете создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.

На этой фотографии увеличены капли росы на листьях в саду. Это так просто и красиво. Хороший макрообъектив может быть очень полезным инструментом для создания таких фотографий.

Тут тоже все очень минималистично: дерево на рассвете, простой и лаконичный фон, чтобы сосредоточить внимание именно на дереве. Эта фотография использует правило «больше воздуха», чтобы создать ощущение простоты и минимализма, а также правило третей и направляющих линий в композиции.

«Изолируем» объект съёмки

Использовать малую глубину резкости, чтобы выделить («изолировать») ваш объект съемки — эффективный способ упрощения композиции. Размытием фона можно отвлечь внимание от вашего основного предмета. Это особенно полезный метод для съемки портретов. Вы можете узнать больше о том, как использовать различные настройки в учебниках по использованию диафрагмы, выдержки и ISO.

На этой фотографии размытый фон акцентирует внимание на портрете кота. Этот метод — отличный способ упростить композицию.
Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка. Для портрета лучшая точка — на уровне глаз. Держите камеру на уровне объекта съемки, иначе вы рискуете получить искажённые пропорции. Фотографируя детей или животных, опуститесь до уровня их глаз.

Измените точку съёмки

Ракурс — основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.

Такие точки съемки мы называем нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Такой ракурс идеален, когда важно передать объект с его естественными пропорциями. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки, это общее правило. Но не всегда «нормальный» ракурс может передать вашу творческую задумку. Нередко для реализации творческого замысла помогают использование верхних и нижних точек съемки.

Перспектива снимка может измениться, если выбрать иную точку съемки. При съемке с низкой точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте. Например, человек низкого роста может казаться выше и стройнее. В спортивных сюжетах низкая точка съема подчеркивает высоту прыжка и добавляет снимку динамики. Высокие точки съемки способствуют выразительному показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов на этом пространстве. Близкие к объекту высокие или низкие точки съемки дают особый перспективный рисунок кадра, необычную перспективу — ракурс.

Ищите сочетание цветов

Об использовании цвета как о композиционном инструменте часто забывают. Теорию цвета отлично знают графические дизайнеры, модельеры и дизайнеры интерьеров. Определенные комбинации цветов дополняют друг друга, а могут визуально сильно резать глаз. Взаимное расположение цветов и оттенков реализовано на основе законов колористики (теории цвета), и с их помощью очень удобно подбирать гармоничные сочетания. Посмотрите на цветовой круг. Вы можете видеть, что цвета расположены в сегментах круга. Цвета, которые находятся напротив друг друга, называются комплиментарными. Фотограф должен искать кадры, где эти сочетания цвета создают привлекательные и яркие композиции.

Комплементарные цвета — контрастные цвета, которые расположены на противоположных концах цветового круга, напротив друг друга. Очень удачно использовать контрастные сочетания можно для выделения деталей, но не рекомендуется применять такую схему для текста или при составлении гардероба.

Направление и пространство

На этой фотографии кораблик находится на левой стороне кадра и движется слева направо. Обратите внимание на то, что нужно дать больше места впереди, для движения лодки вперед (справа), чем позади нее. Мы можем мысленно представить себе, как лодка движется в это пространство, как она плывет по реке. Если лодка была бы прямо на правой стороне кадра, это «увело» бы нас из фотографии! Правило сформулировано примерно так: нужно оставлять пространство для воображаемого движения.

Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Взгляните на музыканта на фотографии выше. Кадр сделан с левой стороны. Если бы он смотрел в другую сторону, на что-то вне кадра, это выглядело бы странно.

Слева направо

Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. При построении композиции всегда учитывайте этот момент.

Баланс

Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций, которые расскажут вам все раз и навсегда. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.

Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалаянсу, если оставить своего рода «пустоты» в остальном кадре.

Чтобы преодолеть это, вы можете сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Посмотрите на фото фонарного столба на мосту Александра III в. Париже. Сам фонарный столб заполняет левую сторону кадра. А Эйфелева башня на приличном расстоянии уравновешивает это с другой стороны.

Эта фотография была сделана в Венеции. Здесь тоже самое. Декоративный фонарный столб доминирует на одной стороне кадра. А башня церкви (на расстоянии) обеспечивает баланс с другой стороны.

Противопоставление

Противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Противопоставление означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.

Посмотрите на эту фотографию, сделанную в Париже. В нижней части кадра полный беспорядок — картинки висят как попало. Возвышаясь над всем этим, стоит величественный собор Нотр-Дам. Эта архитектурная жемчужина — воплощение порядка и структуры в отличие от растрепанных, но симпатичных уличных картинок. Они, как представляется, находятся в противоречии, но все же хорошо «работают» в кадре вместе. Они показывают такой разный Париж, рассказывают историю о двух различных элементах города.

Старый Citroen 2CV выглядит просто отлично на фоне типичного французского кафе. Два элемента прекрасно дополняют друг друга.

Треугольники

Это похоже на правило третей, но вместо сетки прямоугольников, мы делим кадр диагональными линиями, идущими от одного угла к другому. Затем мы добавляем еще две линии из других углов. Две меньшие линии встречают большую линию под прямым углом, как это показано ниже. Это делит кадр на ряд треугольников. Как вы можете видеть, этот способ помогает внести «динамическое напряжение», о котором мы узнали из правила № 6. Как с правилом третей, мы используем линии (треугольники в данном случае), чтобы помочь расположить различные элементы в кадре. На фото ниже, диагонали иллюстрируют правило треугольников.

Золотое сечение

Золотое сечение было известно ещё в древней Греции, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения применительно к фотосъемке такое: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

Это одно из базовых понятий композиции, метод разделения отрезка в отношении а/с = Ь/а. Численно это выражается отношением 5 к 8, или более точно 8/13 или 13/21. Если отношение между сторонами прямоугольника именно таково, то такой прямоугольник называется «золотым». Более простой вариант золотого сечения — правило третей. Напомним еще раз: исходя из правила третей прямоугольник разбивается не в пропорциях золотого сечения, а его стороны делятся на три равные части. Согласно с правилом третей гармоничная композиция создается помещением главных сюжетных элементов в точки пересечения линий, разделяющих кадр на 9 прямоугольников. В большинстве живописных пейзажей эпохи Возрождения линия горизонта делит плоскость картины в соответствии с принципом золотого сечения.

Если говорить проще, золотое сечение — это две величины в золотой пропорции, их соотношение — такое же, как отношение их суммы к большей из двух величин.

Вместо обычной сетки (правило третей), кадр делится на ряд квадратов, как показано на фото. Затем вы можете использовать квадраты, чтобы мысленно нарисовать спираль, которая выглядит как панцирь улитки. Это Спираль Фибоначчи. Квадраты помогают позиционировать элементы в кадре, а спираль дает нам представление о том, как кадр должен выглядеть с точки зрения динамики. Это как бы невидимая направляющая линия.

