Приемы в фотографии – 20 композиционных приемов в фотографии — краткое пособие в помощь

Содержание

Художественные средства фотографии. 12 способов получить выразительный кадр. Часть 2

Это продолжение статьи, первые шесть способов вы можете найти здесь. Напомним, что наш материал не претендует на звание всеобъемлющего труда по фотокомпозиции. Мы просто даём ряд практических советов, которые могут вдохновить на новые фотоэксперименты.

7. Акценты

Чтобы зритель понял суть вашего кадра, нужно правильно расставить акценты. Что поможет подчеркнуть главное? Резкость, яркость, цвет, размер, форма, размещение в кадре… Вариантов много, и их не имеет смысла запоминать — для грамотной расстановки акцентов вам потребуется лишь опыт в построении композиции. Конечно, сначала нужно определиться с сюжетом кадра, главными героями и деталями.

Закатное солнце пробивается между горными вершинами. Благодаря дымке мы чётко видим лучи. Один из них, как театральный прожектор, освещает борт корабля. Согласитесь, без корабля этот кадр был бы скучнее. Главный объект выделен цветом и яркостью. Кроме того, на него «указывают» направляющие линии лучей. Во время съёмки я не думал обо всём этом, а просто снимал так, как мне подсказывал опыт.

Работе с акцентами стоит поучиться у Эллиотта Эрвитта, на Prophotos есть статья на эту тему.

8. Фрейминг

Этот пункт хочется проиллюстрировать снимками известного стрит-фотографа Александра Петросяна — «Питер внутри» и «Окно в Петербург». Кстати, автор делится историей их создания в статьях, опубликованных в нашем журнале.

«Питер внутри» © Александр Петросян

«Окно в Петербург» © Александр Петросян

По сути, фрейминг — это создание многоплановой композиции. Просто в этом случае передний план «обрамляет» остальной сюжет. Что может стать передним планом? Окно, изогнутые ветви, просвет в зелени деревьев и прочее. С помощью фрейминга вы как бы углубляете сюжет снимка, показываете сюжет с необычной стороны. Так, на фотографиях Александра Петросяна оригинально преподнесены известные туристические места Санкт-Петербурга. Оказывается, Питер это не только золото куполов и величие Петропавловской крепости, но и, так сказать, проза жизни. Фреймингом можно эффектно дополнить ваш сюжет. Здесь я использовал «обрамление» из листвы, которая создала необычный узор вокруг главного объекта.

9. Тени и силуэты

Порой тень и силуэт предмета выглядят выразительнее его самого. Эту простую истину знают и используют не только фотографы, но и дизайнеры, художники, режиссёры. Вспомнить хотя бы театр теней. Чтобы силуэты получились выразительными, они должны быть узнаваемыми, читаемыми. Простой пример: если сфотографировать сидящего на корточках человека, его силуэт, скорее всего, будет напоминать картофелину. А вот если снимать стоящего человека, будут видны его руки и ноги — зритель сразу поймёт, что в кадре человек.

Силуэт человека плохо читается, да и фон оказался не слишком светлым для создания силуэтного кадра.

На этом фото силуэт человека узнаваем.

Конечно же, для создания такого снимка нужно найти слабо освещённый предмет на ярком фоне. Такое, к счастью, в природе встречается часто.

Как сделать такой кадр в домашних условиях?

Тени тоже могут стать главными героями вашего снимка. Обратите внимание, как они ложатся на окружающие предметы, меняют свою длину и очертания в зависимости от времени суток. Пожалуй, тени — то немногое, что можно качественно снять в яркий солнечный день, когда кругом очень жёсткое освещение.

10. Ритм

Как мы любим ритмичную музыку, так мы любим и «ритмичные» кадры.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Чаще ритм образуется из повторяющихся предметов, идущих в кадре по горизонтали, и воспринимается слева направо — в том же направлении, в каком мы читаем текст. Ритм могут создавать столбы, ступени, деревья, волны, элементы архитектуры (колонны, допустим) и даже цветовые пятна. Задача фотографа — найти «ритмичную» картину и показать её на фото.

Как и многие другие приёмы, ритм может выступать как объект и главная идея снимка, а может лишь подчёркивать сюжет.

Пример искусственно созданного ритма. Этот снимок — результат работы с мультиэкспозицией. Для его создания не нужны фоторедакторы, достаточно камеры, поддерживающей эту функцию. Например, Nikon D7200, Nikon D500, Nikon D750, Nikon D810.

Подробнее об этом читайте в этой статье.

Порой эффектно смотрится нарушение ритма. Просто поместите в повторяющийся ритмический рисунок «лишний» предмет. Это создаст акцент на «объекте-нарушителе».

Кстати, фотографий с ритмом в этой статье довольно много (попробуйте отыскать все!), ведь его запросто можно использовать и в сочетании с другими художественными приёмами. О ритме интересно рассуждать, но ещё интереснее искать его в окружающем мире.

11. Динамика

Передать ощущение движения на неподвижном снимке — непростая задача, которую можно решить множеством способов. Например, нарушив равновесие в композиции.

Nikon D810 / Nikon 85mm f/1.4D AF Nikkor

Передача движения на фото — тема если не целой книги, то уж точно нескольких статей. В рамках этого материала мы опишем лишь самое основное.

Стоит познакомить читателя с двумя понятиями: статичная и динамичная композиция.

Статичная композиция устойчива, «твёрдо стоит на ногах» и никуда не движется. Она чаще всего встречается в пейзаже. Пример такого сюжета: домик, озеро и гора на фоне.

Динамичная композиция неустойчива, находится в движении. Можно провести аналогию с рассыпающимися детскими кубиками.

Попробуйте поэкспериментировать с неустойчивыми, динамичными композициями. Порой даже изначально статичные сюжеты можно выгодно наполнить движением.

Nikon D600 / Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor

Однако иногда неустойчивая композиция вредит снимку. Важно помнить о том, что сюжеты бывают и динамичными, и статичными. Например, пасторальный пейзаж, скорее всего, будет статичным, ему больше подойдёт устойчивая, сбалансированная компоновка.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
Часто по сюжету кадра требуется показать не движение, а баланс равновесие, спокойствие.

Простой пример «неуместной динамики» — заваленный горизонт на пейзажном снимке. А фотография с бегуном может потребовать динамичной композиции.

Вот несколько советов по созданию динамичных снимков:

  • Наклон линии горизонта допустим при создании эффекта движения на фото. Если вы наклоните горизонт в сторону движения вашего героя, вы визуально его ускорите.
  • Линии, указывающие на направление движения, подчеркнут его. Линии, направленные перпендикулярно ему, — «затормозят».
  • Оставляйте больше пространства в сторону движения вашего героя.
  • Движение в кадре должно быть направлено слева направо. Мы читаем в этом направлении, а значит, в том же направлении нам проще воспринимать движение.
  • Фотографируя людей и животных, ловите ключевую фазу движения. Для этого используйте серийную съёмку. Чем выше её скорость, тем больше шансы поймать нужный момент. Поэтому в камерах, заточенных под репортаж, серийная съёмка обычно весьма быстрая. Так, в новой модели Nikon D500 съёмка проводится со скоростью 10 кадров в секунду, а в полнокадровом Nikon D750 — 6,5 кадров в секунду.