Автор настоящего текста признает, что осознанно он никогда не применял правило золотого сечения, а только интуитивно. Когда он посмотрел на свои фотографии, то заметил, что невольно использовал его много раз.

Надеемся, что вы нашли этот текст полезным и он поможет вам перейти на следующий уровень фото-мастерства. Правила же можно запомнить и довести их использование до автоматизма. Но не забывайте главное правило хорошего фотографа — не следовать никаким правилам!

26.09.2016

www.factroom.ru

Искусство композиции в фотографии, советы и примеры

Композиция – вот что отличает обычный снимок  от Невероятного  снимка.  Так как один и тот же объект  фотограф может видеть совершенно по-разному.  Ниже вы можете ознакомиться с примерами.

О композиции в фотографии.

1) Точка зрения.

Прежде чем что-то изобразить, всегда старайтесь представить, как это будет выглядеть на фотографии, это поможет узнать, что попадает в кадр, а что нет. Находится в одной плоскости  с предметом, лучше, чем снимать  из-за угла. Кроме того, попытка сфотографировать сверху, или снизу поможет зрителю увидеть предмет с той стороны, с какой он его никогда не видел.

 

2)Простота.

Постарайтесь сделать кадр максимально простым, это поможет зрителю сосредоточиться только на нужном предмете. Другими словами – минимизируйте свой кадр. Постарайтесь сделать так, что б фон был максимально простым и объект легко выделялся для зрителя.

 

3)Геометрические фигуры.

Ищите формы, узоры, симметрии, так что б глаза ловили геометрии линий и кривых. Попробуйте составить изображение в соответствии с этими формами. Появление этих уникальных символов в кадре позволяет правильно расставить акценты,  заставляет зрителя легко воспринимать кадр.

4)Балансировка фото

Балансировка изображения с помощью композиции позволяет избежать пустоты в снимке, попробуйте сбалансировать вес в кадре используя менее важные объекты, или пытаясь связать второстепенные элементы с главным.

5)Абстрактные объекты.

Появление нейтральных, или абстрактных объектов в кадре делает его особенным. Попробуйте поймать такой момент, фотографируя памятники и исторические места , и это сделает ваш снимок интересным, непохожим на другие. Благодаря абстрактным предметам зритель может отвлечься от  главного объекта, а это добавляет некую  драматичность картине.

6)Обрезка.

Не все кадры изначально идеальные, очень часто это результат хорошей обрезки, именно она делает кадр более выразительным. Благодаря правильной обрезке можно убрать отвлекающие факторы, обратить внимание на нужный объект, или изменить ориентирование изображения.

7)Глубина.

Постарайтесь изобразить некую глубину на заднем плане снимка, сосредоточившись на передний план. Оставляйте много места на переднем плане и наполняйте его выразительными объектами. Большую роль в создании глубины изображения играет естественный свет.  Кроме того, создание этих «глубин» позволяет  зрителю увидеть большую полноту картины.

8)Правила.

Следование трем правилам  –  Правилу Золотого сечения, Золотого треугольника и Золотой середины, принесет хороший результат. Не нужно думать об этом в момент съемки, дальнейшая обрезка фотографии поможет все сделать правильно. Хотя с опытом все эти правила начнут выполняться сами собой.

9)Черно-белая съемка.

Черно-белой съемке следует уделить  особое внимание. Она широко используется в художественной фотографии. Изображение, в данном случае, должно быть  полностью контрастным, это сделает его восприятие намного проще и легче для зрителя. Это заставляет зрителя не обращать внимания на мелочи и полностью акцентирует  его взгляд  на объект внутри кадра.

Что бы нарушать правила, нужно сначала, научится их выполнять. Попробуйте эффективно нарушать все правила упомянутые выше, это сделает вашу работу уникальной. Постарайтесь найти что-то своё, и сделать свои работы максимально привлекательными

cameralabs.org

12 композиционных приемов в фотографии (с примерами)

Я бы не все эти приемы назвала композиционными, но раз так нас учили в Академии фотографии, то пусть такими и называются. Как сказали, три-четыре композиционных приема в фотографии делают ее добротной. Шесть-семь - шедевром. 🙂


1. ГАРМОНИЧНОЕ СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕКТ-ФОН (фокус на нужном объекте, единая тональность).


Владимир Мельник.


Бегом из осени. (c) arcobaleno-ru.livejournal.com

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БЕСПОРЯДОК в обыденной ситуации (или новый, иной взгляд на вещи, вскрытие изюминки)

© ICRC / M. Yerow

3. ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ (кадр делится на 9 равных частей, сюжетно важные объекты "размещаются" по пересечениям линий, обеспечивая гармоничное деление кадра)


Marco Kokic.


Владимир Мельник.


(c) arcobaleno-ru.livejournal.com

4. РАСФОКУС (творческое использование глубины резкости - когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные размыты.)


Marco Kokic.


© Getty Images/ICRC/Jonathan Torgovnik

5. ПРОВОДКА (движущийся объект остается резким, а фон несфокусирован)


Владимир Кудрявцев.

6. СИЛУЭТ (четкий силуэтный рисунок основного объекта съемки, цветом или светом отделяющий от фона)


Фан Хо.


Владимир Мельник.

7. ОТРАЖЕНИЯ И ТЕНИ (такие же важные части сюжета и композиции, как объекты и фон)


© Getty Images/ICRC/Jonathan Torgovnik


Владимир Мельник.

8. ЧЕТКАЯ ПЕРСПЕКТИВА (может быть линейной и тональной)

Линейная:


Грозный. (c) ICRC

Тональная:


Владимир Мельник

9. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ (пиковый момент развития ситуации - перевод статьи Картье-Брессона)


Владимир Мельник.

10. ФРЕЙМИНГ – работа с границами кадра:

- отрезка кадром сюжета, объекта съемки,

Владимир Мельник.

- вокруг сюжетного объекта создается рамка за счет других элементов кадра


(c) arcobaleno-ru.livejournal.com


Marco Kokic.

- фрейминг переднего плана – использование объектов на переднем плане,
чтоб подчеркнуть план и создать глубину пространства, резка объекта по несуществующим границам


Владимир Мельник.

11. РАКУРСНАЯ СЪЕМКА (необычность направления взгляда при съемке)


Иран. Владимир Мельник.


Александр Родченко

12. РИТМ (порядок графики и порядок смысла могут гармонировать, а могут конкурировать: отдельные объекты могут выбиваться из общего ритма).


Фотоотчет Альберто Каиро: 30 лет в Афганистане.