В этой фазе движения видно, что человек бежит.

А здесь это не так понятно.

Как работают с движением мастера фотографии? Прежде всего, они доверяют не правилам, а собственному композиционному опыту.

Если при съёмке движения, у вас получаются смазанные или тёмные кадры, то стоит «подкачать» свои технические навыки съёмки. Можно начать с этой статьи, в ней описаны типичные ошибки новичков и методы их устранения.

12. Глубина резкости

На десерт я оставил один из важнейших художественных инструментов фотографии, о котором часто забывают. А ведь именно работа с глубиной резкости часто определяет, будет снимок интересным или нет. Глубина резкости помогает фотографу правильно расставить акценты.

Если бы не работа с глубиной резкости, эта веточка потерялась бы на фоне. Размытый фон (боке) — это прямое следствие малой глубины резкости. Не каждый объектив может обеспечить сильно размытый фон и красивое боке. В этом чемпионами являются светосильные объективы. Например, Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor и Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8.

Считается, что в портрете фон надо размывать, а в пейзаже всё должно быть резким. Это очень упрощённое представление. Во многих жанрах фотографии действительно важно отделить главное от фона. Выделить можно резкостью, фон при этом размывается, но не забывайте, что он тоже является частью сюжета. Порой на нём находятся ценные детали, которые дополняют сюжет. Иногда достаточно немного зажать диафрагму, чтобы детали на фоне стали узнаваемыми.

Nikon D810 / Nikon AF-S Nikkor 35mm f/1.4G
Старинный дом на фоне вполне читается, хоть и не совсем резок. Он отлично дополнил сюжет снимка.

При съёмке пейзажа принято брать в фокус всё, и это тоже работа с глубиной резкости. Пейзажисты знают, что «сделать всё резким» тоже не очень просто.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Вместо заключения

Этот список композиционных приёмов далеко не исчерпывающий. «За кадром» осталось много интересного. В следующих статьях мы не раз вернёмся к этой теме. Основная цель этой статьи — мотивировать читателя на съёмку.

Помните, что фотография — это творчество, ею занимаются не теоретики, а практики! Поэтому в очередной раз призываю побольше снимать и быть главным критиком своих фотографий. Только так вы сможете расти и развиваться как фотограф.

prophotos.ru

Приемы и техники фотографии

Сочетание естественного света и вспышки – не самая простая техника. Ведь при её использовании вы опираетесь на правила съемки двух разных видов освещения сразу….

Читать дальше → 04/09/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

9 946

Вспышки обычно считают тем инструментом, который используется в помещении и уж никак не в горных регионах с переменчивой погодой. Сейчас на улице +23, а через минуту налетит ветер…

Читать дальше → 17/08/2018. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

6 968

Чувствуете ли вы «Жажду скорости»? Вы наверняка видели крутые фотографии, когда определенное динамическое действие показывается навеки застывшим во времени, и хотели…

Читать дальше → 20/11/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

24 370

Исследовать новые техники съемки и делиться ими с другими – один из самых приятных аспектов работы профессионального фотографа дикой природы. Это мотивирует меня постоянно…

Читать дальше → 24/08/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

9 905

Поляризованный свет – это свет, волны которого колеблются в одном направлении. Можно создать потрясающие фотографии с замерзшими кристаллами льда, которые…

Читать дальше → 19/05/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

9 913

Фокусная (фокальная) точка – термин, который часто используют фотографы и блоги о фотосъемке. Они говорят: «Создайте фокальную точку. Она должна быть первым и последним местом…

Читать дальше → 20/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

28 721

Если вы работаете в сфере дизайна, вам наверняка может потребоваться запечатлеть текстуры так, как это делают профессиональные фотографы. В то время, когда фотограф сфокусируется…

Читать дальше → 06/03/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

16 401

В сегодняшнем небольшом уроке мы рассмотрим три вида зрительного контакта, которые стоит учитывать при съемке портрета, а также различные ситуации, в которых каждый вид будет…

Читать дальше → 26/01/2017. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Алексей Шаповал

22 959

Не так давно я отметил, что лишь немногие фотографы создают фотографии, напоминающие своей стилистикой стоп-кадр из фильма. Пара известных фотографов, снимающих в этом жанре…

Читать дальше → 21/03/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Анастасия Родригес

86 347

В первой и второй части этой статьи мы разбирали психологические особенности малышей и приёмы общения с ними. Пора переходить к практике фотосъёмки  – фотоиграм для…

Читать дальше → 12/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев

28 669

Первая часть статьи была целиком посвящена вопросам установления контакта с малышами и созданию дружеских уз. При работе с детьми этим вопросам надо посвятить МЕГАособое внимание…

Читать дальше → 08/01/2016. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Игорь Губарев

27 781

В предыдущей статье я описал несколько так называемых «правил композиции». Правила эти не так уж однозначны и могут вызывать разногласия…

Читать дальше → 24/02/2015. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Анна Смолина

47 451

В последнее время среди фотографов все популярнее становятся мобильные комплекты импульсного света, которые легко помещаются в небольшую сумку и позволяют получать качественный…

Читать дальше → 06/12/2014. Фотосъёмка — Приемы и техники. Автор: Евгений Карташов

51 304

Нам удалось взять у Линуса интервью, в котором он делится приёмами создания своих удивительных натюрмортов и тем, что его вдохновило к подобному творчеству…

Читать дальше → 09/07/2014. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

27 911

Перед вами четвёртая статья из серии, посвящённой съёмке обнажённого женского тела. Серия отражает мой подход в ню-фотографии, содержит иллюстрированные тексты и видеоролики…

Читать дальше → 28/06/2014. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

66 724

Перед вами третья статья из серии, посвящённой съёмке обнажённого женского тела. Серия отражает мой подход в ню-фотографии, содержит иллюстрированные тексты и видеоролики. В этой…

Читать дальше → 26/06/2014. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

112 363

Перед вами вторая статья из серии, посвящённой съёмке обнажённого женского тела. Серия отражает мой подход в ню-фотографии, содержит иллюстрированные тексты и видеоролики…

Читать дальше → 25/06/2014. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

32 022

Перед вами первая статья из четырёх, которые в подробностях раскрывают мой подход в фотографии ню. Серия включает в себя не только иллюстрированные тексты, но и видеоролики…

Читать дальше → 21/06/2014. Фотосъёмка — Приемы и техники. Перевод: Марк Лаптенок

205 069


photo-monster.ru

Основы композиции в фотографии: photomatika — LiveJournal

15 правил для начинающих

Каждый из нас хотя бы один раз в жизни держал в руках фототехнику. Пленочный фотоаппарат, цифровую «мыльницу», зеркальную фотокамеру, ну или, на крайняк, сотовый телефон со встроенной фотосистемой. И у каждого из нас свое видение и понимание того, как нужно производить фотоснимки. Многим достаточно алгоритма «увидел (неважно что), навёл камеру (все равно как), сфокусировался (в камере что-то пикнуло/пукнуло) и дожал спуск (оба-на, фотка прикольная)». Намного меньшее количество людей задумывается над прочими элементами управления камерой, кроме спусковой кнопки и автоматических режимов съемки, и для чего все это, собственно, предназначено. И уж совсем небольшой контингент снимающих фото постоянно не удовлетворены результатом, потом они пытаются найти информацию, читать, выяснять, анализировать, пробовать снимать, учиться обрабатывать снимки… и только после многих-многих попыток и экспериментов, начинают наслаждаться тем, что у них получается. И их снимки при этом разительно отличаются от того безобразия, что получалось у них на начальном этапе познания фотографической технологии.

Статья эта предназначена второй группе из перечисленных, ибо первая группа «неизлечимо счастлива» и без наших советов, а третья — молодцы, они уже сами всего добились, либо читают более профессиональную, грамотную литературу, нежели этот блог. Тем не менее, второй группе тоже нужна первая помощь, советы, изложенные максимально упрощенно, которые не оттолкнут любопытных пользователей фототехники, а, наоборот, направят их на путь истинный, и далее у них будет замечательный шанс перейти в третью категорию пытливых любителей фотодела.

Итак, тема сегодняшнего поста — основы композиции в фотографии. Что же такое — композиция? Обратимся для начала к нашей, всеми часто читаемой, Википедии 😉

Композиция (от лат. compositio — складывание, соединение, сочетание) — одна из основных категорий художественного творчества. В отличие от рисунка, цвета, линии, объема, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы, а художественно-образную, содержательно-формальную целостность — наиболее сложный и совершенный тип структуры, в котором все элементы органично связаны между собой. Такая целостность в архитектуре, живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и дизайне имеет иррациональную природу, достигается художником интуитивно, она оригинальна и неповторима. Иными словами, единственное, уникальное сочетание элементов и составляет суть композиционной целостности. Эта специфическая целостность основана на следующих принципах:новизны, ясности, целостности, развития.

Более простым языком можно сказать, что композиция, если она присутствует в кадре, отличает грамотно построенный, художественно выверенный кадр от бездумного щелканья затвором и тоннами выкидываемого потом в «Корзину» джпегнутового непотребья.

Тем не менее, хоть архитектор Л. Б. Альберти в трактате «Три книги о живописи» (1435–1436) и сказал, что Композиция—это сочинение, выдумывание, изобретение, как акт свободной художнической воли. Но подобного рода свободное творчество недоступно большинству приобщающихся к фотоделу людей, им нужен алгоритм, последовательность действий на начальном этапе, некие правила, которые позволяют собирать в кадре осмысленную картинку. Поэтому мы сегодня рассмотрим основы композиции в виде последовательного изучения основных и наиболее простых правил, которые, на самом деле, может применить на практике любой здравомыслящий человек.

Основным правилом композиции принято считать Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении, гармоническое деление). Золотое сечение это соотношение двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a. Число, равное отношению a/b, обычно обозначается прописной греческой буквой Φ, в честь древнегреческого скульптора и архитектора Фидия, реже — греческой буквой τ. Упрощенной моделью золотого сечения является Правило третей.

Правило № 1. Правило третей — это принцип построения композиции, основанный на упрощенном правиле золотого сечения. Правило третей применяется в рисовании, фотографии и дизайне.
При определении зрительных центров, кадр, как правило, делится линиями, параллельными его сторонам, в пропорциях 3:5, 2:3 или 1:2 (берутся последовательно идущие числа Фибоначчи). Последний вариант дает деление кадра на три равные части (трети) вдоль каждой из сторон.
Несмотря на заметное отличие положения центров внимания, полученных по правилу третей, от золотого сечения, технологическая простота и наглядность сделали эту схему композиции более популярной.
Сетка, построенная по правилу третей, используется в видоискателях некоторых фотоаппаратов для облегчения компоновки кадра.

Правило утверждает, что изображение должно рассматриваться разделенным на девять равновеликих частей с помощью двух равноудаленных параллельных горизонтальных и двух параллельных вертикальных линий. Важные части композиции должны быть расположены вдоль этих линий, или на их пересечении — в так называемых точках силы. Сторонники этого принципа утверждают, что выравнивание важных частей за этими точками и линиями создает впечатление акцентирования, большего напряжения, энергии и большей заинтересованности к композиции, чем простое расположение предмета съемки в центре кадра.

Правильный выбор точки или линии, на которой располагается основной объект съемки, позволяет увеличить выразительность снимка. При прочих равных условиях имеет место следующее: если на снимке присутствует только один объект, его желательно расположить с левой стороны кадра. Рекомендация основана на выработанной чтением привычке просматривать образы слева направо (аналогично для читающих справа налево).

На данном снимке самая выразительная часть композиции — глаза змеи, они расположены на пересечении двух линий третей, горизонтальной верхней и вертикальной правой.

Если на снимке присутствуют несколько объектов, доминирующий объект должен быть размещен в правой нижней точке. Эта техника особенно полезна при фотосъемке изображений с эмоциональным подтекстом. Рекомендация основана на усилении восприятия последней полученной информации. Правило третей является одним из наиболее простых правил композиции, но существуют и другие правила композиции. Так, известный советский и российский фотограф Александр Лапин считал: «так называемое правило третей придумано для начинающих, которые просто не знают, как скомпоновать кадр».

Правило № 2. Диагональный метод (метод диагоналей) — одно из правил композиции в фотографии, живописи и графике. Голландский фотограф Эдвин Вестхофф (Edwin Westhoff) случайно натолкнулся на этот метод, когда он визуально экспериментировал с целью исследовать, почему правило третей так неточно. После изучения многочисленных фотографий, картин и гравюр он обнаружил, что детали изображений, на которые обращается больше внимания, лежат на диагонали квадрата.

Кадр — прямоугольник в соотношении 4:3 или 3:2. Смотрящий обращает больше внимания на детали, расположенные на четырёх биссектрисах проходящих через углы кадра. Детали изображений, на которые обращается большее внимание, находятся часто, с точностью до миллиметра, на одной или нескольких диагональных линиях, лежащих под углом 45° и проходящих через углы кадра. В противоположность другим правилам композиции, таким, как правило третей и золотое сечение, диагональный метод не придает большого значения тому, в каких местах линии пересекаются и акцентирует внимание на произвольной позиции, лежащей по диагонали. Пока эти детали лежат на диагональных линиях, проходящих через углы кадра, они привлекают внимание. Однако диагональный метод требует, чтобы эти детали изображения лежали точно по диагонали, с максимальным отклонением в 1 мм на формате А4. В отличие от других правил композиции, метод не используется для того, чтобы улучшить саму композицию.