(c) ICRC

.
Владимир Мельник.

arcobaleno-ru.livejournal.com

Фотография с нуля • Урок №6. Основы композиции

В этом уроке вы узнаете: Основы композиции. Смысловая и декоративная компоновка кадра. Композиционные приемы: перспектива, правило третей, золотого сечения, диагоналей. Главные и второстепенные объекты композиции. Основные ошибки начинающих фотографов.


Что же такое композиция? Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей (компонентов), образующих в конечном итоге единое целое – завершенное и законченное изображение.

Почему важна правильная композиция? Для того чтобы лучше передать в фотографии идею используют специальные выразительные средства: освещение, тональность, колорит, точка и момент съемки, план, ракурс, а также изобразительный и различные контрасты. Отражение живой, настоящей жизни не будет адекватным без соблюдения определенных правил. Как, например, передать движение или мимолетность мгновения? Это требует знания законов композиции, иначе ваши фотографии превратятся в случайные щелчки затвором и будут не интересны окружающим.

Общий смысл правильно выстроенной композиции кадра в том, что мы легко и непринужденно рассматриваем фотографию. При этом мы получаем эстетическое удовольствие, видим логическую связь между предметами в кадре, любуемся деталями изображения. Бывает и наоборот, мы удивлены или шокированы, нам все непонятно, но и в этом случае правильная — или намеренно неправильная — композиция передает через фотографию творческий замысел автора.

 

Сюжетный центр и равновесие

У любой хорошей фотографии должен быть некий главный объект, иногда его называют смысловым или сюжетным центром. Это то, ради чего автор забирался в горы, преодолевал пустыни или просто отвлекался на время от веселья в кругу друзей, чтобы вынуть фотокамеру и нажать на кнопку. Этим центром могут быть «я на шашлыках», а может быть и заснеженная вершина, одинокое дерево, человеческое лицо или просто изящный изгиб линий в абстрактном натюрморте. 

В простых домашних фотографиях сюжетный и геометрический центр часто совпадают, то есть главный объект находится прямо по центру снимка. Такими карточками переполнены семейные альбомы, и листать их, а тем более рассматривать фотографии интересно только самым близким родственникам. Если фотограф стремится сделать что-то большее, чем снимок «я на фоне пирамид», то надо быть готовым к тому, что времени и сил придется потратить больше.

Перед тем как жать на кнопку затвора камеры, определитесь со смысловым центром и найдите его в окружающем пространстве, выделите мысленно, что является главным, самым интересным для вас. Возможно, сначала это будет непросто и придется поработать головой (ну, повертеть в разные стороны, осмотреться), но затем, по мере накопления опыта, ваш взгляд сам будет находить интересные сюжеты.

Идем далее. Существует очень старое и простое правило, позволяющее почти всегда добиваться успеха. Иногда его называют правилом третей. Оно позволяет гармонично сбалансировать изображение, придав ему динамику и визуальную естественность. В чем его смысл? Пространство кадра мысленно разбивается двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на равные части. Из трех горизонтальных и трех вертикальных полос получается некая сетка с точками пересечения линий.

Наиболее важные элементы кадра рекомендуют располагать вдоль этих линий или же в точках их пересечения. Дело в том, что подобная асимметрия изображения воспринимается более естественно и во многих случаях позволяет эффективно использовать отрицательное пространство вокруг главного предмета.

Правило третей широко применяется в самых разных типах изображений. Например, в пейзажах линию горизонта часто располагают вдоль верхней или нижней линии третей, а рядом с одной из вертикальных линий отображают объект, к которому хотят привлечь внимание (дерево, здание и так далее).

При создании портретов лицо можно убрать от центра, чтобы избежать ненужного сходства с «фотографией из паспорта». Чтобы привлечь внимание к глазам, стоит выбрать такую композицию, чтобы один глаз располагался на одном из верхних пересечений условных линий.

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники также пользуются понятием "Золотого сечения". Близкое понятие к правилу третей. Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий.

$IMAGE8-left$Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.

Также существуют второстепенные линии, которые должны «вести» взгляд к сюжетному центру. Под второстепенными линиями могут пониматься не только конкретные линии, но и череда предметов или деталей, расположенных один за другим. Это и есть правило диагонали. Согласно правилу диагонали, важные элементы изображения должны быть установлены вдоль диагональных линий. Диагональная композиция с направлением от левого нижнего угла к правому верхнему спокойнее, чем построенная на противоположной, более динамичной диагонали.

Линейные элементы, например, дороги, водные пути, береговая черта, ограждения, установленные по диагонали, обычно делают пейзаж более динамичным, чем те, которые расположены горизонтально.

 

Равновесие на снимке - для чего оно?]

Композиция бывает уравновешенная или неуравновешенная. Что это значит? Представьте себе, что вы несете в одной руке тяжелую сумку. Ваше тело будет представлять собой неуравновешенную композицию. Взяв в другую руку такую же тяжелую сумку, вы сделаете композицию вашего тела уравновешенной.  Дело в том, что любая несбалансированная композиция выглядит случайной, а уравновешенная композиция гармонична, и кажется, что ни одно изменение невозможно. В равновесии важно все, даже направление движения объектов или их визуальный вес.

Самый простой способ уравновесить композицию - расположить объект съемки по центру изображения. Однако, как мы только что рассмотрели выше, это не самое удачное решение. Если сместить объект в сторону - равновесие нарушается. Одна часть снимка становится как бы тяжелее и визуально перевешивает другую. Кадр будто бы желает повернуться по часовой стрелке. 

Чтобы выправить неуравновешенную композицию, необходимо ввести в пустующую часть снимка какой-либо объект. При этом следует учесть, что в фотографии вес заменяется объемом (ГРИП), цветом или ассоциациями с тяжелыми или легкими предметами. Цвета, в которые окрашены объекты, также по-разному влияют на их изобразительный «вес»: красный и его оттенки тяжелее, чем голубой, яркие цвета тяжелее темных.

Также можно уравновешивать, с точки зрения композиции, фигуру модели за счет разнообразных движений. Если, например, модель делает жест рукой в одну сторону, то композиционно его можно уравновесить жестом ноги или поворотом головы в другую сторону. То есть жест в одну сторону любой части тела уравновешивается жестом в другую сторону руки, ноги, головы или изгибом корпуса.

Можно применить один из удивительнейших приемов композиции - развивающееся движение, которое уравновешивает снимок. Данный психологический эффект предполагает наличие свободного места в направлении движения или взгляда. Стоит только в кадре оставить свободное место там, куда развивается движение, композиция сразу выравнивается.

Кроме этого, развивающееся движение можно заменить направлением взгляда. Однако взгляды тоже бывают разные, и для них требуется разное свободное место на снимке. Спокойный, добродушный или полусонный взгляд требует немного свободной площади. А вот яростный, роковой, завлекающий—гораздо больше. Взгляд, направленный на себя, вообще не требует места.