Едвин Уэстхофф (Edwin Westhoff) обнаружил, что если начертить линии на изображении под углом в 45°, то можно увидеть, какие детали художник хотел выделить. Исследования показали, например, что важнейшие детали картин и гравюр Рембрандта ван-Рейна лежат именно по диагоналям: глаза, руки, предметы домашнего обихода.

Диагональный метод применяется только для изображений, в которых надо подчеркнуть или выделить определенные детали: например, портрет, где определенные части тела заслуживают большего внимания, либо рекламное фото товара. На некоторых фотографиях ландшафтов есть немаловажные детали, такие как люди, отдельно стоящие деревья или здание, которые могут лежать на диагоналях, но обычно на фотографиях ландшафтов и зданий надо видеть общую картину, где часто другие линии определяют построение картины, например горизонт.
Несколько примеров фотографий, выполненных в диагональном методе: http://www.diagonalmethod.info/

Правило № 3. Симметрия. Симметричные сцены идеально подходят для центрированной композиции. Это очень сильный инструмент для построения композиции. Кадры с зеркальным отражением — еще одна возможность использовать симметрию.

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции как будто является зеркальным отображением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.

Правило № 4. Расфокусировка. Использование глубины резкости, когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные предметы размыты. Это отличный способ добавления ощущения глубины кадра. Фотографии двухмерны по своей природе, а этот прием позволяет добиться трехмерного эффекта. Подобного эффекта можно добиться и обесцвечиванием фона, но это уже программные методы пост-обработки.

Правило № 5. Фрейминг. Рамка внутри кадра (или «кадр к кадре») является еще одним эффективным способом изображения глубины композиции. Необходимо обращать внимание на такие элементы, как окна, арки или нависающие ветви. «Рамка» не обязательно должна окружать весь кадр, чтобы сделать его эффектным. Это еще один способ изображения глубины и перспективы, придания кадру ощущения трехмерности.

Правило № 6. Линии. Линии лучше всего работают в качестве направляющих: глаз цепляется за линию и следует по ней, слева направо и снизу вверх. Таким образом, линия ведет взгляд зрителя по кадру, акцентируя внимание на основном объекте съемки. Направляющие линии не обязательно должны быть прямыми. Изогнутые линии могут быть очень привлекательной композиционной особенностью.

На этом кадре габаритные линии моста и воображаемые линии фонарного освещения по обе стороны от центра кадра «ведут» нас к главному объекту съемки – Храму. В данной композиции также применен метод симметрии.

Правило № 7. Геометрия: треугольники и диагонали. Треугольники и диагонали добавляют «динамическое напряжение» в кадр. Это один из самых эффективных композиционных приемов — диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

Правило № 8. Закономерности и текстуры. Закономерности в фотографии – это повторяющиеся объекты, которые можно использовать при построении композиции кадра. Вокруг нас очень много закономерностей, особенно в городском ландшафте. Текстура сама по себе не играет роли. Играет роль свет, который падает на текстуру и за счет теней создает объём.

Правило № 9. Правило нечетных объектов. Правило гласит: изображение является более визуально привлекательным, если в кадре присутствует нечетное число предметов. По этой теории, четное количество элементов в сцене отвлекает внимание, так как зритель не уверен, на каком из них сосредоточить свое внимание. Нечетное число элементов рассматривается, как более естественное и легкое для глаз. Честно говоря, есть много случаев, когда это не так, но это, безусловно, применимо в определенных ситуациях.

Правило № 10. Заполнение кадра. Заполнение кадра объектом съемки, оставляя мало или вообще не оставляя пространства вокруг него, может быть очень эффективным в определенных ситуациях. Этот прием помогает полностью сосредоточиться на главном объекте, центре композиции, без каких-либо отвлекающих факторов. Он также позволяет зрителю изучить детали, что было бы невозможно, если бы вы сфотографировали с дальнего расстояния.

Правило № 11. Изменение высоты точки съемки. Ракурс — основа всего. Фотоаппарат (соответственно, и точку съёмки) нужно перемещать не только по горизонтали, но и по вертикали. Одна из самых распространенных точек съемки — установка его на уровне глаз человека: при этом форма предмета, его объемы, перспективный рисунок и соотношение с фоном здесь привычны для глаза.
Такие точки съемки называются нормальными по высоте. При этом изображение почти не искажается. Большинство фотографий в мире делается с «нормальной» точки съемки. Но, нередко для реализации творческого замысла помогает использование верхних и нижних точек съемки.

Правило № 12. Больше свободного пространства в кадре, либо простые фоны. Оставляя много пустого пространства (или воздуха) вокруг объекта съемки, вы получите очень привлекательные снимки, с ощущением простоты и минимализма. Как и заполнение кадра, это помогает сфокусировать зрителя на главном объекте, не отвлекаясь. Часто делают снимки с использованием несложных фонов, которые не отвлекают от главного объекта. Можно также создать простую композицию путем увеличения масштаба части объекта съемки и фокусировки на конкретной детали.

Правило № 13. Направление и пространство. В кадре нужно оставлять пространство для воображаемого движения движущихся в кадре объектов. Это правило также может быть использовано при фотографировании людей. Правило направления и пространства предполагает, что субъект должен смотреть в объектив или его взгляд должен падать на что-то в кадре. Если воображаемая линия взгляда субъекта довольно быстро выпадает из кадра – это кажется странным, кадр становится недосказанным. Грубо говоря, если человек на кадре расположен слева, то смотреть он должен либо в объектив, либо на право, но не на лево.

На фото слева теплоход плывет слева на право, и в кадре оставлено место для его воображаемого движения, справа от теплохода.

Правило № 14. Баланс. Баланс или равновесие очень важны. Хитрость композиционного равновесия состоит в том, что нет единственно верных рекомендаций. Придется руководствоваться не только правилами, но и врожденным чувством баланса.
Первым композиционным ориентиром было «правило третей». Это, конечно, означает, что мы часто размещаем основной предмет фотографии в стороне от центра кадра, вдоль одной из вертикальных линий сетки. Но иногда это может привести к дисбалансу, если оставить своего рода «пустоты» в остальном кадре.
Чтобы преодолеть это, можно сделать снимок, где предмет второстепенной или меньшей важности (или размера) будет на другой стороне кадра. Это уравновесит композицию, не забирая слишком много внимания от основного объекта съемки.

Правило № 15. Дополнение/контраст. Подобие или противопоставление — очень мощный инструмент в композиции фотографии. Этот прием означает включение в кадр двух или более элементов, которые либо контрастируют, либо дополняют друг друга. Оба подхода могут работать очень хорошо, и играют важную роль в фотографии — они помогают рассказать историю.

На этой фотографии на заднем плане увеселительное заведение «Мулен Руж» в Париже, на переднем плане извивающиеся в потоке воздуха разноцветные ленты, которые дополняют друг друга со зданием знаменитого французского кабаре, усиливая атмосферу праздника на снимке.

Все фотографии — photomatika ©

В случае использования данной записи активная ссылка на нее обязательна.

photomatika.livejournal.com

12 композиционных приемов в фотографии (с примерами)

Я бы не все эти приемы назвала композиционными, но раз так нас учили в Академии фотографии, то пусть такими и называются. Как сказали, три-четыре композиционных приема в фотографии делают ее добротной. Шесть-семь — шедевром. 🙂


1. ГАРМОНИЧНОЕ СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕКТ-ФОН (фокус на нужном объекте, единая тональность).


Владимир Мельник.


Бегом из осени. (c) arcobaleno-ru.livejournal.com

2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ БЕСПОРЯДОК в обыденной ситуации (или новый, иной взгляд на вещи, вскрытие изюминки)

© ICRC / M. Yerow

3. ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ (кадр делится на 9 равных частей, сюжетно важные объекты «размещаются» по пересечениям линий, обеспечивая гармоничное деление кадра)


Marco Kokic.


Владимир Мельник.


(c) arcobaleno-ru.livejournal.com

4. РАСФОКУС (творческое использование глубины резкости — когда основной смысловой объект фотосюжета находится в резкости, а остальные размыты.)


Marco Kokic.


© Getty Images/ICRC/Jonathan Torgovnik

5. ПРОВОДКА (движущийся объект остается резким, а фон несфокусирован)


Владимир Кудрявцев.

6. СИЛУЭТ (четкий силуэтный рисунок основного объекта съемки, цветом или светом отделяющий от фона)


Фан Хо.


Владимир Мельник.

7. ОТРАЖЕНИЯ И ТЕНИ (такие же важные части сюжета и композиции, как объекты и фон)


© Getty Images/ICRC/Jonathan Torgovnik


Владимир Мельник.

8. ЧЕТКАЯ ПЕРСПЕКТИВА (может быть линейной и тональной)

Линейная:


Грозный. (c) ICRC

Тональная:


Владимир Мельник

9. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ (пиковый момент развития ситуации — перевод статьи Картье-Брессона)


Владимир Мельник.

10. ФРЕЙМИНГ – работа с границами кадра:

— отрезка кадром сюжета, объекта съемки,

Владимир Мельник.

— вокруг сюжетного объекта создается рамка за счет других элементов кадра


(c) arcobaleno-ru.livejournal.com


Marco Kokic.

фрейминг переднего плана – использование объектов на переднем плане,
чтоб подчеркнуть план и создать глубину пространства, резка объекта по несуществующим границам


Владимир Мельник.

11. РАКУРСНАЯ СЪЕМКА (необычность направления взгляда при съемке)


Иран. Владимир Мельник.


Александр Родченко

12. РИТМ (порядок графики и порядок смысла могут гармонировать, а могут конкурировать: отдельные объекты могут выбиваться из общего ритма).


Фотоотчет Альберто Каиро: 30 лет в Афганистане.


(c) ICRC

.
Владимир Мельник.

arcobaleno-ru.livejournal.com

Основные правила композиции в фотографии

Сегодня мы разберемся в основных правилах композиции на примерах работ Стива МакКарри (Steve McCurry), известного стрит-фотографа и фоторепортера. Даже если вы еще не слышали имени этого фотографа, то, скорее всего, видели его самую знаменитую фотографию «Афганская девочка» (она на обложке статьи). Эта фотография стала самой узнаваемой обложкой журнала National Geographic.

Стив МакКарри, американец, поехавший работать фоторепортером в Индию, Пакистан и Афганистан еще во времена афганской войны, в своих работах совместил реалистичный фоторепортаж и художественную фотографию. В его красочных работах все правила композиции видны как на ладони.

Правило третей

Условно поделите кадр на три части по горизонтали и по вертикали. Основные объекты кадра расместите на пересечении этих линий. 

Это же касается и линии горизонта: размещайте ее так, чтобы небу и земле отводилось на кадре лишь одна или две трети. Две трети снимка посвящайте тому, что в фотографии несет смысловую нагрузку (чайка в небе – две трети небу, человек на земле – две трети земле, человек смотрит на небо – две трети снова небу).

Ведущие линии

Направляйте внимание зрителя к основному объекту в кадре, замечая естественные линии в рельефе, городских сооружениях и даже линии горизонта.

Диагональные линии

Вектор диагональных линий придает снимку динамичность и настроение. Восходящие линии – приподнятое настроение, ниспадающие – упадок.

Рамки

Ищите естественное обрамление для своего сюжета: арки, проемы, окна, двери, расщелины в скалах или что-то подобное.

Контраст

Замечайте контраст между объектом съемки и фоном, он может быть как цветовой, так и свето-теневой.

Заполнение кадра

Подойдите поближе к объекту съемки и заполните им весь кадр. Это мощный прием, который хорошо работает в портретах.

Доминирующий глаз

Попробуйте расположить правый или левый глаз в центре композиции. Это придает большую выразительность взгляду смотрящего.

Текстуры и повторения

Снимайте различные текстуры и узоры. Паттерны и текстуры очень приятны для зрителя. Однако еще сильнее работает акцент, разрыв шаблона, яркий элемент в орнаменте.

Симметрия

Ищите симметрию вокруг. Гармония двух половинок успокаивает зрителя, однако и заставляет зацепиться взгляду, поискать десять отличий, как в детстве. В этом и секрет залипательности симметричных фотографий.

В этом видео наглядно показаны эти основные правила композиции в фотографии:

В видеоролик вместились, конечно, далеко не все существующие законы композиции. Поэтому предлагаем вам поискать их самостоятельно в других работах Стива МакКарри, ведь их еще осталось немало: перспектива, равновесие, ритм и другие.

Главное в моей профессии, в моей жизни – это бродить по миру и наблюдать за тем, что в нем происходит. Моя фотокамера в этом случае – это мой паспорт. Фотография – это одно из самых действенных видов искусства. 

Стив МакКарри

Я люблю наблюдать за человеком и стараюсь уловить тот мимолетный,  единственный момент, когда его душа на секунду выглянет наружу. В этот момент вся жизнь этого человека будет написана в его глазах, на его лице.

Стив МакКарри

Фотографии не нужны границы. Ни географические, ни языковые. Фотография способна остановить во времени уникальнейшие моменты всего того, что происходит в мире вокруг нас.

Стив МакКарри

Поделиться в социальных сетях

Вконтакте

Facebook

Twitter

4282

www.blenda.by

20 удивительных техник и трюков для создания потрясающих фотографий

Если вам интересно искусство фотографии, то нет ничего лучше, чем научиться чему-нибудь новому в этом чудесном деле. Освоение новых фотонавыков открывает новые возможности, вдохновляет на новые фотоподвиги и поможет выйти из творческого фотокризиса. Мы составили список отличных трюков, которые помогут вам вывести ваши работы на качественно новый уровень. Ваш фотоаппарат способен на большее, чем кажется на первый взгляд, и представленные ниже подсказки поспособствуют раскрытию его потенциала. Успехов!