Не стоит забывать и о психологии зрителя: например, человеческие лица с ярко выраженными эмоциональными состояниями, как магнит, притягивают наше внимание.

СОВЕТ. Перемещение слева направо нам кажется быстрее, чем справа налево, а объект, размещенный с правой стороны, весит больше, чем расположенный слева. Предмет, находящийся в верхней части кадра, «весит» больше, чем точно такой же предмет внизу кадра. Одинокий маленький элемент с краю кадра, расположенный вне основных линий, композиционно «весит» больше, чем большой объект, который находится по центру или расположен на оси, проходящей через центр композиции. Можно сказать, что действует правило «рычага»: чем дальше от центра равновесия — тем больше «вес» элемента в композиции.

 

Важный элемент - задний план. Наш взгляд избирателен, и часто неопытный фотограф видит лишь свой главный объект, но не замечает множества отвлекающих деталей на заднем плане или рядом с сюжетным центром. Очистите кадр от лишних деталей! Посмотрите вокруг и выберите подходящий фон. Возможно, эти проходящие случайные люди сейчас переместятся за край кадра. Ветки деревьев, что «растут» у людей из-за головы и мешают воспринимать объект, можно убрать, слегка сместившись в сторону, и т. д.

Вообще-то выбор заднего план — одна из основных задач фотографа, и если с выбором объекта у вас поначалу не возникало проблем, то фоном может быть все что угодно. Оглянитесь вокруг, возможно, эти кустики сзади не так хороши, как вам кажется, яркие цветы очень красивы, но отвлекают внимание, а ковер над диваном, где сидят гости, слишком пестрый (кстати, традиционная ошибка фотографов-любителей, как и мусорка на заднем плане). 

Фотокамера, в отличие от глаза, беспристрастно фиксирует все, и в результате на снимке вместо важного вам события или факта может получиться некий винегрет из второстепенных, незначительных и главное — отвлекающих деталей. Предметы фона не должны уводить взгляд от главного, и если ваш главный объект темный, то фон желательно выбрать светлее, и наоборот: светлый объект хорошо выделяется на темном фоне. При этом не надо забывать об экспозиционных поправках.

Перспектива. Фотография, на которой можно почувствовать глубину пространства, сразу привлекает внимание. Такие снимки выглядят лучше, их интересней рассматривать. Чередование планов — переднего, среднего и дальнего — придает фотографии естественность. 

Для туристических фотографий старайтесь выбрать фоном не слишком пестрые или яркие предметы, обратите внимание, как освещен задний план. Если ваш объект съемки находится в тени — фоном не должны быть ярко освещенные солнцем стены зданий или архитектурных памятников. Лучше, если фон будет несколько темнее главного объекта.

Постарайтесь мысленно распределить планы вашей композиции, обратите внимание, что кроме переднего плана объектив увидит объекты, находящиеся за вашим сюжетным центром и еще дальше на горизонте. Обращайте внимание на все пересекающиеся линии и предметы заднего плана. Очень часто намеренное манипулирование фоном используется фотографами как отдельный выразительный прием.

Ритм. Еще одно важное выразительное средство — ритм, то есть изображение на снимке однотипных деталей, фигур или силуэтов. Вся наша жизнь есть чередование дней и ночей, времен года, поэтому ритм помогает понять неслучайность выбора, а постепенное уменьшение одинаковых или похожих фигур — от больших на переднем плане к маленьким на дальнем — опять же подчеркивает перспективу. Большое количество предметов: домов, силуэтов, деревьев, со схожими или даже одинаковыми формами может сложиться в воображаемую линию, которая также приведет взгляд к сюжетному центру и придаст ему большее значение.

 

Композиционные ошибки начинающих фотографов

Каждый получает бесценный опыт, преодолевая трудности и неудачи. Все допускают ошибки. Именно это учит не наступать на те же грабли в будущем. Но, естественно, никто не хочет набивать шишки, поэтому правильнее всего учиться на чужих ошибках и пользоваться опытом профессионалов.

Рассмотрим типичные композиционные ошибки, которые допускали все, кто когда либо держал фотоаппарат в руках. Эти ошибки встречаются как у начинающих фотографов, так и у тех, кто имеет некоторый багаж знаний и опыта.

Обрезанные части людей или достопримечательностей. Чтобы правильно кадрировать снимок, нужно просто приноровиться к своему фотоаппарату и внимательно следить за тем, чтобы объект съемки попадал в кадр целиком.

Нарушение пропорций тела человека. Неправильный ракурс может исказить естественные пропорции тела. При съемке сверху, человек будет казаться с большой головой и короткими ногами. При съемке снизу всё будет наоборот. Если получение такого снимка не является вашей целью, следите за ракурсом и пропорциями.

Заваливание горизонта. Многие допускают ошибку, держа фотоаппарат во время съемки слегка наклоненным. Линия горизонта на снимках должна быть параллельна нижнему и верхнему краю снимка. Многие фотоаппараты могут отображать на экране сетку, которая помогает выравнивать кадр.

В кадре посторонний объект. Такая ошибка часто возникает из-за того, что кадр не выстроен. Перед тем, как делать фотографии, нужно продумать, что именно должно быть на снимке, оценить окружающее пространство.

Несбалансированная композиция. Неопытный фотограф не подозревает о существовании правил золотого сечения, третей, направляющих линий и т.д., и зачем их нужно знать - тем более. Расположение по центру кадра - пожалуй, самая известная и самая распространенная ошибка. В расположении объекта по центру нет ничего страшного, но такой кадр попросту скучен, в нем нет динамики, сюжета, движения. Конечно, иногда такая композиция оправданна.

Незамеченные детали на фоне. Портрет, на котором из уха модели торчит стрела башенного крана, а на макушке развевается флаг, имеют полное право на существование, более того, они оригинальны. Но во многих случаях это не та оригинальность, которой ты ждешь от снимка. Порой после съемки удивляешься, как это ты не заметил в видоискателе, что этот столб (мусорный бак, огрызок яблока,  бутылка, окурок...) очень портит кадр. Но уже поздно, и не все можно исправить с помощью редактора.

Пустая композиция. В кадре слишком много пустого места, не несущего никакой полезной информации. Взгляд зрителя мечется в этой пустоте, не зная на чем остановиться. Такой кадр напоминает знаменитую картину самого лучшего в мире Карлсона - «Очень одинокий красный петух».

Перегруженная композиция. В кадре очень много предметов - фотомусора, зачем они нужны - непонятно, но разнообразие порой впечатляет. Собственно объект съемки теряется на их фоне, удержать на нем внимание практически невозможно.

Существует еще множество ошибок, которые допускают фотографы, но чтобы начинать учиться правильной технике фотографирования, нужно запомнить основные правила, и всегда обращать внимание на мелочи.


Итоги занятия: композиция помогает фотографу правильно выстроить кадр, в соответствии с замыслом, через визуальные образы донести свою идею зрителю и фотографическим языком рассказать что-то об окружающем мире. Познакомились с основными правилами построения кадра и типичными ошибками начинающих фотографов.

Практическое задание. 

1. Практически во всех фотокамерах в видоискателе (на экране)  есть сетка, показывающая линии правила третей, и позволяет предварительно оценить правильность композиции, но чаще всего ошибочно отключается новичками. Включите отображение сетки. Используйте инструкцию к вашей камере.

2. Просмотрите ваши фото, снятые, например, в вашем крайнем отпуске. Оцените правильность их композиции, найдите ошибки. Перекадрируйте эти снимки в редакторе, если пространство на них позволяет, так, чтобы улучшить композиционное построение.

3. Какие ошибки при съемке размещенных ниже фотографий допустили авторы?

  Фото №1

 Фото №2

 Фото №3

И помните: надо знать законы композиции и соблюдать их, но без фанатизма: иногда их можно и нужно нарушать, иначе все снимки были бы похожи один на другой. 

 

Ваши вопросы по теме занятия и результаты выполнения практического задания мы ждем на форуме сайта.


В следующем уроке №7: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что – лишнее? 

dphotoworld.net

Самые эффектные приемы фотосъемки

Фотосъемка — это отличный способ самовыражения, но не каждая фотография может претендовать на статус шедевра. Фотография должна отражать суть, она должна иметь особую глубину, которая не видна обычно человеку. В каждом таком фото есть то нечто, которое позволяет остановиться взгляду, задуматься. Не случайно, фотография становится одним из видов искусства. 

Многое зависит от практики, а также от вашего стиля фотографировать. Именно ваше видение мира вы передаете через снимки, и чем профессиональнее фотограф, тем больше он может донести через свою работу. В этой статье пойдет речь о нестандартных приемах фотосъемки.

Несколько советов для начинающих фотографов

  1. Измените угол. Сделайте фотографию под другим углом, с другой стороны. Не так, как это привыкли видеть люди обычно. 

    Этот очень простой прием поможет получить самые интересные снимки. Вам нужно лишь наклониться или наоборот забраться на возвышенность, чтобы сделать фото. Большинство людей видят мир «на уровне глаз», вы можете открыть для них новые грани видения мира, лишь изменив угол съемки. Попробуйте встать очень близко — и вот вы уже «заглянули в душу» вашей модели:


    Вы можете даже сфотографировать снизу вверх или даже в лежачем положении. Или найдите ту точку съемки, при которой объект будет выглядеть необычно, но не перестарайтесь, так как можно исказить до неузнаваемости. Например, если вы фотографируете здание, то большинство людей привыкло видеть его фасадный вид, попробуйте показать им вид сзади.


    Манипулируя только углом съемки, можно получить непревзойденный эффект, люди будут останавливать свои взгляды на вашей фотографии, чтобы увидеть привычный объект с другой стороны, а вы будете знать, что сделали уникальную фотографию!
  2. Пытайтесь «сломать» композицию. Существуют определенные правила композиции: правила третей, золотого сечения и другие. Они помогут вам составить гармоничный снимок. Но иногда нужно уметь разрушать все правила, чтобы не было безумно скучно, устанавливайте свои правила игры, так вы найдете свой стиль. Неполное заполнение кадра (лишь одной из его сторон) или когда на фотографии больше фона, чем «положено», может оставить совершенно другие впечатления от фото и вызвать эмоции.


    Даже групповые портреты в одну линии, снятые под необычным углом, добавят вашей фотографии выразительности и создадут эффект непринужденности.
    Плоскости, прямые линии могут тоже получиться интересно, если вы уйдете от обыденности, вы должны хотя бы попробовать, что из этого получиться! Фотограф обязан постоянно экспериментировать!


    И, как вы можете заметить, что добавляя в построение композиции что-то новое, вы можете добиться отличных результатов. Не бойтесь нарушать даже несколько принципов композиции!
  3. Игры с тенями.


    Если вы начинающий фотограф, то вам будет полезно делать снимки на рассвете. так вы получите интересные сведения о том, как влияет уровень освещенности и угол света на качество снимка. В это время легче увидеть предметы, и не стоит сильно беспокоиться об излишней затемнённости объекта. Вы можете добавить тени для создания собственного авторского стиля.


    Помимо простого добавления глубины, тени могут играть и роль фокусировки внимания. С помощью умелого использования теней — вы обратите внимание зрителя на других частях кадра. На фотографии выше при помощи теней добавляется ощущение тайны на простом снимке человека, который ждет автобус на остановке. Иногда тени могут выступать даже в качестве основного объекта:

    Интересно игры с тенями смотрятся на черно-белых фотографиях, но вы можете использовать их и на цветных снимках.
  4. Добавьте размытие

    Большую часть времени мы пытаемся бороться с размытыми снимками, устраняя технические проблемы и боремся за четкость фотографии при помощи специальной обработки. Но иногда смазанность фото позволяет получить интересный эффект. На фотографии с велосипедистом размытие добавляет эффект движения, который трудно представить без некоторой смазанности на фото.
     
    Зум взрыв (зум блюр, или zoom blur) поможет вам добиться эффекта падения. Техника подразумевает изменение масштаба в то время, как фиксируется сам снимок, т.е. во время срабатывания затвора фотокамеры. Это займет много усилий, чтобы получить его, но результаты могут быть очень крутыми.

    Еще одна из интересных техник — это размытие фона с помощью эффекта боке.
  5. Сделайте акцент на цвете

    Вам может показаться захватывающим включение большого количество цветов в ваш снимок, но попробуйте ограничиться лишь 2-3 основными цветами, и вы увидите новые горизонты восприятия. 
    Если же вы хотите подойти к вопросу творчески, то при помощи несложного редактирования вы можете добиться выделение объекта цветом.

    Вы можете пойти и другим путем — отображение различных оттенков одного цвета в кадре может визуально увеличить пространство, как на фото ниже:

Заключение

Это основные пять советов для получения уникальных снимков. А какие секреты фотографии есть у вас? Поделитесь ими в комментариях.

Автор: Dann Albright

В статье использованы фотографии:  wayfarer life via Shutterstock.com, antoniodiaz via Shutterstock.com, Syed Abdul Khaliq via flickr, Lutz Koch via flickr, Jayel Aheram via flickr, Kyle Post via flickr, Neil Moralee via flickr, tiz via flickr, jankie via flickr, blurAZ via Shutterstock.com, PrinceOfLove via Shutterstock.com, Joe Penniston via flickr, Dima Sobko via Shutterstock.com, Plbmak via flickr, Alfonso via flickr.

vgrafike.ru

Творческие приёмы и авторские секреты при съемке в путешествии

Ежедневно сотни фотографов посещают популярные экскурсионные места, делают тысячи кадров выдающихся достопримечательностей. Выделиться среди них, сделать кадр, который скажет немного больше — нелегкая задача. Мы поможем с ней справиться.

Творческие приёмы и авторские секреты

Каждый день в мире снимаются миллионы фотографий, миллионы же людей посещают известные и не очень туристические места. Но далеко не все фотографии туристов могут красиво и интересно рассказать о местах, где они были сняты. Чем же отличается художественное travel-фото от обычной туристической фотографии и какие приёмы могут помочь сделать фотографии, выделяющиеся из общей массы? В этом уроке я приведу некоторые творческие приёмы, которые помогут сделать ваши фотографии выделяющимися из потока обыкновенных туристических фото.

Снимайте много

Снимайте много – это хорошая тренировка. Но не снимайте бездумно, отдавайте себе отчёт, что, как и зачем вы снимаете. Представьте себе, что у вас в руках плёночный фотоаппарат, как в доцифровую эпоху с плёнкой на 36 кадров и подумайте, как лучше снять сюжет, который вы собрались снимать, прежде чем щёлкнуть затвором.

Помните о том, что показатель хорошей художественной фотографии – то, что она может быть интересна не только автору, а ещё и незнакомым людям, никогда не бывавшим в тех местах, что изображены на фотографии и никак не связанных с историей, изображённой на фото.

Но не делайте десятки фотографий одного и того же места – потом, при разборе фото дома, вы в них просто утонете, так и не разобравшись. А фотография всё же не должна лежать забытой где-то в затерянных уголках жёсткого диска, она должна быть просмотрена хотя бы раз, а ещё лучше- напечатана. Впечатления от напечатанного фото, которое вы держите в руках, совсем другое, нежели от фото на экране компьютера. Печатайте свои фотографии, хотя бы немного.

Смотрите фотографии

Смотрите как можно больше фотографий, интересующих вас мест, сделанных профессиональными фотографами. Попробуйте понять, чем именно руководствовался фотограф, составляя композицию той или иной фотографии, как он выстроил свет на ней, что хотел сказать зрителю. Если вы просматриваете много профессиональных фотографий, какие-то общие моменты построения кадра, вам обязательно запомнятся и отложатся у вас в голове.

Фотографируйте глазами Если у вас вдруг не оказалось камеры под рукой, просто подумайте, как бы сфотографировали то или иное место, где наиболее выгодный ракурс, как вы расположили бы композиционные элементы на фото. Возможно, вы попадёте на то же самое место ещё раз, но уже с фотоаппаратом. Даже если вы в такие места и не попадёте, то такая фототренировка просто будет полезной в дальнейшем.

Ищите свет

Даже не самое интересное место с точки зрения достопримечательностей, можно сфотографировать очень интересно, если следить за игрой света (также, наоборот, можно испортить даже самые интересные места, сфотографировав их с неудачное время с плоским неинтересным светом). Свет – это то, что делает фотографию непохожей на другие, он говорит об уникальности снимаемого момента, помогает обратить внимание в фотографии на то, что вы хотели сделать заметным и убрать то, на что вы не хотели акцентировать внимание.

Никогда не отчаивайтесь, придя в какое-либо место и увидев там неинтересный свет. Подумайте пока о композиции снимка, подождите и, возможно, свет появится. Иногда достаточно его появления всего на 15 вечерних минут, после серого пасмурного дня, чтобы получить великолепные фото. Если вы планируете снимать какой-либо пейзаж на рассвете или закате, уточните во сколько ожидается рассвет. Обычно это можно посмотреть на погодных сайтах в интернете, есть специализированные программы для коммуникаторов, показывающие время восходов и закатов и даже направление солнечных лучей. Некоторые фирмы (например, Suunto) выпускают специальные часы для путешественников, в которых есть функция определения режимного времени в разных точках мира в различные сезоны.

Уточнив время восхода или заката солнца, определитесь, с какой стороны будет освещено место, которые вы собираетесь снимать будущим утром или вечером. Например, это очень важно в горах – в частности, Эверест (с непальской стороны), снимают на закате, так как он расположен так, что с непальской стороны солнце встаёт из-за него и верхушку освещает только вечером, на закате. Утром снять его так, чтобы верхушка была красиво освещена, не получится из-за направления солнца. В горной съёмке вообще есть общее правило – для того, чтобы получить эффектные фото с горными вершинами, освещёнными солнцем, нужно либо встать до рассвета, в темноте и пораньше дойти до точки съёмки, либо проделать то же самое заранее вечером, перед заходом солнца. Только не забудьте, что вечером вам ещё нужно будет как-то добраться до места, где вы будет ночевать и остаться целыми и невредимыми.

Снимайте сериями

Лучший репортаж о каком-либо месте – это фотографии, объединённые какой-либо общей темой, идеей. Кстати, как правило, именно серия фотографий может показать уровень фотографа, так как одну хорошую, но случайную фотографию может сделать кто угодно, а вот хорошую серию уже далеко не каждый.

Такие фотосерии очень интересно смотреть, они дают полноценный рассказ о каком-либо месте или человеке. Обратите внимание, как иллюстрируются статьи в журналах о путешествиях – там обычно публикуют именно серии фотографий.

Снимайте в режимное время

Не забывайте, что лучший свет на фото можно получить в режимное время, за некоторое время до восхода солнца, во время и некоторое время после него. Тоже самое относится и к закату. Не поленитесь встать рано утром и потом вы ещё сами будете удивляться, какие красивые и необычные фотографии получились у вас с места, в котором днём нет ничего необычного. Рано утром нередки красивые туманы, которые придают фотографиям некоторую мистичность. Очень красиво выглядит солнце, встающее сквозь густой туман.

Вид тумана где-то внизу, в долине, когда вы снимаете с высокой точки, тоже, как правило, выглядит очень интересно. Утром также часто выпадает роса и можно снять интересные макросюжеты с её капельками.

Снимайте ночью

Ночь моет дать вам очень интересные сюжеты, ведь именно в это время во многих городах включают очень зрелищную подсветку. Фотографии подсвеченных зданий могут быть очень эффектными, особенно на грани наступающей ночи, когда вокруг ещё не совсем темно.

Если вы находитесь на природе в полнолуние, ночью тоже можно найти хорошие сюжеты, например, с отражением луны в воде. Снимая в контровом свете луны, можно встать так, чтобы на лунной дорожке оказался чей-либо силуэт или, например, живописное дерево. Вода на длинных ночных выдержках становится гладкой и матовой, что выглядит на снимках очень живописно.

Но не забывайте брать с собой для ночной съёмки штатив – он вам обязательно понадобится.