1. Высокоскоростная фотография

Существует множество слишком быстрых явлений, которые человеческий глаз просто не способен распознать. Возможность запечатлеть и увидеть их в хорошем качестве делает высокоскоростную съемку невероятно интригующей. Помощники для высокоскоростной фотографии: штатив, узкая диафрагма, вспышка и много-много терпения.

2. Ночная фотография

Ночью происходит всё самое интересное! После наступления темноты жизнь принимает совсем другой оттенок. Для высококачественной ночной съемки вам понадобится короткая выдержка, а также штатив или сплошная поверхность для стабилизации камеры для длительной экспозиции. Не забудьте поэкспериментировать с правилом третей!

3. Размытость

Размытие движения — это искусство захвата движущегося объекта. Этот метод часто используется в спортивной фотографии, но также может быть использован для создания интересных изображений со светлыми или быстро движущимися объектами. Для создания этого эффекта, замедлите скорость затвора и держите камеру неподвижно по мере перемещения объекта. Вы также можете «панорамировать», перемещая камеру, следуя за объектом, прежде чем отпускать затвор. Это будет держать ваш объект в фокусе, размывая фон.

4. Черно-белая фотография

Черно-белая фотография в хорошем исполнении способна передавать глубокие эмоции. Черно-белая фотография — это нечто большее, чем просто применение одноименного фильтра. Эффективная черно-белая фотография начинается с композиции, используются тени, специальное освещение и особое внимание уделяется деталям. Вот тогда у вас может получится действительно сильный снимок!

5. Монохромная фотография

Монохромная цветная фотография захватывает изображения одним оттенком или цветом. Подобно черно-белой фотографии, монохромная фотография имеет способность передавать мощные и чувственные сообщения без особых подробностей.

6. Фотография дыма

Художественная фотография дыма может быть сложной, но чрезвычайно полезной техникой. Фигуры из дыма создают загадочные и абстрактные образы, которые интригуют и завлекают.

7. Макрофотография

Макросъемка является полезной и уникальной. Возможность делать огромные изображения того, что на самом деле является крошечным и недоступным человеческому глазу — настоящая магия! Лучший способ сделать свою макросъемку — найти уникальный объект для создания кадра. Вы можете выполнить макросъемку практически с помощью любой камеры и любого объектива, хотя качество получаемых изображений зависит от используемого вами оборудования.

8. Длительная экспозиция

Этот вид фотографии может быть использован для съемок чего угодно, но он особенно популярен, когда речь идет о ландшафтах. Более длительная экспозиция эффективно размывает движение, в результате чего мы можем получить шелковистую гладкую воду или мягкие полосатые облака. Чудеса!

9. Принудительная перспектива

Принудительная перспектива — это веселая, визуальная игра на восприятии глубины с удивительными результатами! Экспериментируйте с углами, позициями и положениями, это очень развлекательный вид съемки!

10. Панорамная фотография

Даже если у вас нет дорогой камеры, вы можете сделать панорамную фотографию с помощью техники, известной как «сшивание панорамы». Этот метод включает использование штатива и съемку нескольких фотографий бок о бок с их дальнейшим объединением.

11. Traffic Light Trails (фотография дорожного движения)

Этот вид является популярной темой и отличным способом начать работу со снимками с длительной выдержкой. Найдите высокую точку, откуда открывается хороший вид на поток автомобилей в темном месте. Установите штатив и используйте медленную скорость затвора, чтобы размыть движение огней проезжающих машин.

12. Светопись

Подобно предыдущему пункту, для светописи следует использовать длительную экспозицию для создания «следов света». Эта забавная техника может использоваться для создания художественных образов или просто для добавления красивой необычности к фотосессии. Все, что вам нужно — это темное место, медленная скорость затвора и источник движущегося света, например, фонарик или вспышка.

13. Силуэты

Силуэтная фотография это уникальный способ для создания драматических фотографий. Лучшее время для силуэтов — закат или восход солнца. Чтобы создать эффект силуэта, расположите свой объект перед солнцем и фотографируйте. Более высокая скорость затвора приведет к более темной экспозиции, а более низкая скорость затвора создаст более яркое изображение.

14. Винтажная фотография

Дешевый ультрафиолетовый фильтр, а также мазок вазелина — это все, что вам нужно, чтобы создать слегка искаженные фотографии в стиле винтаж.

15. Стеноп («Пинхол»)

Стеноп — фотоаппарат без объектива, роль которого выполняет малое отверстие. В современной фотографии также распространено название «пинхол». Вы можете сделать подобный объектив для камеры, просверлив небольшое отверстие в крышке корпуса. А дальше — получайте удовольствие, создавая красивые, размытые фотографии.

16. Зеркальные фотографии

Различные отражения могут добавить мощное чувство глубины композиции. Попытайтесь использовать маленькую апертуру, такую как f/11 или выше, чтобы выровнять предметы в кадре, улучшая эффект отражения.

17. Фотография капель воды

Съемка капель воды создает интересные художественные образы. При подобной съемке вам понадобится небольшая диафрагма, что-то вроде f/11 или f/14, чтобы держать поверхность воды в фокусе. Используйте вспышку или быструю скорость затвора, например 1/160 или выше, чтобы заморозить действие.

18. Эффект размытия зума

Размытый зум создаёт любопытнейший эффект скорости. Чтобы добиться этого эффекта, установите медленную скорость затвора и увеличьте или уменьшите масштаб при отпускании затвора.

19. Отблеск от линз

Появление бликов на ваших фотографиях может быть несчастным случаем, если они не запланированы. Но совершенно другое дело — научиться ими манипулировать. Это отличный способ добавить изюминку в ваши снимки! Вы можете добиться этого эффекта, направляя объектив в сторону солнца и используя разные углы, чтобы манипулировать светом и создавать вспышку вокруг снимаемых объектов.

20. Кинетическая фотография

Кинетическая съемка — это искусство фотографирования, когда ваша камер находится в воздухе! Хотя этот метод немного рискован, вы можете получить удивительные фотографии. В идеале вам нужно подбросить камеру в воздух, и, конечно же, поймать её!

А ещё вот что у нас есть:

twizz.ru

Художественные средства фотографии. 12 способов получить выразительный кадр. Часть 1

Итак, вы купили фотокамеру и разобрались, как она работает. Но снимки почему-то получаются скучными, остаются понятными только вам, собирают мало лайков в социальных сетях… Как быть? Конечно, можно обвинять злую судьбу и тайно завидовать более популярным фотографам, можно всё время покупать дорогие объективы в надежде на то, что они будут снимать лучше старых. Но это, как вы понимаете, совершенно неконструктивно. Мой опыт подсказывает, что хороший кадр — это техника на 5% и творчество на 95%. Поэтому лучше немного отвлечься от мира фототехники и посмотреть в сторону творческих аспектов фотографии.

Эта статья преследует лишь одну цель — мотивировать обладателей фотокамер на творчество. Приведённые советы помогут вам развить креативный подход к фотосъёмке и делать более выразительные кадры. Статья не претендует на всеобъемлемость и энциклопедичность, но будет полезна практикующим фотографам. В качестве более глубокой теоретической базы хочется посоветовать читателю книги Л.П. Дыко «Основы композиции в фотографии» и А.И. Лапина «Фотография как…». Мы же дадим простые советы, которые каждый фотограф сможет применить в своём деле. Также отметим, что они актуальны для любого жанра.

1. Сюжет. Как перестать делать скучные фотографии?

Что делает любую картинку эффектной? Конечно же, её сюжет. Красивое освещение, резкость, обработка и всё остальное, с чем так носятся начинающие фотографы, — суета сует. Нет ничего важнее сюжета. Игнорирование этого очевидного факта заставляет фотографов снимать пусть очень качественные и резкие, но скучные, унылые, никому не интересные фотографии.

Доказать важность сюжета очень легко — зайдите на любой сайт (или страничку в социальной сети) с забавными картинками (например, в группу Prophotos.ru в Facebook — помимо прочего, там публикуются и фотоподборки) и посмотрите, что делает эти картинки смешными, шокирующими, вдохновляющими.

«Но ведь, например, пейзаж — это всего лишь фотки природы! Какой там может быть сюжет?» — спросит иной читатель. Тут-то и оно: в любом хорошем пейзаже тоже есть сюжет. Простейший и банальнейший пример — восход или закат солнца. Сюжетом может стать любое интересное состояние природы, задача фотографа — застать и показать его на фото. Гроза, осенний листопад, туман, удивительные сочетания размеров и форм, отношения человека и природы — всё это примеры сюжетов для пейзажа.

Похожая ситуация и с портретной фотографией. Чем отличается выразительный портрет от фотографии на паспорт? Нет, не сложным освещением, а прежде всего сюжетом. Настроение, мимика, эмоции вашего героя — всё это сюжет. Думаю, о его важности в репортажной фотографии вообще говорить не стоит.

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor
«В поиске интересных сюжетов»

Вся сложная и дорогая техника со всеми этими выдержками, экспозициями, штативами, объективами, брекетингами и прочим придумана не на радость техногикам, а для того, чтобы мы, фотографы, могли должным образом запечатлеть всё самое интересное! Если вы нашли какой-то красивый сюжет, но «камера не смогла передать всё его великолепие» — это первый признак того, что вам нужно подтянуть технические фотонавыки и, возможно, сменить аппаратуру на более совершенную.

То же самое можно сказать и о композиции. Её правила придуманы не для того, чтобы вы всегда помещали главный объект строго по правилу третей или какому-нибудь правилу треугольника. Скучный кадр останется скучным, даже будучи верно скомпонованным. Композиция нужна для того, чтобы вы, пользуясь её инструментами, смогли донести сюжет до зрителя. В каком бы жанре вы ни снимали, первым делом ищите, продумывайте и планируйте истории, которые будете рассказывать! Помните, что сюжет должен быть ясен и понятен не только вам, но и зрителю. Поэтому старайтесь не брать в кадр лишние, отвлекающие, не относящиеся к нему детали (так называемый фотографический мусор).

Сравним два кадра.

Уверен, этот вариант снимка вы изучали дольше. Ведь на нём не просто палатка под сосной, а небольшая история об уютном вечере на берегу водоёма с костром.

В конце этого параграфа хотелось бы предостеречь читателя от ещё одной ловушки. Не ставьте перед собой преграды в виде жанровых ограничений. Например: «Я снимаю строго пейзажи, а поэтому людей, животных и следов цивилизации на моих фото быть не должно». Подобные ограничения допустимы в коммерческой фотографии, они связаны с назначением ваших снимков и целями заказчика: если вам дано задание снять модельные тесты, значит, от вас будут ждать именно их. В творческой фотографии такие ограничения неуместны. Если вы видите примечательный сюжет, какая разница, будет ли он укладываться в рамки того или иного жанра? Жмите на кнопку скорее!

Вы можете скрестить пейзаж с репортажем или портретом — всё в ваших руках. Всем известно, что самые выдающиеся произведения искусства создаются именно на стыке жанров. К тому же любая фотосерия должна состоять из кадров как минимум разноплановых: где-то уместен общий пейзажный план, а где-то будет лучше снять выразительную деталь крупным планом.

Между прочим, такая «мультиформатность» требует от фотографа дополнительных навыков: нужна гибкость, умение работать быстро и настраивать аппаратуру в соответствии с ситуацией. Поэтому же я не рекомендую собирать комплект фототехники под определённый жанр. Например, сугубо под портрет: идти на съёмку лишь со светосильным портретником типа Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor. Даже на обычной портретной съёмке будут моменты, когда пригодится широкоугольник или хотя бы штатник. Лучше добиваться универсальности, поэтому, наряду с пейзажным объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor, в моей фотосумке всегда находится и светосильный фикс (вроде Nikon AF-S 50mm f/1.4G Nikkor) — на случай съёмки портретов, крупных планов, создания размытого фона и тому подобного.

2. Свет

Именно благодаря свету и тени мы можем оценить объёмы предметов на плоскости фотографии. Самые мощные (но при этом совершенно неуправляемые) световые инструменты находятся в руках матушки-природы: солнце и луна, облака, рельеф местности, время суток. Со всем этим придётся иметь дело фотографу, желающему снимать на улице.

Эффектное освещение может стать частью сюжета. О том, что такое режимное время написано множество статей, и, пожалуй, каждый фотограф знает, что это такое. Если вкратце, это временной отрезок около часа до заката и час после него плюс то же самое утром: час до рассвета и час после него. Разумеется, временные рамки режимного времени крайне размыты и слово «час» здесь дано лишь в качестве примерного ориентира.

Как правило, в режимное время действительно получаются самые выразительные кадры. Обычно человек, только взявший в руки фотоаппарат, даже не представляет, насколько лучше будут выглядеть кадры, сделанные в этот временной промежуток. Попробуйте поснимать вечером или рано утром! Многие мои ученики были страшно благодарны лишь за то, что я им посоветовал поснимать на рассвете. Вместо того чтобы искать на фотоаппарате кнопку «сделать красиво», запланируйте следующую съёмку на режимное время.

Nikon D810 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor
Рассветное освещение всё делает лучше. Даже эта заурядная московская улица смотрится симпатично благодаря ему. А ещё в 5 утра нет пробок!

Разумеется, режимный свет не панацея. Вам также придётся искать цепляющие сюжеты, да и самим светом нужно распорядиться грамотно. К тому же даже режимное время не всегда радует хорошим светом: его могут закрыть тучи на небе, рельеф местности, дома. Кроме режимного времени, существует масса других вариантов получения выразительного освещения. Самый простой и доступный — освещение от окна. Мягкий боковой свет, исходящий от окон, тоже позволит делать отличные снимки не только утром или вечером, но и днём.