Ищите передний план

Снимая пейзаж, обязательно позаботьтесь о переднем плане на фото, от которого вы будете отталкиваться в построении кадра. И может быть камень, дерево, постройка, какой-либо предмет. Но именно наличие переднего плана делает фото  сбалансированным,  играет огромную роль в его композиции.

Композиционные правила

Не размещайте важные сюжетные элементы по центру фотографии. Размещайте их по правилу третей, направляющей линии или S-образной композиции, смотря как вам кажется это более целесообразным в вашем сюжете.

Правила далеко не решают всё, конечно, лучше дойти до такого уровня, чтобы без них чувствовать, как правильно разместить эти элементы на фото. Но для того, чтобы нарушать правила, нужно сначала научиться их выполнять.

Ищите неизбитые места

Если вы едете в поездку именно за фотографиями, то лучше выбирать неизбитые, неистоптанные туристами места. К счастью, таких мест пока ещё осталось довольно много. Правда, в некоторые из них добраться несколько сложнее, чем в стандартные. Изучите интернет на предмет поиска интересных для фотографии мест, согласно своим вкусам. Не обязательно ехать далеко – Россия очень богатая страна на всевозможные любопытные и фотогеничные места. Чего стоит хотя бы Русский север, Кавказ или Байкал! Есть справочники типа «100 удивительных мест России» и т.п.,которые могут помочь с поиском таких мест. Впрочем, сейчас нам открыт практически весь мир. Единственное, что нужно сделать – выйти из дома и открыть его для себя, ведь клуб кинопутешественников на экране телевизора – это одно, а увидеть мир своими глазами, получая личные впечатления – это совершенно другое. Да ещё и привезти интересные фотографии, которые можно будет рассматривать потом и показывать друзьям.

Путешествуйте сами

Один из лучших (и очень популярных в последнее время) вариантов – самим спланировать своё путешествие, купив путеводитель, карту, изучив отзывы в интернете и заранее позаботившись о узких местах в вашем путешествии. То есть, желательно предварительно составить подробный маршрут, с учётом вашего времени, получить необходимые визы (если их нельзя получить в аэропорту по прилёту) забронировать номер в отеле и местные перелёты, если они планируются. Так вы будете ни от кого не зависимы и свободны в своих передвижениях. Возможно, такое путешествие не обойдётся без некоторых приключений, но и впечатлений вы получите в разу больше, чем от организованной турагенством поездки. В далёких странах лучше позаботиться о поиске местного гида, который поможет вам лучше сориентироваться на месте и решить возникающие текущие проблемы.

Ездите в фототуры

Поехать в поездку с профессиональным фотографом, проводящим мастер-класс где-то на выезде – всегда полезно для начинающего фотографа. Дело в том, что расписание обычного туристического тура не рассчитано на продолжительную съёмку, на фотографирование в режимное время и т.д. Чтобы вам не приходилось тормозить всю туристическую группу, вызывая общее недовольство на свою голову, лучше заранее поехать в поездку с людьми, имеющими схожие с вашими цели и интересы. Фототуры специально подбираются из людей, интересующихся фотографией, расписание их подобрано с учётом возможности съёмки в нужное время и опытный фотограф может на практике показать вам, как лучше снимать, с ним можно обсудить какие-то ваши конкретные вопросы, исправить ошибки на месте.

Изучайте информацию заранее

Планируя поездки, поинтересуйтесь заранее и как можно подробнее местами, в которые вы едете. Так вы уже заранее будете знать самые популярные ракурсы. Не бойтесь открыточных фото, традиционные ракурсы известных достопримечательностей – вариант беспроигрышный. Но лучшим вариантом будет, конечно, снять их с необычным светом.

Изучите вашу камеру

Перед поездкой как следует, изучите инструкцию к вашей камере. Если что-то вам будет не понятно,попробуйте попрактиковаться в неясной вам технике съёмки ещё дома. Потом, на выезде, изучать инструкцию будет уже поздновато.

Используйте подручные средства

Если вокруг у вас начинают сгущаться сумерки, вам потребуется либо использовать штатив, чтобы снимать фото с длинной выдержкой, либо сильно увеличить чувствительность фотоаппарата. Если штатива у вас нет, а на вашей модели камеры высокая чувствительность заметно портит качество снимка, то попробуйте, держа камеру в руках, прижать локти плотно к своему туловищу и задержать дыхание на секунду. При этом поставьте установки фотоаппарата на съёмку сериями – так вы, возможно, сможете получить несколько резких кадров среди серии.

Неплохим вариантом будет поискать замену штативу где-то рядом – поищите на что можно поставить фотоаппарат. Если поставить фотоаппарат совсем некуда, а у вас есть широкоугольник, иногда можно снять с объектива бленду и подложить её по объектив. Так, чтобы он был направлен на интересующий вас объект и смотрел немного вверх. Широкоугольные объективы захватывают в кадр много пространства и так можно получить неплохую фотографию общего плана с низкой точки. Лишнее потом можно будет обрезать при обработке на компьютере.

Включайте в фотографии людей

Если вы будете включать в фотографии людей, то ваши пейзажи расскажут о местах, где вы были, намного больше. Именно люди, находящиеся в повседневной обстановке, лучше всего расскажут на фото о специфике далёких и не очень стран. А чтобы вам было легче получить такие фото, почаще улыбайтесь людям и постарайтесь общаться с ними как можно больше. Тогда и ваши фотографии будут естественными и вы и ваши модели получите удовольствие от  фотографирования.

Фотографируйте детали

Фотографируйте не только общие планы. Не забывайте про детали – они очень важны и могут рассказать нам о снимаемом объекте ничуть не меньше, а подчас и больше, чем общий план. И наоборот – фотографируя детали, не забывайте про общий план, чтобы дать полноценное представление о каком-либо месте. Если ваша точка съёмки достаточно высока, попробуйте снять панораму. Лучше всего это делать со штатива, но, если его у вас с собой нет, то попробуйте поставить камеру на что-нибудь, например, на ограду забора или набережной, чтобы кадры не сдвигались в вертикальной плоскости.

Ярмарки

Разузнайте по поводу местных базаров, народных праздников, ярмарок и карнавалов. В это время там можно сделать массу интересных фотографий людей, которые мало того, что, частенько, необычно выглядят, так ещё и сами желают фотографироваться. Да и сами торговые ряды, например, рыбных базаров, выглядят очень привлекательно.

Избегайте банальных снимков

Не превращайте весь фотоматериал из вашей поездки в альбом на тему – «я на фоне каждого памятника в таком-то городе» или «как я стою у каждого столба в городе N». Такие фотографии, как правило, набивают оскомину, при рассматривании их в большом количестве и склоняют людей к засыпанию в самое неподходящее время и место.

Конечно же, про себя любимого, совсем забывать не стоит и несколько фотографий с собой из поездки привезти, конечно же, необходимо. Постарайтесь на них как-то связать себя с окружающим пейзажем – например, показать рукой на интересную достопримечательность, может быть забраться на неё, если это возможно, или выглянуть из-за неё. Попросите своих спутников сфотографировать момент, как вы общаетесь с какими-либо местными жителями. Такие фотографии вам запомнятся намного больше, и не будут навевать скуку при их рассматривании.

Удачных вам поездок и фотографий!

Примеры фотографий на тему урока.

Несколько лошадей из полудикого табуна, свободно пасущихся на островах между Волгой и Ахтубой. Снято бюджетным вариантом — камерой-просьюмеркой с гиперзумом (Panasonic Lumix) и стабилизатором. При съёмке животных очень желательно, чтобы фокусное расстояние было не меньше 300мм, а лучше — ещё больше. Оптический стабилизатор помогает избежать смазов при съёмке на больших фокусных расстояниях. Россия, Астраханская область, острова волжско-ахтубинской дельты.

Помните о том, что показатель художественной фотографии – то, что она может быть интересна не только автору, а ещё и незнакомым людям, никогда не бывавшим в тех местах, что изображены на фотографии и никак не связанных с историей, изображённой на фото. Россия, Кольский полуостров, озеро Сейдозеро.

Смотрите больше фотографий, интересующих вас мест, сделанных профессиональными фотографами. Попробуйте понять, чем именно руководствовался фотограф, составляя композицию той или иной фотографии, как он выстроил свет на ней, что хотел сказать зрителю. Если вы просматриваете много профессиональных фотографий, какие-то общие моменты построения кадра, вам обязательно запомнятся и отложатся у вас в голове. Непал, Гималаи, национальный парк  «Сагарматха»,  вид на гору Пумори (7145м) с вершины Чуккунг-Ри (5500м).

Даже не самое интересное место с точки зрения достопримечательностей, можно сфотографировать очень интересно, если следить за игрой света (также, наоборот, можно испортить даже самые интересные места, сфотографировав их с неудачное время с плоским неинтересным светом). Свет – это то, что делает фотографию непохожей на другие, он говорит об уникальности снимаемого момента, помогает обратить внимание в фотографии на то, что вы хотели сделать заметным и убрать то, на что вы не хотели акцентироватьвнимание. Непал, Гималаи, национальный парк «Сагарматха», горный посёлок шерпов.

В горной съёмке вообще есть общее правило – для того, чтобы получить эффектные фото с горными вершинами, освещёнными солнцем, нужно либо встать до рассвета, в темноте и пораньше дойти до точки съёмки, либо проделать то же самое заранее вечером, перед заходом солнца. Только не забудьте, что вечером вам ещё нужно будет как-то добраться до места, где вы будет ночевать и остаться целыми и невредимыми. Непал, Гималаи, национальный парк «Сагарматха», рассвет на вершине горы Ама-Даблам (6812м).

Не забывайте, что лучший свет на фото можно получить в режимное время, за некоторое время до восхода солнца, во время и некоторое время после него. Тоже самое относится и к закату. Не поленитесь встать рано утром и потом вы ещё сами будете удивляться, какие красивые и необычные фотографии получились у вас с места, в котором днём нет ничего необычного. Рано утром нередки красивые туманы, которые придают фотографиям некоторую мистичность. Очень красиво выглядит солнце, встающее сквозь густой туман. Россия, Астраханская область, острова между реками Волгой и Ахтубой, ерик Банный.

Если вы находитесь на природе в полнолуние, ночью тоже можно найти хорошие сюжеты, например, с отражением луны в воде. Снимая в контровом свете луны, можно встать так, чтобы на лунной дорожке оказался чей-либо силуэт или, например, живописное дерево. Вода на длинных ночных выдержках становится гладкой и матовой, что выглядит на снимках очень живописно. Но не забывайте брать с собой для ночной съёмки штатив – он вам обязательно понадобится. Россия,  Астраханская область, острова между реками Волгой и Ахтубой, ерик Банный.

Снимайте серии. Ведь лучший репортаж о каком-либо месте – это фотографии, объединённые какой-либо общей темой, идеей. Кстати, как правило, именно серия фотографий может показать уровень фотографа, так как одну хорошую, но случайную фотографию может сделать кто угодно, а вот хорошую серию уже далеко не каждый. Такие фотосерии очень интересно смотреть, они дают полноценный рассказ о каком-либо месте или человеке. Непал, Гималаи, национальный парк «Сагарматха», вершина Нуптце (7861м).

Снимая пейзаж, обязательно позаботьтесь о переднем плане на фото, от которого вы будете отталкиваться в построении кадра. И может быть камень, дерево, постройка, какой-либо предмет. Но именно наличие переднего плана делает фото сбалансированным, играет огромную роль в его композиции. Россия, Кольский полуостров, озеро Сейдозеро.

Не размещайте важные сюжетные элементы по центру фотографии. Размещайте их по правилу третей, направляющей линии или S-образной композиции, смотря как вам кажется это более целесообразным в вашем сюжете. Россия, Кольский полуостров, озеро Сейдозеро.

Если вы едете в поездку именно за фотографиями, то лучше выбирать неизбитые, неистоптанные туристами места. К счастью, таких мест пока ещё осталось довольно много. Правда, в некоторые из них добраться несколько сложнее, чем в стандартные. Буддистские ступы. Непал, Гималаи, национальный парк «Сагарматха».

Если вы будете включать в фотографии людей, то ваши пейзажи расскажут о местах, где вы были, намного больше. Именно люди, находящиеся в повседневной обстановке, лучше всего расскажут на фото о специфике далёких и не очень стран. А чтобы вам было легче получить такие фото, почаще  улыбайтесь людям и постарайтесь общаться с ними как можно больше. Тогда и ваши фотографии будут естественными и вы и ваши модели получите удовольствие от фотографирования.  Непал, Катманду.

Фотографируйте не только общие планы. Не забывайте про детали – они очень важны и могут рассказать нам о снимаемом объекте ничуть не меньше, а подчас и больше, чем общий план.
Чехия, Прага, фрагмент телебашни.

Попросите своих спутников сфотографировать момент, как вы общаетесь с какими-либо местными жителями или находитесь среди них. Такие фотографии вам запомнятся намного больше, и не будут навевать скуку при их рассматривании. Россия, Кольский полуостров, озеро Сейдозеро.

Задания к уроку No7 «Творческие приёмы и авторские секреты»

Творческие приёмы и авторские секреты
Для выполнения задания к этому уроку вам надо будет сделать ряд снимков:
— пейзажный снимок с ярко выраженным передним планом;
— снимок, сделанный в режимное время;
— снимок, выполненный в ночное время.

Загрузка...

photostocks.info

admin

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о