3. Игра на контрастах: сравнение, противопоставление

Этот приём тоже относится к работе с сюжетом снимка, просто хотелось бы выделить его отдельно. Сравнение, «конфликт» на фото могут быть интересны вашему зрителю. Маленькое и большое, ровное и изогнутое, грубое и нежное, чёрное и белое — покажите в кадре игру противоположностей! Разумеется, чтобы запечатлеть подобное, фотограф должен сначала увидеть это (что требует некоторого опыта).

Nikon D810 / Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor
Известное место в Москве — храм Николая Чудотворца у Тверской заставы, который с двух сторон теснят деловые здания. Какие сравнения и противопоставления на этом снимке видит читатель? Напишите об этом в комментариях.

Одно из самых простых противопоставлений в пейзажной фотографии — сравнение большого и маленького. Проблема многих видовых снимков в том, что зритель не чувствует на картинке масштаба сцены. Грубо говоря, на фото скала высотой в 5 метров и гора в 5000 метров могут выглядеть почти одинаково. Нам же важно дать понять, что открывающаяся панорама действительно грандиозна. Для этого можно поместить в кадр предмет, чьи масштабы зритель способен оценить: человека или животное, постройку, на худой конец, дерево.

Сравнивать можно не только в пейзаже. Старость и молодость, богатство и бедность, женственность и мужество — вот только несколько примеров противопоставления для портретной фотографии. Многие известные фотографы — мастера сравнений, взять хотя бы Элиотта Эрвитта со знаменитой фотографией «Белые и цветные».

«Белые и цветные», Элиотт Эрвит
Как вы думаете, что сравнивает автор на этом фото? Какие детали заставляют нас почувствовать противопоставление на нём?

4. Использование перспективы

Фотография — это плоская картинка, проекция трёхмерного мира. Тем не менее зрителю нравится погружаться в 3D, чувствовать объёмность кадра. Как создать на двухмерном изображении иллюзию объёма? С помощью перспективы. Тема работы с перспективой заслуживает если не отдельной книги, то как минимум отдельной большой статьи. Здесь мы её коснёмся лишь вскользь, дав, прежде всего, не теоретические знания, а практические советы.

Начнём с того, что в фотографии используется несколько видов перспективы. Самая простая и знакомая всем — линейная. Это визуальное изменение размеров объектов по мере их удаления от наблюдателя. Лучше всего видно линейную перспективу тогда, когда в кадре есть уходящие вдаль линии. Классический пример: параллельные рельсы, удаляясь, сходятся в одну точку. Ищите в своих кадрах такие линии. Они позволят зрителю почувствовать объём, а заодно ведут его взгляд за собой вглубь кадра.

Сколько читатель насчитает в этой статье фотопримеров с ярко выраженной линейной перспективой? Их довольно много! Ведь используется этот приём очень и очень часто. Вот ещё один кадр:

Nikon D810 / Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED Nikkor

Второй вид перспективы — тональная (воздушная). Да, в живописи тональная и воздушная перспектива — два отдельных вида: один отвечает за искажение цветов по мере удаления объекта от наблюдателя, другой — за уменьшение контраста и чёткости. Но в фотографии одно без другого не может существовать, ведь именно толща воздуха, дымка ответственны за изменение цветов и контраста. Поэтому их почти всегда объединяют в один вид и применяют как цельный изобразительный приём. Тональная (воздушная) перспектива, как и линейная, используется для того, чтобы подчеркнуть объём, трёхмерность пространства на фотографии.

Пример тональной (воздушной) перспективы на фото. Чем дальше от нас — тем ниже контраст объектов. Взгляните на горные хребты.

Тональная (воздушная) и линейная перспектива — мощные инструменты фотографа. Но прежде чем бросаться снимать дорожки, уходящие вдаль, и далёкие горные вершины, важно понимать, что лишь одна перспектива не вытянет на себе скучный кадр. Поэтому используйте перспективу вместе с другими художественными приёмами!

5. Работаем с многоплановой композицией

Передний и средний план, фон — эти определения знают все. Если вы способны понять, где на вашем снимке фон, а где передний план, значит вы вполне можете создавать многоплановые композиции! Классический пример создания такой композиции в пейзаже: разместите на переднем плане растения (цветы), чуть дальше, на среднем плане, какой-нибудь домик, а на заднем пусть будут горы.

Многоплановые кадры нравятся зрителям: всегда есть что изучить взглядом. Мало того, благодаря интересному сочетанию планов можно показать какой-то сюжет, конфликт, историю. Создать многоплановую композицию проще, чем вы думаете! Просто не бросайтесь снимать красивый пейзаж прямо с той точки, где вы стоите. Поищите передний план, способный дополнить композицию, ваш сюжет. Им вполне могут стать цветы, деревья, красивые камни и прочее. На передний план вы можете поставить человека или животное. При этом важно помнить, что создать многоплановую композицию — не значит нагромоздить в кадр побольше всего. Планы не должны перегораживать, перебивать друг друга, они должны быть связаны общим сюжетом, идеей снимка.

Как работа с передним планом может сказаться на сюжете снимка? Например, так. У меня множество похожих фото северного сияния с другим передним планом: камнями, цветами, скалами. Но многим зрителям нравится именно этот снимок. Передний план в виде лодки (пусть она не совсем резка: сказались волны и съёмка на длинной выдержке — какое это имеет значение?) получился жизненным и понятным каждому. Он заставляет чувствовать зрителя сопричастность (пожалуй, каждый рыбак катался на лодке «Прогресс», изображённой на фото). Этого не происходит, когда в качестве переднего плана выступают случайные камни или цветы.

6. Точка съемки

Знаете ли вы, что человек, как и фотокамера, видит мир не трёхмерным, а лишь как его двухмерную проекцию на сетчатке глаза? Что мы делаем с предметом, чтобы получше его рассмотреть, узнать о его свойствах в трёхмерном пространстве? Крутим в руках. Тот же трюк с фотографией провернуть не получится. Только вы как автор сможете выбрать, с какой стороны показать тот или иной объект своему зрителю. Пользуйтесь этой возможностью!

Зачастую именно выгодная точка съёмки будет решать, удачный снимок получится или нет. С помощью выбранного ракурса мы можем показать объём предмета (например, показав его не «в лоб», а вполоборота). Помните, оригинальная точка съёмки — это не только съёмка с нижней или верхней точки. Ищите такие ракурсы, с которых ваш сюжет наилучшим образом будет показан зрителю.

Nikon D610 / Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor

Только благодаря выбранному ракурсу видна стена из кустарника. Если отойти от неё хотя бы на метр, она «рассыпется»: превратится в отдельные, ничем не примечательные кусты возле трамвайных путей. Для съёмки я использовал телеобъектив Nikon 70-200mm f/4G ED AF-S VR Nikkor. Он позволил сжать перспективу на фото. В том числе, он сжал промежутки между кустами, которые были заметны даже с такого ракурса при съёмке на широкоугольную оптику.

Это лишь первая часть статьи. Оставайтесь с нами: подписывайтесь на странички журнала Prophotos.ru в соцсетях, чтобы не пропустить окончание статьи!

prophotos.ru

alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *